дело № 2-1046/2022; 33-7488/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 октября 2022 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В.,
судей областного суда Раковского В.В., Устьянцевой С.А.,
при секретаре Червонной А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Домокуровой М.И. к Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о перерасчете размера денежной компенсации и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Домокуровой Марии Ивановны
на решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 9 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения истца Домокуровой М.И. и её представителя Приходько А.Г., участвующих в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи и поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» - Баловнева Д.О., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Домокурова М.И. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» (далее – ГКУ «Центр социальной поддержки населения»), указав, что с 1995 года состоит на учете в ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения». С 1996 года ей присвоена категория «Ветеран труда», поэтому на основании Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и Закона Оренбургской области от 31 октября 2014 года № 2575/733-V-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий, проживающих в Оренбургской области», имеет право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки) в размере 50 %. Однако ответчик предоставляет ей компенсацию не полном объеме, чем нарушает ее права. 1 апреля 2019 года ей присвоена льготная категория «Дети войны», в связи с чем она имеет право также на получение меры социальной поддержки на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) в размере 100 %. Полагала, что ответчик неверно производит начисления льгот, поэтому просила защитить ее права и законные интересы, как гражданина Российской Федерации и лица, имеющего звание «Ветеран труда – дети войны».
В ходе рассмотрения дела Домокурова М.И. изменила исковые требования, указав, что проживает в индивидуальном жилом доме, в котором установлены приборы учета коммунальных услуг. ЕДК ей начисляется в размере 50 % от показаний прибора учета, исходя из фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, но не более нормативов потребления, установленных законом. Если бы у нее не было прибора учета, ЕДК составляла бы 50 % от норматива потребления, независимо от фактического потребления. Указывает что летом, когда она не пользуется отоплением и газом, ЕДК начисляется в полном объеме, а зимой, когда потребление возрастает и превышает норматив, только исходя из норматива. Считает, что наличие прибора учета снижает ее гарантии на получение ЕДК в размере 50 %, а норматив потребления не может применяться при наличии прибора учета. То есть, ЕДК всегда должна составлять 50 % от показаний прибора учета, без применения нормативов потребления. Также указывает, что с 2019 года она имеет право на льготы по категории «Дети войны». Для данной категории компенсация по обращению с ТКО составляет 100%. Однако ей начисляется только 50 % ЕДК, что, по ее мнению, незаконно. Просила обязать ответчика произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации с 1 января 2016 года по дату вступления решения суда в силу с учетом установления ЕДК в размере 50 % от показаний прибора учета, исходя из фактических расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг без применения нормативов потребления, а также в размере 100 % расходов на оплату обращения с твердыми коммунальными отходами с момента получения статуса «Дети войны»; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО «Газпром межрегионгаз Оренбург» и ООО «Природа».
Решением Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 9 августа 2022 года Домокуровой М.И. отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Домокурова М.И. просит отменить обжалуемое решение, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители третьих лиц не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Домокурова М.И. является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов по коммунальным услугам в размере 50 % по категории «Ветеран труда». При этом ЕДК выплачивалась Домокуровой М.И. до февраля 2019 года с учетом регистрации в жилом помещении двух лиц, с марта 2019 года как одиноко проживающему лицу.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12 января 1995 года.
В соответствии с подпунктами 2, 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе получение ежемесячной денежной выплаты и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В Оренбургской области отношения по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в том числе ветеранам труда, регулируются Законом Оренбургской области от 2 ноября 2004 года № 1523/254-III-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны».
Согласно абзацам 3,4 пункта 4 части 2 статьи 2 Закона Оренбургской области от 2 ноября 2004 года лицам, имеющим звание «Ветеран труда», гражданам, приравненным к ним, предоставляется мера социальной поддержки - компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за отопление (теплоснабжение, природный газ), начисленной на общую площадь жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемую жилую площадь) исходя из нормы не более 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан, в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг;
- платы за коммунальные услуги (кроме услуги отопления), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении иска в части перерасчета ЕДК по оплате за отопление, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами, пришел к правильному выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства при предоставлении истцу меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению, исходя из нормы не более 42 кв. метра – ранее на семью из двух человек, а с марта 2019 года как одиноко проживающей, исходя из нормы 33 кв. метра, и в пределах установленных нормативов потребления указанной услуги.
В соответствии со статьей 1 Закона Оренбургской области от 31 октября 2014 года № 2575/733-V-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Оренбургской области» право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют граждане Российской Федерации, имеющие место жительства на территории Оренбургской области, которые родились в период с 3 сентября 1927 года по 3 сентября 1945 года ("Дети войны").
Статьей 2 вышеназванного закона в числе мер социальной поддержки предусмотрена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 100 процентов.
Между тем, частью 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 31 октября 2014 года № 2575/733-V-ОЗ регламентировано, что действие настоящего Закона распространяется на граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, не получающих меры социальной поддержки по иным основаниям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о предоставлении меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 100%, установленной для категории «Дети войны» в отношении проживающих на территории Оренбургской области граждан, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Домокурова М.И. получает меры социальной поддержки по категории «Ветеран труда», в соответствии с которой ей предоставляется мера социальной поддержки по оплате всех видов коммунальных услуг в размере 50 % в пределах нормативов потребления, в связи с чем мера социальной поддержки по категории «Дети войны» не может быть на нее распространена в силу положений части 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 31 октября 2014 года № 2575/733-V-ОЗ.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы о наличии права на получение меры социальной поддержки, установленной для категории граждан «Дети войны» при использовании льгот по категории «Ветеран труда», поскольку данные доводы основаны на неверном применении Закона Оренбургской области от 31 октября 2014 года № 2575/733-V-ОЗ, частью 2 статьи 1 которого прямо предусмотрена возможность предоставления установленных данных законом мер социальной поддержки только гражданам, которые не получают меры социальной поддержки по иным основаниям.
Поскольку истец получает меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, в том числе по обращению с ТКО, установленных для лиц, меющих звание «Ветеран труда», права на компенсацию расходов по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 100%, установленную для граждан, относящихся к категории «Дети войны», либо в размере 50% с учетом предоставленной льготы по иному основанию, истец не имеет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что компенсация расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению должна производиться, исходя из оплаты по показаниям приборов учета, а не по нормативам, также основаны на неверном применении вышеприведенных положений Закона Оренбургской области от 2 ноября 2004 года № 1523/254-III-ОЗ, в связи с чем, отмену решения не влекут.
Руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орска Оренбургской области от 9 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Домокуровой М.И. – без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Булгакова
Судьи В.В. Раковский
С.А. Устьянцева