Решение по делу № 2-3208/2021 от 11.10.2021

УИД 21RS0024-01-2021-002971-42

№2-3208/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 декабря 2021 года                      г. Чебоксары

Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мордвинова Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Порфирьевой А.И.,

с участием:

представителя истца – помощника прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики Лукиной Т.В.,

представителя ответчика СТ «Южный» - Алексеевой Е.В.,

представителя третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии – Якимова М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к Садоводческому некоммерческому товариществу «Южный» ОАО «Электроприбор» о понуждении к исполнению обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к СТ «Южный» о возложении обязанности создать условия для забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории СТ «Южный».

Требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности при обеспечении источников пожарного водоснабжения в СНТ, в ходе которой выявлено, что земельные участки на территории СТ «Южный», расположенного по адресу: <адрес> не обеспечены в предусмотренном действующим законодательством периметре противопожарными источниками водоснабжения. Так, ближайший источник пожарного водоснабжения находится на расстоянии, превышающем 500 метров от территории данного садоводческого товарищества, что ставит под угрозу жизнь, здоровье граждан и сохранность их имущества, а также объектов в случае пожара. Основываясь на изложенных в иске обстоятельствах, заместитель прокурора просил удовлетворить заявленные исковые требования.

Представитель истца – Лукина Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика СТ «Южный» - Алексеева Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что администрация г. Чебоксары обязана создать условия для забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории СТ «Южный». Нарушения, действительно, имеют место. Ответчик не имеет средств для самостоятельного устранения этих нарушений.

Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии – Якимов М.И. в судебном заседании оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.

Третье лицо администрация г. Чебоксары, надлежащим образом извещённая о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в суд не обеспечила, о причинах неявки суду не сообщила.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В силу ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ
«О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) руководители
организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также
выполнять предписания, постановления и иные законные требования
должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по
обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии
системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства
тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В соответствии с положениями ст.38 Закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Согласно положениям Закона N69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно- технического характера, направленных на борьбу с пожарами (статья 3); первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1).

Статьей 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент №123-ФЗ) предусмотрено, что он определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно п.2 ч.2 указанной статьи положения данного технического регламента об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности.

В соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 4 Технического регламента №123-Ф3 техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации, правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности; правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В соответствии с пп.2, 3 Постановления Правительства РФ от 01.07.2016 N 624 "Об утверждении Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил" свод правил представляет собой документ по стандартизации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - разработчик) и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов. Разработка, утверждение, изменение и отмена сводов правил осуществляются разработчиком в установленной сфере деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент №384-ФЗ), введённого в действие 01.07.2010, строительные нормы и правила, утверждённые до дня вступления в силу Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, признаются сводами правил.

В соответствии с частями 3, 4 ст.42 Технического регламента №384-Ф3 Правительство Российской Федерации постановлением от 28.05.2021 N 815 утверждён перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а Росстандарт приказом от 02.04.2020 N 687 утвердил Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требовании указанного федерального закона.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 62 Технического регламента № 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населённых должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Частями 1, 2 статьи 68 Технического регламента №123-ФЗ установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

Пунктом 5.8 СП 53.13330.2019 предусмотрено, что для обеспечения пожаротушения, при отсутствии централизованного водоснабжения, на территории земельных участков общего назначения садоводства должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары объемом, куб.м, при числе участков: до 300 - от 25 до 60 (водоемы или резервуар); при 301 участке и более - 60 (водоем).

При каждом водоеме следует предусматривать площадки для установки техники, с возможностью забора воды насосами и организацией не менее двух пожарных автомобилей.

Число водоемов (резервуаров) и их расположение определяются требованиями СП 31.13330. Аналогичные требования содержатся в пункте 5.9* СНиП 30-02-97*, распространяющихся на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий и сооружений.

Приказом МЧС России от 30.03.2020 N225 утверждён Свод правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», разработанный в соответствии со статьями 62, 68 и 99 Технического регламента N123-ФЗ, который является нормативным документом добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций.

В пункте 10.3 СП 8.13130 указано, что количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.

Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать в соответствии пункту 10.4 СП 8.13130, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

В соответствии с пунктом 10.4 СП 8.13130 пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего Свода правил.

Ёмкости и их оборудование должны быть защищены от замерзания воды. Допускается предусматривать подогрев воды в пожарных резервуарах с помощью водяных или паровых нагревательных приборов, подключённых системе центрального отопления зданий, а также с помощью электрических нагревателей и греющих кабелей (пункт 10.11 СП 8.13130).

В ходе судебного разбирательства установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой Калининского района г. Чебоксары проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности при обеспечении источников пожарного водоснабжения в СНТ, в том числе и в СТ «Южный».

По результатам проверки установлено, что земельные участки на территории СТ «Южный», расположенного по адресу: <адрес>, не обеспечены в предусмотренном действующим законодательством периметре противопожарными источниками водоснабжения.

Так, ближайший источник пожарного водоснабжения находится на расстоянии, превышающем 500 метров от территории данного садоводческого товарищества, что ставит под угрозу жизнь, здоровье граждан и сохранность их имущества, а также объектов в случае пожара, что подтверждается материалами проверки и не оспаривается стороной ответчика.

Исходя из установленных судом обстоятельств и вышеприведенных норм закона, суд приходит к выводу о том, что требования заместителя прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению, а доводы стороны ответчика о возложении этой обязанности на администрацию <адрес> – не основаны на нормах материального права. Кроме того, отсутствие денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности не является основанием для освобождения от исполнения ответчиком обязанности по соблюдению этих требований.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С учётом требований ч.1 ст.103 ГПК РФ, пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета г. Чебоксары подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на Садоводческое некоммерческое товарищество «Южный» ОАО «Электроприбор» обязанность создать условия для забора воды в любое время года для целей пожаротушения из источников наружного водоснабжения, расположенных на территории Садоводческого некоммерческого товарищества «Южный» ОАО «Электроприбор».

Взыскать с Садоводческого некоммерческого товарищества «Южный» ОАО «Электроприбор» в доход местного бюджета г. Чебоксары государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики путём подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                 Е.Н. Мордвинов

Мотивированное решение составлено 6 декабря 2021 года.

2-3208/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора Калининского района г. Чебоксары
Ответчики
СНТ "Южный" ОАО "Электроприбор"
Другие
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г.Чебоксары УНДиПР ГУ МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии
Администрация г. Чебоксары
Суд
Калининский районный суд г. Чебоксары
Судья
Мордвинов Евгений Никандрович
Дело на странице суда
kalininsky.chv.sudrf.ru
11.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
11.10.2021Передача материалов судье
11.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Судебное заседание
06.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2021Дело оформлено
06.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее