Судья |
Маковеева Г.П. |
Дело №33-3373/2015 |
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего |
Суярковой В.В., |
судей |
Шкобенёвой Г.В., Горбачевской Ю.В., |
при секретаре |
Евдокимовой Т.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 сентября 2015 года по докладу судьи Шкобенёвой Г.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» - Д.Т.А. на решение Фокинского районного суда г.Брянска от 02 июля 2015 года по иску Белов Е.А. к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделению города Брянска Федерального государственного казенного учреждения «Западрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту Жилищного обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации о восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в форме денежных средств на приобретение или строительства жилых помещений,
У С Т А Н О В И Л А:
Белов Е.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в рядах Вооруженных сил, уволен в связи с выслугой лет. ДД.ММ.ГГГГ был признан нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако, ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца было принято решение о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в форме денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений и об отказе в предоставлении денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений. Указанное решение мотивировано выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В связи чем, просил признать незаконными решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российский Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, и восстановить на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых в форме денежных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением Фокинского районного суда г.Брянска от 02 июля 2015 года исковые требования Белов Е.А. удовлетворены.
Суд признал незаконными решение Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ
Восстановил Белов Е.А. на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых в форме денежных средств на приобретение или строительство жилого помещения с даты его первоначальной постановки, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи два человека.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» - Д.Т.А. просит решение Фокинского районного суда г.Брянска от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять по делу новое решение, отказав Белов Е.А. в удовлетворении исковых требований. Считает выводы суда неверными, поскольку в соответствии с выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, Белов Е.А. исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы по истечении срока контракта о прохождении военной службы. Согласно электронной базе данных военнослужащих, Белов Е.А. признан нуждающимся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ. При рассмотрении судом вопроса о законности принятия Белов Е.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях не были приняты во внимание нормы ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которым на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, с выслугой более 10 лет. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у Белов Е.А. выслуга лет составляет – 7 лет 10 месяцев 27 дней. Следовательно, он не мог быть признан нуждающимся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ.
В возражениях на апелляционную жалобу, представитель Белов Е.А. – С.П.Л., считая доводы жалобы необоснованными и неподлежащими удовлетворению, просил решение Фокинского районного суда г.Брянска от 02 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Шкобенёвой Г.В., изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя Белов Е.А. – С.П.Л., проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, поставленного в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами и требованиями норм материального и процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Белов Е.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в рядах Вооруженных сил, уволен в связи с выслугой лет.
ДД.ММ.ГГГГ был признан нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем, в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Белов Е.А. принято решение о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в форме денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений и об отказе в предоставлении денежных средств на приобретение или строительство жилых помещение.
Удовлетворяя исковые требования Белов Е.А., суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении заявитель был обеспечен жилой площадью менее учетной нормы, в связи с чем имеет право быть восстановленным на учете в качестве нуждающегося. Кроме того, на момент увольнения имел выслугу более 20 лет, был поставлен на учет в качестве военнослужащего и данный статус не утратил, жилым помещением за время службы и после увольнения не обеспечен, а поэтому ссылка на п.6 ч.1 ст. 56 ЖУ РФ в решении № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений является несостоятельной.
При этом суд обоснованно проверил доводы сторон исходя из оснований указанных в оспариваемых решениях № и № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в связи с выявлением неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст.59 и п. "т" ст.71 Конституции РФ, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
В соответствии с п.1 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо ФЗ "О статусе военнослужащих", подлежат учету и другие нормы действующего законодательства.
В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст. 56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания истца нуждающимся в получении жилья.
Согласно ст.5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
В силу ч.2 ст.6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случаях утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие ЖК РФ" гражданам, принятым на учет до ДД.ММ.ГГГГ, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность снятия их с учета (помимо оснований, указанных в пп. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Пунктом 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" предусмотрены следующие положения снятия с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы:
а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;
в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;
г) решения жилищной проблемы;
д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;
е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.
Не подлежат снятию с очереди граждане, уволенные с военной службы, в случае изменения регистрационного учета по месту пребывания и получения пенсии независимо от места проживания.
Из материалов дела следует, что на момент признания истца нуждающимся в жилом помещении, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, он был зарегистрирован по адресу: <адрес>
Кроме него, в указанном жилом помещении, зарегистрированы еще три человека – Б.Т.М., Б.А.И., Б.С.И.
Общая площадь указанного жилого помещения составляет <данные изъяты>, т.е. на каждого зарегистрированного в нем приходится <данные изъяты>.
Согласно правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в <адрес>, утвержденных Решением исполнительного комитета Брянского областного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, для жителей <адрес> установлена учетная минимальная норма жилой площади на одного человека – <данные изъяты>, то есть на жилищный учет принимаются заявления от граждан, пользующихся жилой площадью менее <данные изъяты>. на человека, а при выделении жилой площади граждане обеспечиваются из расчета не менее <данные изъяты> на человека, но не более нормы, установленной ст.38 ЖК РСФСР.
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Белов Е.А. на момент постановки его на учет в качестве нуждающегося был обеспечен жилой площадью менее учетной нормы, он имеет право быть восстановленным на учете в качестве нуждающегося, а ссылка на п.6 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ в решении № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, является несостоятельной.
Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы ответчика об установлении решением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» учетной нормы площади жилого помещения в <адрес> <данные изъяты>., поскольку Белов Е.А. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий до её принятия.
Доводы апелляционной жалобы о неверном указании наименования отделения – отделение (территориальное г.Брянск) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения «Министерства обороны Российской Федерации, не влияют на правильность оспариваемого решения суда, поскольку в суде оспариваются решения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, выводы суда мотивированны, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Доводы, изложенные в апелляционное жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, судом им дана правильная правовая оценка и они обоснованно не приняты во внимание.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, оснований для отмены постановленного судом решения не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░░ |
░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░░░░░░ |