Решение по делу № 2а-5029/2020 от 16.09.2020

Дело № 2а-5029/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 декабря 2020 года г. Калининград

Центральный районный суд города Калининграда в составе:

председательствующего судьи Стома Д.В.

при секретаре Казакявичюте Б.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Сорокина ФИО10 к ОМВД России по Центральному району г. Калининграда, сотруднику полиции Остапенко ФИО11 о признании незаконными действий,

У С Т А Н О В И Л:

Сорокин В.А. обратился в суд с названными выше требованиями, указав, что является адвокатом, 17.06.2020, явившись в ОМВД России по Центральному району г. Калининграда, не был допущен дежурным - младшим сержантом Остапенко В.В. к дознавателю ОМВД и следователю СО ОМВД для получения находящихся у них в производстве документов по уголовным делам. При входе предъявил удостоверение адвоката и объявил о цели прибытия, однако дежурный попросил предъявить для досмотра сумку «барсетку». От проведения досмотра отказался, полагая, что досмотр вещей и документов возможен только после составления протокола в соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ в присутствии двух понятых либо видеозаписи. От составления протокола досмотра сотрудник полиции отказался. Полагает действия сотрудника полиции незаконными, нарушающими права и законные интересы гражданина, препятствующими адвокатской деятельности.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ОМВД России по Центральному району г. Калининграда.

В судебном заседании административный истец Сорокин В.А. административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, на удовлетворении иска настаивал.

Представитель ОМВД России по Центральному району г. Калининграда – Орлова Т.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск полагала необоснованным, просила в удовлетворении требований отказать, представила письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.

Представитель УМВД России по Калининградской области по доверенности – Гороховцев Р.Н. в судебном заседании возражал против административного иска, просил в удовлетворении требований отказать.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.

Из содержания статей 218, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые интересы граждан либо иных лиц.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Сорокин В.А. является адвокатом (удостоверение ), осуществлял защиту по уголовным делам, находящимся в производстве отдела дознания ОМВД России по Центральному району г. Калининграда и следственном отделе ОМВД России по Центральному району г. Калининграда.

17.06.2020 прибыл в ОМВД России по Центральному району г. Калининграда для явки к дознавателю и следователю для получения документов по находящимся у них в производстве уголовным делам, однако не был допущен к входу дежурным сотрудником - младшим сержантом Остапенко В.В., в связи с отказом прохождения осмотра ручной клади.

В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Пунктом 25 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» установлено, что полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность, в том числе с применением технических средств, зданий, сооружений, помещений и иных объектов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органов, организаций и подразделений; требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах; осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей, досмотр и (или) осмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты и выезде с охраняемых объектов; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности граждан, в том числе проходящих службу (работающих) в органах внутренних дел, а также условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимых (выносимых), ввозимых (вывозимых) имущества, вещей, предметов и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде.

Согласно п. 1, пп. 19 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 года № 699, МВД России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции (далее - сфера внутренних дел), а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел, обеспечивает участие органов внутренних дел в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов системы МВД России.

Приказом МВД России от 10.02.2017 № 58дсп «О мерах по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности зданий, сооружений, помещений и иных объектов территориальных органов МВД России» установлено, что при проходе через контрольно-пропускной пункт лиц, обладающих в соответствии с законодательством Российской Федерации неприкосновенностью, Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителей подразделений центрального аппарата МВД России, главных инспекторов МВД России, начальников органов внутренних дел и их заместителей, сотрудников подразделений собственной безопасности, инспекций и инспекций по личному составу территориальных органов МВД России, а также иных должностных лиц, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на беспрепятственный вход на территорию объектов территориальных органов МВД России, досмотр их личных вещей и служебного автотранспорта, на котором они передвигаются, не осуществляется.

Во исполнение требований приказов МВД России в целях обеспечения охраны и антитеррористической защищенности здания приказом ОМВД России по Центральному району г. Калининграда от 29.10.2018 № 17 утверждена Инструкция о пропускном режиме в ОМВД, определяющая порядок пропуска лиц на территорию Отдела.

В соответствии с п. 13 Инструкции постовой перед прохождением посетителя через КПП обязан проверить документы удостоверяющие личность и дающие право на вход.

Согласно п. 14 Инструкции на территорию ОМВД запрещается вносить (ввозить) опасные вещества и предметы, обладающие опасными свойствами, нес вязанные с исполнением служебных обязанностей, а также специальные технические средства для несанкционированного получения информации.

В силу п. 15 Инструкции, посетители, отказавшиеся предъявить для досмотра вещи, проносимые на территорию ОМВД, не пропускаются, о чем делается соответствующая запись в Книге регистрации посетителей.

Согласно ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса при доставлении либо задержании.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что решение о досмотре Сорокина В.А. в порядке ст. 27.7 КоАП РФ сотрудником полиции не принималось, в связи с чем, несостоятельны доводы административного истца о неисполнении сотрудником полиции обязанности по производству досмотра с составлением протокола.

В данном случае целью предъявления ручной клади для проверки являлось не обследование находящихся в ней вещей в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, а установление факта наличия или отсутствия предметов, запрещенных к вносу в здание Отдела внутренних дел. Указанные меры направлены на обеспечение безопасности, а также прав граждан на охрану жизни и здоровья; носят предупредительный характер и не связаны с привлечением к публичной ответственности лиц, в отношении которых они применяются.

Данная правовая позиция нашла отражение, в частности, в Определении Конституционного Суда РФ от 28 мая 2013 года № 780-О.

Визуальный осмотр, осмотр с использованием технических средств, и предъявление сотруднику полиции (дежурному, постовому) для проверки ручную кладь (сумки, портфели, папки и т.п.) осуществляется в целях обеспечения установленного порядка деятельности судов, соблюдения баланса прав граждан.

Добровольное согласие исключает принудительный досмотр вещей граждан при отсутствии к тому оснований, как и право гражданина отказавшегося от прохождения процедуры безопасности на нахождение в здании суда.

В связи с этим осмотр не является личным досмотром как мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении (процессуальной мерой), не является принудительной мерой, связанной с административными правонарушениями и не связаны с фактами неправомерного поведения.

Досмотр вне производства по делу об административном правонарушении призван обеспечивать немедленную защиту публичных интересов граждан РФ в сфере безопасности, потому такие действия не могут расцениваться, как ограничивающие права адвоката, предусмотренные Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Законодателем не установлена неприкосновенность адвоката, не определены ни его личные привилегии как гражданина, ни привилегии, связанные с его профессиональным статусом, сам статус не может являться основанием для освобождения адвоката от соблюдения внутриобъектового режима отдела полиции.

Кроме того, в Перечне лиц, имеющих право входа на территорию ОМВД на основании служебных документов, являющемся приложением № 3 к Инструкции, адвокаты не поименованы.

В п. 30 должностного регламента (инструкции) помощника оперативного дежурного дежурной части ОМВД России по Центральному району г. Калининграда Остапенко В.В. предусмотрено обеспечение контроля за контрольно-пропускным режимом, несение службы по охране здания полиции ОМВД России.

Таким образом, проведение осмотра или досмотра ручной клади адвоката уполномоченным должностным лицом – сотрудником полиции при обеспечении пропускного режима на территорию ОМВД не может рассматриваться как нарушение профессиональной деятельности адвоката.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения требований административного искового заявления, рассматриваемого в порядке главы 22 названного Кодекса, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенные действия (бездействие) соответствуют законодательству (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Исходя из того, что вышеуказанной совокупности обстоятельств по настоящему административному делу не установлено, а оспариваемые административным истцом действия сотрудника ОМВД России по Центральному району г. Калининграда Остапенко В.В. соответствовали действующему законодательству и совершены в рамках действующих должностных инструкций, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административного иска Сорокина В.А. надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Сорокина ФИО12 к ОМВД России по Центральному району г. Калининграда, сотруднику полиции Остапенко ФИО13 о признании незаконными действий – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд города Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24.12.2020.

Судья Д.В. Стома

2а-5029/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Сорокин Владимир Анатольевич
Ответчики
Отдел МВД России по Центральному району городу Калининграда Сотрудник полиции младший сержант Остапенко Виктория Владимировна
Другие
Управление МВД РФ по Калининградской области
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Стома Диана Владимировна
Дело на странице суда
centralny.kln.sudrf.ru
16.09.2020Регистрация административного искового заявления
16.09.2020Передача материалов судье
21.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2020Судебное заседание
10.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее