Дело № 2-1178/15
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волжск 18 августа 2015 года
Волжский городской суд РМЭ в составе судьи Емельяновой Е.Б.,
при секретаре судебного заседания Никифоровой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волжского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Основная школа № 3» <адрес> РМЭ, администрации городского округа «<адрес>» об обязании оборудовать ограждение территории и его инженерную укреплённость, обязании обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию ограждения территории и его инженерной укреплённости,
УСТАНОВИЛ:
Волжский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском в обоснование указав, что Волжской межрайонной прокуратурой на основании поступившей информации МО МВД России «Волжский» проведена проверка исполнения муниципальным общеобразовательным учреждением «Основная школа № 3» <адрес> Республики Марий Эл (далее – МОУ ОШ №3) законодательства о противодействии терроризму, защите жизни и здоровья обучающихся, в ходе которой выявлены нарушения закона.
В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В целях противодействия терроризму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма. К числу мер по противодействию терроризму относится создание и поддержание необходимого уровня защищённости объектов.
В силу п.2 ч.6 и ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
По результатам межведомственного комиссионного обследования МОУ ОШ №3 согласно стандарту безопасности в общеобразовательных организациях РМЭ, утверждённого Главой Республики Марий Эл 11.12.2013г., установлено, что в данном учреждении инженерная укреплённость ограждения не отвечает предъявляемым вышеуказанным требованиям антитеррористической защищённости. В частности, проверкой установлено, что нарушена целостность ограждения школы по границе территории образовательного учреждения со стороны <адрес>, а также по границе территории образовательного учреждения за зданием школы со стороны <адрес>.
Изложенное подтверждается информацией МО МВД России «Волжский» и актом комиссионной проверки состояния антитеррористической защищённости образовательного учреждения.
Таким образом, в указанном учреждении не выполнены в полном объёме мероприятия, обеспечивающие безопасность и антитеррористическую защищённость объекта.
Волжский межрайонный прокурор РМЭ просит суд:
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная школа №3» <адрес> Республики Марий Эл оборудовать ограждение территории образовательного учреждения и его инженерную укреплённость в соответствии с требованиями законодательства и стандарта безопасности в общеобразовательных организациях РМЭ, утверждённого Главой Республики Марий Эл 11.12.2013г., а именно: установить ограждение школы по границе территории образовательного учреждения со стороны <адрес> и по границе территории образовательного учреждения за зданием школы со стороны <адрес> – в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда;
Обязать администрацию ГО «<адрес>» обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию ограждения территории образовательного учреждения и его инженерной укреплённости в соответствии с требованиями законодательства и стандарта безопасности в общеобразовательных организациях РМЭ, утверждённого Главой Республики Марий Эл 11.12.2013г.
Ст.помощник Волжского межрайонного прокурора РМЭ ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил суду соответствующее изложенному в уточненном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика МОУ СОШ №3 ФИО4 исковые требования признала, суду пояснила, что в настоящее время нарушена целостность ограждения школы по границе территории образовательного учреждения со стороны <адрес>, а также по границе территории образовательного учреждения за зданием школы со стороны <адрес>, которую в ближайшее время своими силами школа обязуется восстановить. В настоящее время отсутствует финансирование данного вида расходов администрацией ГО «<адрес>», что подтверждает приложенная переписка.
Представитель ответчика администрации ГО «<адрес>» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Представили суду отзыв на исковое заявление в котором просили в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица МУ «Отдел образования» администрации ГО «<адрес>» - ФИО5, действующая на основании доверенности, вопрос о разрешении исковых требований оставила на усмотрение суда.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика администрации ГО «<адрес>» в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 41 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В ч. ч. 1 и 3 ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" указано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Федеральный закон РФ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
В соответствии с п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона РФ, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ч. 3 ст. 5 указанного Федерального закона РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 41 указанного Федерального закона РФ, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Судом установлено, что Волжской межрайонной прокуратурой на основании поступившей информации МО МВД России «Волжский» проведена проверка исполнения муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя школа №3» <адрес> Республики Марий Эл законодательства о противодействии терроризму, защите жизни и здоровья обучающихся, в ходе которой выявлены нарушения закона..
По результатам межведомственного комиссионного обследования МОУ СОШ №3 согласно стандарту безопасности в общеобразовательных организациях РМЭ, утверждённого Главой Республики Марий Эл 11.12.2013г., установлено, что в данном учреждении инженерная укреплённость ограждения не отвечает предъявляемым вышеуказанным требованиям антитеррористической защищённости. В частности, проверкой установлено, что нарушена целостность ограждения школы по границе территории образовательного учреждения со стороны <адрес>, а также по границе территории образовательного учреждения за зданием школы со стороны <адрес>.
Изложенное подтверждается информацией МО МВД России «Волжский» и актом комиссионной проверки состояния антитеррористической защищённости образовательного учреждения (л.д.4-6), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34-36).
Суд критически относится к доводам ответчика администрации ГО «<адрес>» в части того, что они являются ненадлежащими ответчиками, и исходит из следующего. Нормами Федерального закона РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона РФ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлено, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
На основании вышеизложенного суд считает исковые требования Волжского межрайонного прокурора РМЭ подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №3» <адрес> РМЭ, администрации городского округа «<адрес>» об обязании оборудовать ограждение территории и его инженерную укреплённость, обязании обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию ограждения территории и его инженерной укреплённости - удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» <адрес> Республики Марий Эл оборудовать ограждение территории образовательного учреждения и его инженерную укреплённость в соответствии с требованиями законодательства и стандарта безопасности в общеобразовательных организациях РМЭ, утверждённого Главой Республики Марий Эл 11.12.2013г., а именно: установить ограждение школы по границе территории образовательного учреждения со стороны жома № по <адрес> и по границе территории образовательного учреждения за зданием школы со стороны <адрес> – в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда;
Обязать администрацию ГО «<адрес>» обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию ограждения территории образовательного учреждения и его инженерной укреплённости в соответствии с требованиями законодательства и стандарта безопасности в общеобразовательных организациях РМЭ, утверждённого Главой Республики Марий Эл 11.12.2013г..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РМЭ в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме через Волжский городской суд РМЭ.
Судья Е.Б.Емельянова
Решение в окончательной форме вынесено 21 августа 2015 года.