7п-416
Р Е Ш Е Н И Е
20 декабря 2022 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Чебыкина Н.А., рассмотрев жалобу Щеголихина Алексея Викторовича на постановление судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 16 марта 2022 года,
установил:
постановлением судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 16 марта 2022 года Щеголихин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей.
В жалобе Щеголихин А.В. просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
О времени и месте рассмотрения жалобы Щеголихин А.В. извещен заказной корреспонденцией (вручена 12 декабря 2022 года), в судебное заседание не явился, защитника не направил.
Заявленное Щеголихиным А.В. ходатайство об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения определением от 20 декабря 2022 года.
С учетом изложенного считаю возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), влечет административную ответственность.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В Обзоре № 1 судебной практики, утвержденном Верховным Судом Российской Федерации 21 апреля 2020 года, разъяснено, что в случае нарушения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», допущенного лицом, прибывшим на адрес из иностранного государства, действия необходимо квалифицировать по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела) гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации, необходимо в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР. До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
При наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, не требуется.
Сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https:www.gosuslugi.ru/400705/1).
Сведения о перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции размещаются в электронном виде на ЕПГУ на основании сведений, полученных из единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Указом Губернатора Архангельской области от 17 марта 2020 года № 28-у на территории Архангельской области с 00 час. 00 мин. 18 марта 2020 года до особого распоряжения введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Архангельской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данный режим принят в целях защиты населения и территорий Архангельской области от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17 марта 2021 года Щеголихин А.В. прибыл на территорию Российской Федерации из Танзании авиарейсом Занзибар – Москва и в течение трех календарных дней со дня прибытия не разместил сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации».
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Щеголихина А.В. к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе:
протоколом об административном правонарушении,
анкетой для прибывающих авиарейсами в Российскую Федерацию для пересечения границы, составленной Щеголихиным А.В.,
сведениями Единого портала государственных услуг, в которых отсутствуют данные о заполнении Щеголихиным А.В. заявления по форме «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации»,
запросом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в АО «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ» и ответом авиакомпании о совершенном Щеголихиным А.В. авиаперелете рейсом Занзибар – Москва,
иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, Щеголихин А.В. был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела судьей районного суда.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
О составлении протокола об административном правонарушении Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области в адрес Щеголихина А.В. направлено уведомление заказной корреспонденцией АО «Почта России» с почтовым идентификатором ****. Как следует из отчета об отслеживании отправления, 10 декабря 2021 года оно возвращено отправителю из-за истечения срока хранения (л.д. 30-31).
Также в материалах дела имеется составленная ведущим специалистом Управления Роспотребнадзора по Архангельской области Васюниным А.И. телефонограмма от 25 января 022 года об извещении Щегорлихина А.В. по номеру телефона ****, указанному им в анкете прибывающих авиарейсами в РФ (л.д. 3-4, 32).
Копия протокола об административном правонарушении направлена Щеголихину А.В. в соответствии с требованиями части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ (л.д. 39-43).
О времени и месте рассмотрения дела в Соломбальском районном суде города Архангельска Щеголихин А.В. извещался заказной корреспонденцией – отправлением АО «Почта России» с почтовым идентификатором ****.
Согласно сведениям сайта АО «Почта России», 02 марта 2022 года почтовое отправление с идентификатором **** принято в отделении связи, 03 марта 2022 года имела место неудачная попытка его вручения, 12 марта 2022 года отправление возвращено из-за истечения срока хранения и поступило в суд 15 марта 2022 года.
Нарушений Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2014 года № 234, которые могли бы повлечь признание извещения ненадлежащим, не допущено.
Вместе с тем, обжалуемое постановление подлежит отмене по следующим основаниям.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
На основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 октября 2022 года № 22 с 21 октября 2022 года подпункт 2.2 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» признан утратившим силу.
Таким образом, на момент рассмотрения данной жалобы положения подпункта 2.2 пункта 2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7, обязывающие граждан Российской Федерации по прибытии на территорию Российской Федерации разместить сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных услуг, утратили силу, в связи с чем положение Щеголихина А.В. улучшено.
В материалах дела сведений об исполнении Щеголихиным А.В. постановления о назначении административного наказания не имеется.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 16 марта 2022 года, вынесенное в отношении Щеголихина А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос № 22), из которого, в частности, следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса).
Оснований для прекращения производства по делу по иным основаниям не усматриваю.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Соломбальского районного суда города Архангельска от 16 марта 2022 года, вынесенное в отношении Щеголихина Алексея Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении Щеголихина Алексея Викторовича прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья Н.А. Чебыкина