Дело № 2-433/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Даниловка
Волгоградской области 18 декабря 2017 года
Даниловский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Ливенцевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Ротенко Е.В.,
с участием истца Сорокиной С.В., ответчика Фиденко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сорокиной Светланы Васильевны к Фиденко Сергею Васильевичу об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Сорокина С.В. обратилась в суд с иском к Фиденко С.В. о признании права собственности в порядке наследования. В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец Фиденко В.А., ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать – ФИО2 После их смерти открылось наследство в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, доли сельскохозяйственного назначения, денежных вкладов и пенсии. Завещания наследодателями оставлено не было. Наследниками по закону первой очереди после смерти ФИО3 и ФИО2 являются их дети: истец Сорокина С.В. и ответчик Фиденко С.В. Последний от вступления в наследство отказался. В установленный срок истец обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти родителей. Однако в выдаче свидетельства о право на наследство после смерти матери истцу было отказано, в связи с отсутствием документов, отвечающих требованиям действующего законодательства: имеется расхождение в наименовании объекта недвижимости и неверное написании имени матери в правоустанавливающем документе. Решением Даниловского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ факт родственных отношений между ней и матерью ФИО2 был установлен. В настоящее время она оформила свои наследственные права у нотариуса на земельную долю сельскохозяйственного назначения и денежные средства. Ввиду указанных выше обстоятельств, для оформления наследственных прав на жилой дом и земельный участок она вынуждена обратиться в суд. Просит признать за ней право собственности на жилой дом, общей площадью 57,6 кв.м., и земельный участок, общей площадью 900 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: <адрес>.
Впоследствии истец уточнила заявленные требования, просила также установить факт принадлежности ее матери – ФИО2 правоустанавливающего документа – договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между СПК «ФИО5», с одной стороны, и ФИО3, ФИО4, с другой стороны, о безвозмездной передаче в собственность квартиры, состоящей из двух комнат, общей площадью 57,6 кв.м., в том числе жилой 37,6 кв.м. в <адрес> ФИО5 <адрес> Волгоградской области, поскольку в данном документе неверно указано имя ФИО2 как «ФИО4» вместо «ФИО2».
Истец Сорокина С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Фиденко С.В. в судебном заседании согласился с заявленными требованиями, не возражал против признания права собственности на наследственное имущество за сестрой Сорокиной С.В., пояснив, что отказывается от своей доли в наследстве, открывшемся после смерти родителей.
Представитель третьего лица – межмуниципального отдела по Котовскому и Даниловскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явился, представил объяснение по существу заявленных исковых требований, где указал, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют записи о государственной регистрации права на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, а также отсутствуют записи о государственной регистрации права наследодателя ФИО2 В ЕГРН имеется запись о государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок, общей площадью 900 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, запись регистрации №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ. Просит рассмотреть дело в его отсутствие, при принятии решения полагается на усмотрение суда.
Суд, выслушав истца, ответчика, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ч. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В силу ст. 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса РФ не следует иное. При этом в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст.1112 ГК РФ).
На основании ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очерёдности, предусмотренной ст. 1142 - 1145 и 1148 Гражданского кодекса Российской Федерации. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ч. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Проверяя законность и обоснованность заявленных исковых требований, суд установил, что истец Сорокина С.В. (до брака Фиденко), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО3 и ФИО4, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ Фиденко С.В. вступила в брак с Сорокиным Н.В., после чего ей присвоена фамилия – ФИО11 (л.д.11).
Решением ФИО5 районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт родственных отношений между истцом Сорокиной С.В. и ее матерью ФИО2, поскольку в свидетельстве о рождении истца имя ее матери было ошибочно указано как «ФИО4» (л.д.18-19).
ДД.ММ.ГГГГ отец истца ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.8).
Наследниками первой очереди к имуществу ФИО3 и ФИО2 являются их дети: истец Сорокина С.В. и ответчик Фиденко С.В.
После смерти родителей Сорокина С.В. обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство.
Согласно абз. 2 ч. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина, право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ч. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации). Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (ч.1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.2 ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Как усматривается из копии наследственного дела к имуществу ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ, открытого нотариусом Даниловского района Волгоградской области, истец Сорокина С.В. в установленный законом срок обратилась к нотариусу для оформления своих наследственных прав после смерти отца. ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные суммы не полученных выплат: страховая пенсия по старости и единовременная выплата за январь 2017 года, подлежащих выплате наследодателю. Второй наследник Фиденко С.В. с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался.
Из копии наследственного дела к имуществу ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, открытого нотариусом Даниловского района Волгоградской области, усматривается, что истец Сорокина С.В. также в установленный законом срок обратилась к нотариусу для вступления в наследство после смерти матери. Ей были выданы свидетельства о праве на наследство по закону: на денежные суммы не полученных выплат: страховая пенсия по старости и единовременная выплата за январь 2017 года, подлежащих выплате наследодателю; на земельную долю в праве общедолевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения, принадлежащий наследодателю на праве собственности; на денежные средства, хранящиеся в отделении Сбербанка РФ и права требования компенсационных начислений по закрытому счету. Второй наследник Фиденко С.В. с заявлением о принятии наследства к нотариусу также не обратился.
Таким образом, судом установлено, что часть наследства, открывшегося после смерти родителей ФИО3 и ФИО2 истец Сорокина С.В. приняла в установленный законом срок.
Вместе с тем, как указала истец в судебном заседании, в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, ей было отказано в связи с отсутствием документов, отвечающих требованиям действующего законодательства: имеется расхождение в наименовании объекта недвижимости и неверное написании имени матери в правоустанавливающем документе.
Как усматривается из копии договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между СПК «ФИО5», с одной стороны, и ФИО3, ФИО4, с другой стороны, последние приобрели в собственность квартиру, состоящую из двух комнат, общей площадью 57,6 кв.м., в том числе жилой площадью 37,6 кв.м., в <адрес> ФИО5 <адрес> Волгоградской области. В данном документе имя покупателя ФИО2 неверно указано как «ФИО4» вместо «ФИО2» (л.д.12).
Согласно копии регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Даниловским БТИ, домовладение в <адрес> ФИО5 <адрес> зарегистрировано за ФИО3 и ФИО4 – совместно, на основании вышеуказанного договора (л.д.13).
В соответствии с копией техпаспорта, указанный жилой дом состоит из двух комнат, прихожей, кухни и коридора, общая площадь дома – 57,6 кв.м., жилая площадь – 37,6 кв.м., на территории домовладения имеется 4 сарая.
Жилой <адрес> Даниловского района Волгоградской области имеет кадастровый №, что подтверждается сведениями из ЕГРН (л.д.16).
В соответствии с копией архивной выписки из постановления Администрации Белопрудского сельсовета Даниловского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, за ФИО3 закреплен земельный участок в размере 900 кв.м. и находящиеся на нем хозяйственные постройки: 4 сарая, в п. ФИО5 <адрес> (л.д.15).
Постановлением главы Белопрудского сельского поселения Даниловского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении адресов домам и нежилым зданиям в населенных пунктах Белопрудского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области» жилому помещению с кадастровым номером №, расположенном <адрес> ФИО5 <адрес> Волгоградской области присвоен адрес: <адрес> (л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 получено свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, общей площадью 900 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, запись регистрации № (л.д.17). Наличие зарегистрированного права собственности ФИО3 на указанный земельный участок также подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке, выданной Администрацией Белопрудского сельского поселения Даниловского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №, умерший ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 на день смерти был зарегистрирован и постоянно проживал по адресу: <адрес> ФИО5 <адрес> Волгоградской области. На день смерти проживал совместно с женой ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.21).
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в ЕГРН отсутствуют.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорное жилое помещение представляет собой жилой дом, общей площадью 57,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение является общей совместной собственностью ФИО3 и ФИО2, согласно договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, в данном договоре была допущена описка в имени покупателя ФИО2, вместо правильного «ФИО2» неверно указано «ФИО4», в связи с чем после ее смерти истец не может оформить свои наследственные права.
Учитывая данные обстоятельства, основываясь на материалах дела и пояснениях сторон, суд считает возможным установить факт принадлежности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 3.1 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.
Как следует из п.65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследники участника общей собственности на жилое помещение, приобретенное в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", вправе наследовать его долю по общим правилам наследственного правопреемства. При этом доля умершего участника совместной собственности на жилое помещение определяется исходя из равенства долей всех участников общей собственности на данное жилое помещение.
Исходя из вышеприведенной нормы закона, суд считает необходимым определить доли участников совместной собственности на спорное домовладение - ФИО3 и ФИО2 равными. Вместе с тем, поскольку собственники домовладения оба умерли в январе 2017 года, наследованию подлежит спорное домовладение полностью, а также земельный участок.
При таких данных, учитывая, что истцом Сорокиной С.В. в установленном законом порядке принята часть наследства, отрывшегося после смерти отца ФИО3 и матери ФИО2, второй наследник Фиденко С.В. отказался от своей доли наследства, суд приходит к выводу, что исковые требования Сорокиной С.В. подлежат удовлетворению, в связи с чем признает за ней право собственности в порядке наследования на спорное домовладение и земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сорокиной Светланы Васильевны к Фиденко Сергею Васильевичу об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, признании права собственности в порядке наследования – удовлетворить.
Установить факт принадлежности ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, жилого помещения - квартиры, общей площадью 57,6 кв.м., в <адрес> ФИО5 <адрес> Волгоградской области.
Признать за Сорокиной Светланой Васильевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке наследования право собственности на жилой дом, общей площадью 57,6 кв.м., и земельный участок, общей площадью 900 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Даниловский районный суд Волгоградской области.
Председательствующий Ливенцева Е.В.