УИД 74 RS0001-01-2024-003304-52
Дело № 2-3515/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«25» сентября 2024 года г. Челябинск
Советский районный суд г.Челябинска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи: Хабиной И.С.
при секретаре: Салиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальных отношений Челябинской области к Бекмухаметову Бауржану Сергеевичу о взыскании неосновательного обогащения
У С Т А Н О В И Л :
Министерство социальных отношений Челябинской области обратилось в суд с иском к Бекмухаметову Бауржану Сергеевичу о взыскании денежных средств, полученных в виде социального пособия на основании социального контракта ввиду неисполнения условий контракта в сумме 161 007 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ответчик обратился с заявлением об оказании ему государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности. ДД.ММ.ГГГГ. с Бекмухаметовым Б.С. был заключен социальный контракт № № на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Смета затрат установлена в приложении к контракту. Денежные средства в размере 250 000 руб. были зачислены на счет ответчика, однако обязанности, предусмотренные контрактом не выполнены ответчиком в полном объеме. Не представлены сведения и документы, подтверждающие целевое расходование денежных средств на сумму 161 007 руб., в связи с чем истец обратился с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании представитель истца Сощенко О.В, действующая по доверенности поддержала заявленные требования по доводам искового заявления.
Ответчик Бекмухаметов Б.С. в судебном заседании участия после объявленного судом перерыва не принимал. Ранее требования истца не признавал полагал, что денежные средства полученные им на основании социального контракта использованы им по целевому назначению, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Представители третьих лиц МБУ комплексного центра социального обслуживания на селения по Калининскому району г. Челябинска, комитета по социальной политики в судебном заседания участия не принимали. Извещены надлежаще.
В соответствии со ст. 167, ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, третьих лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи").
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Челябинской области регулируются Законом Челябинской области от 2 июля 2020 г. N 187-ЗО "О государственной социальной помощи в Челябинской области" (далее - Закон Челябинской области "О государственной социальной помощи в Челябинской области").
В статье 2 Закона Челябинской области "О государственной социальной помощи в Челябинской области" определены виды и размеры государственной социальной помощи. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде: 1) единовременного социального пособия; 2) социального пособия на основании социального контракта (часть 1).
Государственная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта предоставляется в размере не более 250000 руб. в год. Предельные размеры государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта для реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, устанавливаются Правительством Челябинской области в пределах максимального размера такой помощи, установленного абзацем первым настоящей части (часть 3).
В соответствии со статьей 3 указанного закона государственная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации. Данный срок может быть продлен на период до 12 месяцев по основаниям, установленным Правительством Челябинской области.
Статьей 4 закона предусмотрено, что порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде единовременного социального пособия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта, порядок проведения мониторинга оказания государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта устанавливаются Правительством Челябинской области (часть 1). Форма социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти Челябинской области в сфере социальных отношений (часть 2).
Постановлением Правительства Челябинской области от 16 июля 2014 г. N 332-П утвержден Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта (далее - Порядок).
Государственная социальная помощь в виде социального пособия на основании социального контракта используется на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. К таким мероприятиям относятся в том числе осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
Выплата государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта осуществляется ежемесячно и (или) единовременно в зависимости от мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, в том числе по основному мероприятию "иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации" - в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Челябинской области на год заключения социального контракта, ежемесячно не более 6 месяцев (абзац четырнадцатый).
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Челябинской области - следует, что оказание социальной помощи гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан. К числу таких мер относится государственная социальная помощь, которая проживающим на территории Челябинской области нуждающимся в материальной поддержке гражданам оказывается в виде социального пособия на основании социального контракта. Указанная помощь предоставляется на основании решения органа социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя о назначении и размере государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта и подписанный сторонами социальный контракт.
При этом с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи нуждающимся в социальной помощи гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи.
Судом установлено, что Бекмухаметов Б.С. обратился в комитет социальной политики г. Челябинска с заявлением об оказании ему государственной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ. с ним был заключен социальный контракт № № на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Программа социальной адаптации и смета затрат согласована в приложении к контракту.
ДД.ММ.ГГГГ. денежные средства в размере 250 000 руб. были зачислены на счет ответчика, что подтверждается реестром №№ от ДД.ММ.ГГГГ., ответчиком не оспаривалось.
Согласно п. 3.2 контракта заявитель обязан зарегистрироваться (встать на учет)в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности или зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности или организации самозанятости и представить в Комитет подтверждающие документы; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность; уведомить комитет в течение 3-х рабочих дней о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности; возвратить полученные средства в полном объеме в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности; возвратить сумму выплаченную ему в случае нецелевого использовании я денежных средств.
Ответчиком представлены отчетные документы о выполнении условий контракта из которых следует, что денежные средства использованные им на приобретение материально-производственных запасов частично израсходованы на приобретение оборудования, указанного в смете к контракту на сумму 88 993 руб., а также потрачены нецелевым образом на сумму 161 007 руб.
Доводы ответчика о том, что им приобретены строительные материалы и оборудование, необходимые для осуществления деятельности, предусмотренной социальным контрактом, в связи с чем отсутствуют основания для вывода об их нецелевом расходовании суд не принимает., поскольку программа социальной адаптации и смета являются приложениями к заключенному социальному контракту, смета затрат составлена на основании предложений ответчика, согласована с ним, а контрактом предусмотрена в том числе обязанность по выполнению его условий в полном объеме, в связи с чем вывод Министерства социальных отношений Челябинской области относительно нецелевого расходования Бекмухаметовым Б.С. денежных средств, полученных им в виде социального пособия на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности на сумму 161 007 руб. нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Поскольку Бекмухаметовым Б.С. не подтверждено расходование денежных средств, полученных им в виде социального пособия на основании социального контракта № № от ДД.ММ.ГГГГ. на осуществление предпринимательской деятельности на сумму 161 007 руб., суд приходит к выводу о взыскании указанных денежных средств с ответчика.
Кроме того, истец просил о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 31489 руб. 32 коп
Согласно ч. 1 ст. 395 ГПК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Судом установлено, что средняя ставка банковского процента по вкладам физических лиц - ставка процента при уплате процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц (если иной размер процентов не установлен законом или договором).
Поскольку условиями социального контракта №№ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность заявителя приобрести в период действия данного контракта основные средства, материально-производственные запасы для осуществления предпринимательской деятельности и предоставить в Комитет подтверждающие документы, однако до окончания срока действия контракта такие документы представлены не были, а представленные в ДД.ММ.ГГГГ. документы, подтверждающие расходование денежных средств на сумму 161 007 руб. не подтвердили целевое использование ответчиком денежных средств, суд приходит к выводу о взыскании с Бекмухаметова Б.С. в пользу Министерства социальных отношений Челябинской области процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ г. (со дня, следующего за днем окончания срока действия контракта № № по ДД.ММ.ГГГГ (день обращения с исковым заявлением в суд) в размере 31 489 руб. 32 коп., в том числе:
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
период |
дн. |
дней в году |
ставка, % |
проценты, ? |
ДД.ММ.ГГГГ |
2 |
365 |
8 |
70,58 |
308 |
365 |
7,5 |
10 189,76 |
|
22 |
365 |
8,5 |
824,89 |
|
34 |
365 |
12 |
1 799,75 |
|
42 |
365 |
13 |
2 408,49 |
|
49 |
365 |
15 |
3 242,20 |
|
14 |
365 |
16 |
988,10 |
|
170 |
366 |
16 |
11 965,55 |
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ, исходя из размера удовлетворенных судом исковых требований имущественного характера и неимущественного характера суд считает возможным взыскать с ответчика в доход местного бюджета судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 5049,38 руб. (3200 руб. + 2 проц. от (192469,00 руб.-100000 руб.)
На основании изложенного, Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Министерства социальных отношений Челябинской области к Бекмухаметову Бауржану Сергеевичу удовлетворить.
Взыскать с Бекмухаметова Бауржана Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) в пользу Министерства социальных отношений Челябинской области компенсационную выплату в размере 161 007 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 31 489 руб. 32 коп.
Взыскать с Бекмухаметова Бауржана Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5049 руб. 38 коп.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: И.С. Хабина
Мотивированное решение изготовлено 09.10.2024г.