Решение по делу № 33а-929/2017 (33а-17812/2016;) от 26.12.2016

Судья: Болочагин В.Ю. Дело № 33а-929/2017 (33а-17812/2016)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 февраля 2017 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей - Шилова А.Е., Занкиной Е.П.,

при секретаре - Астафьевой Д.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самара к Корчаку Е.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу,

по апелляционной жалобе Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 12 июля 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Корчака Е.В. в доход бюджета Самарской области сумму недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 57 000 рублей.

Взыскать с Корчака Е.В. в доход бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 1 910 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя ИФНС России по Ленинскому району г.Самара – Владимировой Е.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ИФНС России по Ленинскому району г. Самары обратилась в суд с административным иском к Корчаку Е.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 196 881 руб., из них: за 2012 год – 68 946 руб., за 2013 год – 70 845 руб., за 2014 год – 57 090 руб., ссылаясь на то, что ответчик в добровольном порядке не уплатил налоги в срок, указанный в требовании № 13725 об уплате налога от 12.10.2015. Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просил взыскать с Корчака Е.В. вышеуказанную задолженность по транспортному налогу.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ИФНС России по Ленинскому району г. Самара, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.

В заседании судебной коллегии представитель ИФНС России по Ленинскому району г.Самара – Владимирова Е.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала и просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.

Корчак Е.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии Корчака Е.В., извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ИФНС России по Ленинскому району г. Самара, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно имеющейся в материалах дела информации, полученной ИФНС России по Ленинскому району г.Самары из РЭО ГИБДД УМВД по г. Самаре 06.05.2015 и 19.06.2015, за Корчаком Е.В. зарегистрированы следующие транспортные средства: с 19.10.2006 - автомобиль Лексус RX 400 H, государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 211 л.с., с 26.12.2006 – автомобиль BMW 750LI, государственный регистрационный знак , с мощностью двигателя 366,80 л.с., ввиду чего он является плательщиком транспортного налога.

В адрес Корчака Е.В. направлено налоговое уведомление №347715 от 22.07.2015 об уплате транспортного налога за 2012-2014 годы в общей сумме 86 841 руб. за названные транспортные средства в срок до 01.10.2015 (с учетом перерасчета транспортного налога по налоговым требованиям №294986, №322805, №381400 в рамках ОКТМО).

21.10.2015 ИФНС России по Ленинскому району г.Самары в адрес Корчака Е.В. направлено требование № 13725 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 196 881 руб. и пени в размере 17 230,63 руб., о чем свидетельствует реестр исходящей заказной почтовой корреспонденции, прилагаемый к настоящему заявлению, срок уплаты налога. в срок до 24.11.2015. В данном требовании справочно указано, что по состоянию на 12.10.2015 за налогоплательщиком числиться общая задолженность в сумме 444 439,65 руб., в том числе по налогам и сборам в размере 365 328,21 руб.

Направляя ответчику налоговое уведомление, требование и обращаясь в суд с иском, налоговый орган произвел расчет транспортного налога исходя из мощности автомобилей Лексус RX 400 H, государственный регистрационный знак - 211 л.с., BMW 750LI, государственный регистрационный знак 366,80 л.с.

Вместе с тем, из представленных РЭО ГИБДД УМВД по г. Самаре по запросу суда сведений о транспортных средствах, зарегистрированных на имя Корчака Е.В. следует, что мощность двигателя BMW 750LI, государственный регистрационный знак составляет 366 л.с., а не 366,80 л.с., как указано в налоговом уведомлении №347715 от 22.07.2015.

Учитывая указанные обстоятельства суд пришел к правильному выводу, что размер транспортного налога следует рассчитывать исходя из указанных значений мощности двигателей, что составляет: за 2012 год – 68 826 руб., за 2013 год – 70 725 руб., за 2014 год – 57 000 руб.

Доказательств уплаты налога в материалы дела не представлено.

