Решение от 18.03.2024 по делу № 2-461/2024 (2-2632/2023;) от 11.12.2023

66RS0051-01-2023-003083-92

Дело № 2-461/2024

Решение в окончательной форме изготовлено 25.03.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Серов              18 марта 2024 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Щербина Е.В., при секретаре судебного заседания Шагиахметовой В.М., с участием представителя истца Красновой С.Н., действующей на основании доверенности от 09.01.2024, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в г. Серове, Серовском, Гаринском и Верхотурском районах к Администрации Гаринского городского округа об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в г. Серове, Серовском, Гаринском и Верхотурском районах обратился в Серовский районный суд Свердловской области с исковым заявлением к Администрации Гаринского городского округа об обязании разработать проект санитарно-защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение по нему. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что на территории Гаринского городского округа находится объект размещения отходов (полигон ТКО), расположенный по адресу: Гаринский район 6км. автодороги Гари-Таборы, используемый без соблюдения обязательных санитарно-эпидемиологических требований. В адрес ответчика было направлено предостережение от 11.10.2023, которое осталось без ответа, в связи с чем истец был вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании представитель истца Краснова С.Н. исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Безденежных Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия, представила в суд письменный отзыв, в котором указала, что исковые требования ТУ Роспотребнадзора оставляет на усмотрение суда, просила учесть, что на разработку проекта санитарно-защитной зоны полигона в бюджете Гаринского городского округа денежные средства не предусмотрены.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, учитывая мнение представителя истца, определил рассмотреть дело без участия не явившегося представителя ответчика, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени судебного заседания.

Заслушав представителя истца Краснову С.Н., исследовав представленные материалы дела, оценив доказательства по делу на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с абзацем вторым статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), направленного, как следует из его преамбулы, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований данного федерального закона Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 222 от 3 марта 2018 г. (далее - Правила N 222), которые определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (пункт 1).

Согласно абзацу второму пункта 1 Правил N 222 санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Федеральный закон N 52-ФЗ, устанавливая санитарно-эпидемиологические требования в отношении действующих, планируемых к застройке городских и сельских поселений, предписывает предусматривать создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (часть 1 статьи 12).

Пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 18 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации относят санитарно-защитные зоны к числу зон с особыми условиями использования территорий. Целями установления зон с особыми условиями использования территорий являются, кроме прочего, защита жизни и здоровья граждан; охрана окружающей среды (подпункты 1, 4 пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).

Из названных положений следует, что негативное воздействие на окружающую среду, которое является объективным следствием хозяйственной деятельности человека, должно учитываться как действующими объектами, так и при осуществлении планировки в целях минимизации его влияния на жизнь и здоровье граждан, создания для них благоприятных условий проживания.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохраняющих его здоровье.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния среды как на территории объектов, так и в пределах их воздействия на окружающую среду (ч. 7 ст. 23, ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). В качестве территориальных пределов такого воздействия могут выступать границы санитарно-защитной зоны, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнений до значений, установленных гигиеническими нормативами.

В целях защиты окружающей среды и обеспечения безопасности населения, в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения (п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Поэтому вне зависимости от даты строительства объекта размещения отходов и проведения его реконструкции или капитального ремонта, осуществление на нем производства (хозяйственной деятельности, связанной с его эксплуатацией) должно соответствовать действующим на момент производства нормативам и требованиям.

Пункт 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержат прямое указание на то, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах эксплуатации промышленного объекта и производства. В перечень таких объектов подп. 2 п. 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 включены полигоны твердых бытовых отходов.

Таким образом, разработка, утверждение проекта санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых коммунальных отходов и ее фактическая организация в окончательном варианте являются обязательными для обеспечения при осуществлении хозяйственной деятельности по обороту отходов требований санитарно-эпидемиологического законодательства о благоприятной среде обитания, факторы которой не оказывают значительного вредного воздействия на человека и окружающую среду.

Приведенными выше положениями Федерального закона N 52-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, основанному на приоритете охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

В судебном заседании установлено, что на территории Гаринского городского округа находится объект размещения отходов (полигон ТКО), расположенный по адресу: Гаринский район 6-й км. автодороги Гари-Таборы, географические координаты 59.402111, 62.433408.

11.10.2023 Серовским ТУ Роспотребнадзора в адрес Администрации Гаринского городского округа выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в котором предложено разработать проект санитарно-защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-защитной зоны требованиям санитарных правил и нормативов.

Однако, при анализе сведений, размещенных на сайте санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию, установлено отсутствие такового у юридического лица, что нарушает требования законодательства.

При этом суд учитывает, что согласно выписке из ЕГРН от 19.02.2024 земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес>, предназначен для складирования и уничтожения сухих отходов, относится к землям специального назначения.

Пункт 1 Правил N 222 определяет порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Санитарно-защитная зона (СЗЗ): специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно - защитные зоны и санитарная классификация предприятии, сооружений и иных объектов" (Новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Учитывая приведенные требования закона, суд приходит к выводу, что вне зависимости от даты строительства объекта размещения отходов и проведения его реконструкции или капитального ремонта, осуществление на нем производства (хозяйственной деятельности, связанной с его эксплуатацией) должно безусловно соответствовать действующим на момент производства нормативам и требованиям, ответчик использует его как полигон для размещения твердых коммунальных отходов, то разработка проекта санитарно-защитной зоны является обязательной, при этом объекты размещения твердых коммунальных отходов относятся к классу II опасности, в связи с чем имеются правовые основания для понуждения ответчика к разработке проекта санитарно-защитной зоны действующего полигона и получения по нему соответствующего заключения.

Доказательств, опровергающих выводы суда в материалах дела не имеется, равно как и не представлено ответчиком сведений о том, что выполнение указанных действий следует возложить на иное лицо.

Довод ответчика о том, что в бюджете Гаринского городского округа не предусмотрено финансирование на данные цели, подлежит отклонению судом, как не основанный на законе.

Требования, приведенных в решении нормативных актов, являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности населения, сохранение жизни, здоровья и имущества. Отсутствие финансирования при реализации возложенных законодательством полномочий в области охраны окружающей среды на органы местного самоуправления не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь положениями ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при возложении на ответчика обязанности по разработке проекта, принимая во внимание мнение представителя истца, суд считает необходимым установить срок исполнения данной обязанности в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу.

В связи с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ () ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> 6-░ ░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 59.402111, 62.433408 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                      ░.░.░░░░░░░

2-461/2024 (2-2632/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Свердловской области в г.Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах
Ответчики
Администрация Гаринского городского округа
Суд
Серовский районный суд Свердловской области
Дело на сайте суда
serovsky.svd.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
14.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.01.2024Предварительное судебное заседание
06.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее