дело ...(1)а-384/2020
56RS0005-01-2020-000182-86
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Абдулино 10 марта 2020 года
Абдулинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мурзаковой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Дунаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Оренбургской области к Мельникову С. В. о взыскании задолженности по налогу на имущество и транспортному налогу с физических лиц,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Оренбургской области обратилась в суд с административным иском к Мельникову С.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество и транспортному налогу с физических лиц, указав в его обоснование, что Мельников С.В. является плательщиком налога на имущество и транспортного налога, ему направлены налоговые уведомления от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., которые в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил, в связи с чем в соответствии со статьей 75 НК РФ на сумму несвоевременно уплаченного налога начислены пени. Мельникову С.В. направлены требования об уплате налога и пени от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., которые в добровольном порядке налогоплательщик в установленный срок не исполнил, срок добровольной оплаты истёк. Инспекция пропустила срок для обращения в судебный орган в судебно-приказном порядке, в связи с чем мировым судьей в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогам было принято решение отказать. Причиной пропуска срока для принятия мер принудительного взыскания в порядке статьи 48 НК РФ явилась техническая проблема в ходе администрирования налогоплательщика в автоматизированной информационной системе «АИС НАЛОГ-3», по которой не был вовремя сформирован пакет документов по заявлению о вынесении судебного приказа по должнику при запуске бизнес процесса. Полагает, что указанные обстоятельства являются уважительными, в связи с чем просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и принять административное исковое заявление к производству, взыскать с Мельникова С.В. недоимки по: налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 66 руб., пеня в размере 2,80 руб. Транспортный налог с физических лиц: налог в размере 1875 руб., пеня в размере 61,65 руб., на общую сумму 2005,45 руб.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Оренбургской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Мельников С.В., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился.
Учитывая положения части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, в соответствии с положениями статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ, статьей 3, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Одновременно по смыслу статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса РФ).
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ (статья 400 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со статьей 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (статьи 405, 406 Налогового кодекса РФ).
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (часть 1 статьи 358 Налогового Кодекса РФ).
В силу статьи 361 Налогового кодекса РФ, статьи 6 Закона Оренбургской области от ... ... «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359, пунктом 1 статьи 360 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговым периодом признается календарный год.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункты 1, 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее ... года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации) (в ред. Федерального закона от ... №334-ФЗ – не позднее ... года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, Мельникову С.В. были исчислены налог на имущество физических лиц и транспортный налог, что подтверждается налоговыми уведомлениями.
Указанные налоги Мельникову С.В. в установленный срок не оплачены, в связи с чем налоговым органом начислены пени в соответствии со статьей 75 НК РФ за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц и транспортного налога, что подтверждается расчетом пени.
Налоговым органом в адрес Мельникова С.В. направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ..., от ... ....
Срок добровольной уплаты налога и пени до ..., ..., ..., ..., истёк, задолженность не погашена, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании.
Определением и.о. мирового судьи судебного участка №2 Абдулинского района и в административно-территориальных границах всего Матвеевского района Оренбургской области мировым судьей судебного участка №1 г.Абдулино и Абдулинского района Оренбургской области от ... отказано в принятии заявления Межрайонной ИФНС России №1 по Оренбургской области к Мельникову С.В. о вынесении судебного приказа об уплате обязательных платежей и санкций в порядке КАС РФ.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, с указанием на то, что причиной пропуска срока для принятия мер принудительного взыскания в порядке статьи 48 НК РФ явилась техническая проблема в ходе администрирования налогоплательщика в автоматизированной информационной системе «АИС НАЛОГ-3», по которой не был вовремя сформирован пакет документов по заявлению о вынесении судебного приказа по должнику при запуске бизнес процесса.
Аргументы административного истца о технических причинах пропуска процессуального срока не могут быть расценены в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку каких-либо уважительных причин, действительно свидетельствующих о невозможности заблаговременного направления административного искового заявления в суд налоговым органом не названо. Отсутствие у налогового органа фактической возможности для обращения с административным исковым заявлением в суд без использования указанных налоговым органом программ, учитывая имеющиеся в личных делах налогоплательщиков сведения, не подтверждено.
В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (пункт 5 статьи 138 КАС РФ).
В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств (пункт 5 статьи 180 КАС РФ).
Таким образом, у суда отсутствуют основания для восстановления срока на подачу Межрайонной ИФНС России №1 по Оренбургской области заявления о взыскании обязательных платежей с налогоплательщика - административного ответчика Мельникова С.В.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока на обращение с административным иском в суд Межрайонной ИФНС России №1 по Оренбургской области отказать.
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №1 по Оренбургской области к Мельникову С. В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 66 рублей, пеня в размере 2,80 рублей, по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 1875 рублей, пеня в размере 61,65 рублей, на общую сумму 2005,45 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Абдулинский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.П. Мурзакова
Мотивированное решение суда составлено ....