Дело № 2а-1667/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2018 года г. Нефтекамск РБ
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи И.Ф. Сафиной, при секретаре Шаяхметовой Ю.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС № 29 по Республике Башкортостан к Шакирову Р.Р, о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме 80 479,07 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан (далее МРИ ФНС №29 по РБ) обратилась в суд с требованием о взыскании с Шакирову Р.Р. обязательных платежей и санкций в общей сумме 80 479,07 руб., указав, что ответчик являлась плательщиком НДФЛ, НДС, был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ года. В нарушение ст. 174, п. 6 ст. 227 НК РФ предпринимателем сумма НДС за 3 квартал 2016 г., НДФЛ за 2015 г. уплачены несвоевременно.
Поскольку Шакиров Р.Р в установленный законодательством срок несвоевременно уплатил НДС 3 квартал 2016, НДФЛ от осуществления деятельности физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающиеся частной практикой ст.227 НК РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 36045,08 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017 в размере 7070,39 руб., согласно ст.75 НК РФ, ст.25 Закона № 212-ФЗ, начислены пени за каждый календарный день просрочки платежа.
Размер пеней за каждый календарный день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ:
- по налогу на добавленную стоимость в размере 10225,21 руб.;
- по НДФЛ от осуществления деятельности физическими лицами, индивидуальным предпринимателями, нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающиеся частной практике ст.227 НК РФ размере 6,29 руб.;
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 26207,55 руб.;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере ФФОМС до 01.01.2017 в размере 924,55 руб.
Межрайонная ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан направила Шакирову Р.Р. требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 8004 от 13.05.2017 г. со сроком исполнения до 02.06.2017 г.; №14830 от 14.09.2017 г. со сроком исполнения до 04.10.2017 г.
Требование налогового органа остались без исполнения.
Административный истец просит восстановить срок для подачи заявления о взыскании задолженности и взыскать с Шакирова Р.Р. указанные выше суммы налога, пени.
Представитель административного истца, будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Административный ответчик Шакиров Р.Р. будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, суду адресовал возражение на иск, в котором указал на пропуск налоговым органом установленного законом шестимесячного срока после истечения срока исполнения требования, в иске просил отказать.
Суд признает извещение надлежащим и, исходя из положений части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, исследовав представленные административным истцом доказательств, оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу о том, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги.
Согласно ст. 3 НК Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В силу ч.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Из письменных материалов дела следует, что за Шакировым Р.Р. числится задолженность по пеням по страховым взносам.
В связи с этим межрайонная ИФНС России № 29 по Республике Башкортостан в соответствии со ст. 69 НК РФ направила налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 8004 от 13.05.2017 г. со сроком исполнения до 02.06.2017 г.; №14830 от 14.09.2017 г. со сроком исполнения до 04.10.2017 г.
Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа оставлены налогоплательщиком Шакировым Р.Р. без удовлетворения.
В суд с заявлением о взыскании задолженности по пени МРИ ФНС России №29 по РБ обратилась 04 июля 2018 года, т.е. с пропуском срока, установленного ч.2 ст. 48 НК РФ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что истцом подано ходатайство в суд о восстановлении пропущенного срока, в котором истец указал, что иск подан с пропуском срока, предусмотренного ст. 48 Налогового кодекса, в обоснование уважительной причины пропуска срока инспекция указывает на необходимость подготовки полного комплекта документов, подтверждающих наличие задолженности у налогоплательщика, что привело к установлению несоблюдению норм налогового законодательства.
Указанные истцом обстоятельства, не являются основанием для восстановления пропущенного срока.
Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока административным истцом не представлено.
Таким образом, судом установлено, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
При совокупности таких обстоятельств в удовлетворении данного административного искового заявления необходимо отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 29 по Республике Башкортостан к Шакирову Р.Р. о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме 80 479,07 руб., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нефтекамский городской суд.
Судья: И.Ф. Сафина