Рассматривая требования о взыскании недоимки по транспортному налогу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административное исковое заявление о взыскании транспортного налога за 2014 год предъявлено в суд с соблюдением сроков, установленных статьей 48 НК РФ, а поскольку обязанность по уплате налога административным ответчиком исполнена не была, правомерно взыскал с него недоимку по транспортному налогу за 2014 год в размере 57 000 руб., ввиду чего решение суда в указанной части является правильным и подлежит оставлению без изменения.

Отказывая в удовлетворении требований о взыскания с ответчика транспортного налога за 2012-2013 годы в общей сумме 139 551 руб., суд исходил из того, налоговым органом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд, при этом, как указал суд первой инстанции, административный истец с ходатайством о восстановлении пропущенного срока для подачи иска не обращался, доказательств пропуска указанного срока по уважительным причинам не представил.

Приходя к вышеприведенным выводам, суд сослался на положения ст. 70 НК РФ и указал, что срок направления Корчаку Е.В. требования по уплате налога за 2012-2013 годы, административным истцом пропущен.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании налогов по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

П. 3 ст. 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании уведомления, направляемого налоговым органом.

Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. (ст. 52 НК РФ)

В отношении транспортного налога соответствующая обязанность налогового органа предусмотрена п. 1 ст. 362 НК РФ, из которой следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

П. 1 ст. 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Следовательно, заявление о выдаче судебного приказа могло быть подано налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные ст. 70 НК РФ.

Согласно абз. 2 и 3 п. 3 ст. 363 НК РФ (введенным Федеральным законом от 28.11.2009 года N 283-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2010 года) направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм материального права налоговый орган был вправе направить Корчаку Е.В. в 2015 году уведомление об уплате транспортного налога за 2012-2013 годы и установить срок, в который оно должно быть исполнено. Учитывая, что сведения из РЭО ГИБДД УМВД по г. Самаре л зарегистрированных за налогоплательщиком транспортных средствах поступили в контрольный орган в мае-июне 2015 года, срок обращения налогового органа в суд в данном случае следовало исчислять не с момента установленного законом срока оплаты налога, а исходя из срока для предъявления требования (3 месяца со дня наступления срока, указанного в уведомлении), минимального срока на исполнение требования, предусмотренного п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (8 дней), срока направления требования по почте, установленного п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации (6 календарных дней) и шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа.

При таких обстоятельствах доводы жалобы ИФНС России по Ленинскому району г.Самара о том, что при исчислении срока суд не учел положения абзаца 2 пункта 3 статьи 363 НК РФ, а также о том, что срок на обращение в суд с требованием о взыскании транспортного налога за 2012-12013 годы не пропущен, заслуживал внимания, в связи с чем, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административного иска о взыскании транспортного налога за 2012-2013 годы и 2013 год на основании ст. 310 КАС РФ подлежит отмене, как вынесенное с нарушением вышеприведенных норм материального и процессуального права, с вынесением нового решения в данной части о взыскании с Корчака Е.В. транспортного налога за 2012 год – 68 826 руб., за 2013 год – 70 725 руб.

Также, с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 131, 02 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 12 июля 2016 года отменить в части отказа в удовлетворении требований, изложив резолютивную часть решения следующим образом.

«Исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Корчака Е.В. в доход бюджета Самарской области сумму недоимки по транспортному налогу в размере 196 551 руб., из них за 2012 год – 68 826 руб., за 2013 год – 70 725 руб., за 2014 год – 57 000 руб.

Взыскать с Корчака Е.В. в доход бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 5 131,02 рублей.»

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –


Копия верна. Судья -

33а-929/2017 (33а-17812/2016;)

Категория:
Административные
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
ИФНС России по Ленинскому району г.Самара
Ответчики
Корчак Е.В.
Другие
Батраева Ю.А.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Вачкова И. Г.
20.01.2017[Адм.] Судебное заседание
10.02.2017[Адм.] Судебное заседание
20.02.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее