Судья Юхнина О.С. дело № 21-391/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., рассмотрев 23 мая 2018 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" на решение Усинского городского суда Республики Коми от 16 апреля 2018 года, которым
постановление начальника Управления лесного хозяйства, главного государственного лесного инспектора Республики Коми <Номер обезличен> от 26 сентября 2017 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, жалоба ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" - без удовлетворения,
установил:
Постановление начальника Управления лесного хозяйства, главного государственного лесного инспектора Республики Коми <Номер обезличен> от 26 сентября 2017 года ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" обратилось в суд с жалобой.
Судом вынесено вышеприведённое решение.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" обратилось в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит его отменить.
ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", надлежаще извещённое о месте и времени рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии со статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "ЛУКОЙЛ-Коми".
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
В силу положений статьи 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 607 от 20 мая 2017 года, не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целейпри использовании лесов не допускается загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Статьёй 14 названных Правил установлено, что при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
Леса подлежат охране от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами), защите от вредных организмов и иного негативного воздействия (часть 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ).
Согласно части 1 части 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ от 10 января 2002 года размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.
Исходя из пунктов 6.1, 7.4 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия", утверждённого Постановлением Госстандарта РФ № 2-ст от 08 января 2002 года - нефть, является природным жидким токсичным продуктом, который содержит в себе легкоиспаряющиеся вещества, опасные для жизни и здоровья человека и окружающей среды.
Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> в ходе проведения рейдового осмотра, обследования лесных участков был установлен факт загрязнения нефтесодержащей жидкостью лесных участков в ... участковом лесничестве: квартал ... выдел ..., GPS координаты <Номер обезличен>, площадь участка ... га; квартал ... выдел ... GPS координаты ..., площадь участка ... га; квартал ... выдел ... GPS координаты ..., площадь участка ... га; квартал ... выдел ... GPS координаты ..., площадь участка ... га, арендатором указанных лесных участков является ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" согласно договору аренды лесного участка земель лесного фонда в целях, не связанных с созданием лесной инфраструктуры <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Факт совершения ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении; договором аренды лесного участка от <Дата обезличена>; актом обследования по проверке информации, размещённой в сети Интернет от <Дата обезличена>, актом осмотра, обследования лесного участка <Номер обезличен> от <Дата обезличена> с приложениями, договором аренды лесного участка № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> с приложениями.
С учётом указанных обстоятельств, факт совершения ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Оценив совокупность представленных доказательств всесторонне, полно и объективно по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не соглашаться с выводами должностного лица и судьи городского суда не имеется.
При рассмотрении жалобы судья Усинского городского суда Республики Коми проверил все доводы ООО "ЛУКОЙЛ-Коми", правомерно признал эти доводы несостоятельными с указанием мотивов принятого решения. Оснований не согласиться не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии вины во вменяемом обществу административном правонарушении, со ссылкой на загрязнение лесных участков в результате деятельности иного лица ООО "...", с которым ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" заключен договор на демонтажные работы выведенного из эксплуатации трубопровода ..., и которым к работам привлечён субподрядчик - ООО "...", не освобождают юридическое лицо от ответственности, поскольку ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" как арендатор лесного участка обязано соблюдать правила природопользования, в том числе контролировать и требовать соблюдения этих правил от тех лиц, которых допустил для осуществления деятельности на принадлежащий ему участок. Ответственность подрядчика, субподрядчика за нарушение правил природопользования не исключает ответственности за несоблюдение этих же правил пользователя лесного участка.
При этом данный вывод следует и из пункта ... договора <Номер обезличен> на демонтажные работы, заключенного <Дата обезличена> между ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" и ООО "...", которым предусмотрена обязанность подрядчика в полном объёме возместить Заказчику все убытки, в том числе, суммы неустоек, штрафов, пени, понесённых Заказчиком в результате нарушения Подрядчиком земельного, лесного, природоохранного законодательства в случае. Если эти нарушения имели место по причинам, зависящим от Подрядчика или лиц, привлечённых подрядчиком к исполнению договора.
В суд не представлено доказательств того, что ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" предприняло все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а именно осуществляла надлежащий контроль за соблюдением Подрядчиком или привлечёнными им к исполнению договора лицами требований действующего законодательства в части природопользования при использовании переданного ему в аренду лесного участка.
Порядок и срок давности привлечения ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судьей первой инстанции не допущено, в связи с чем, оснований для отмены вынесенного постановления, как о том ставится вопрос в жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 16 апреля 2018 года оставить без изменения, жалобу ООО "ЛУКОЙЛ-Коми" - без удовлетворения.
Судья В.М. Соболев
Копия верна,
судья Соболев В.М.