Решение по делу № 2-3239/2024 от 12.03.2024

№ 2-3239/2024

24RS0056-01-2024-003562-38

РЕШЕНИЕ заочное

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Красноярск                                                                                            12 августа 2024 года

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Судит А.Г.,

при секретаре Москвиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КГКУ «Лесная охрана» к Прокопьеву Сергею Васильевичу о возложении обязанности,

        У С Т А Н О В И Л:

КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с иском к Прокопьеву С.В. о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства.

Требования мотивированы тем, что между министерством лесного хозяйства Красноярского края и Прокопьевым С.В. заключен договор купли - продажи лесных насаждений от 02.03.2021 года № 64, согласно которому КГБУ «Усольское лесничество» передает Прокопьеву С.В. лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности общей площадью 0,77 га, объемом 175 куб.м., предназначенные для заготовки древесины, на территории: Красноярский край, Усольское лесничество, Кайтымское участковое лесничество, квартал 59, выдел 31, лесосека 1, деляна 13. Заготовка древесины производилась ответчиком в период срока действия договора с 02.03.2021 года по 01.03.2022 года. По окончании осмотра лесного участка составлено сообщение о результатах осмотра лесосеки б/н от 08.07.2022 года, сообщение о нарушении требований лесного законодательства б/н от 08.07.2022 года, схема (абрис) от 08.07.2022 года, справка (расчет ущерба) от 08.07.2022 года. В результате нарушения лесного законодательства ответчиком причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 30 365 руб. На основании изложенного, истец просит обязать Прокопьева С.В. произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,35 га., по адресу: Красноярский край, Усольское лесничество, Кайтымское участковое лесничество, квартал 59, выдел 31, лесосека 1, деляна 13, в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения суда.

Представитель истца КГКУ «Лесная охрана» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Прокопьев С.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, заблаговременно, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица КГБУ «Усольское лесничество» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрения дела в отсутствие представителя.

    Суд, в соответствии со ст. ст. 167, 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями; недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платность использования лесов.

Согласно ст. 5 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Частью 1 ст. 24 ЛК РФ установлено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров.

Согласно ч. 3 ст. 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1132 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), осуществлении федерального государственного пожарного надзора в лесах и государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений», Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» утратило силу в связи с утверждением новых правил, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».

Согласно пункту 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, огневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков запрещаются.

В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств ст. 307 ГК РФ называет договора и сделки.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ч. 2 ст. 4 ЛК РФ от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 96 ЛК РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

Статья 99 ЛК РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Согласно пункту 1.2 Устава КГКУ "Лесная охрана" учредителем и собственником имущества учреждения является Красноярский край, функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края (л.д. 30-35).

В соответствии с пунктом 2.1, подпунктами 3, 4 пункта 2.4 Устава КГКУ "Лесная охрана" создано для исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя в области лесных отношений. Для достижения указанных в пункте 2.3. Устава целей деятельности Учреждения КГКУ "Лесная охрана" наделено, в том числе, правом предъявления исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и обращения в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Как следует из материалов дела, между министерством лесного хозяйства Красноярского края и Прокопьевым С.В. заключен договор купли-продажи лесных насаждений от 02.03.2021 года №64 (л.д. 11-13), согласно которому министерство передает лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность покупателю для заготовки древесины в целях строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории края, строительства хозяйственных построек на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории края, в соответствии со статьей 30 Лесного Кодекса РФ, а покупатель обязуется принять и уплатить за них плату в размере 14 441 рублей (п. 11 договора). Местоположение лесных насаждений: Красноярский край, Усольское лесничество Кайтымское участковое лесничество, кв. 59, выдел 31, лесосека №1, делянка №13 (п. 2 договора).

В соответствии с п. 7, 8 договора купли–продажи вывозка древесины осуществляется одновременно с ее заготовкой в срок до 01.03.2022 года. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим образом: сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период в сроки с 02.03.2021г. по 01.03.2022г.

Согласно сообщению о результатах осмотра лесосеки от 08.07.2022 года, составленному лесничем Сорокиным В.И. в отсутствие лесопользователя Прокопьева С.В., на лесном участке, находящемся в КГБУ «Усольское лесничество», квартал № 59, выдел № 31, лесосека № 1, деляна № 13 обнаружено, что деляна от порубочных остатков не очищена на площади 0,35 га, захламление 10-ти метровой полосы от стен леса. Разработка производилась не в соответствии с технологической картой (размещение погрузочной площадки не соответствует технологической карте, отсутствует минерализованная полоса) (л.д. 21-23). По результатам осмотра составлена схема (абрис) (л.д. 24).

В результате нарушения требований лесного законодательства Прокопьевым С.В. причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 30 365 руб., что подтверждается справкой-расчетом за нарушение требований лесного законодательства КГБУ «Усольское лесничество» от 08.07.2022г. (л.д. 26).

Согласно разъяснениям, данным в пунктах 33 и 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.

Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Закона об охране окружающей среды).

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», при рассмотрении таких споров судам следует учитывать принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная и иная деятельность. К их числу в соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды относятся, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Действия Прокопьева С.В. влечет угрозу причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде, а также создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации. Оставленные на месте рубок порубочные остатки многократно усиливают пожарную опасность, способствуют перерастанию беглых низовых пожаров в устойчивые, которые в свою очередь, становятся первопричиной лесных верховых и почвенных пожаров, особенно при высоком уровне пожарной опасности.

Факт неочистки рубок на лесном участке сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, следовательно, о причинении вреда объекту природной среды.

Таким образом, суд приходит к выводу, о наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и наличием порубочных остатков, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из ст. 210 ГПК РФ, исполнение решения связано с моментом вступления его в законную силу.

При этом, по смыслу закона срок исполнения решения подлежит установлению относительно момента его вступления в законную силу (за исключением случаев, когда срок исполнения обязанности законодательно установлен конкретной датой).

Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств, в частности, необходимости времени для выполнения определенных работ для очистки мест рубок, суд полагает возможным установить для ответчика трех месячный срок для исполнения возложенных на него обязанностей, с момента вступления решения суда в законную силу, принимая во внимание разумность его пределов, а также объективную необходимость в проведении работ.

        На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

        Р Е Ш И Л:

        Исковые требования КГКУ «Лесная охрана» к Прокопьеву Сергею Васильевичу о возложении обязанности - удовлетворить.

        Обязать Прокопьева Сергея Васильевича (паспорт ) произвести очистку мест рубок от порубочных остатков на площади 0,35 га по адресу: Красноярский край, Усольское лесничество, Кайтымское участковое лесничество, квартал 59, выдел 31, лесосека 1, деляна 13, в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

        Взыскать с Прокопьева Сергея Васильевича (паспорт ) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                                                                       А.Г. Судит

Мотивированное заочное решение изготовлено 26.08.2024 г.

Копия верна

Судья                 А.Г. Судит

2-3239/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
КГКУ "Лесная охрана"
Ответчики
Прокопьев Сергей Васильевич
Другие
Шлейнинг Анастасия Александровна
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Судит Александра Геннадьевна
Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
12.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2024Передача материалов судье
15.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.05.2024Предварительное судебное заседание
12.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
08.09.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
10.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее