Дело № 3а-214/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 20 августа 2019 года
Верховный Суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Пластинина И.В.,
рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства дело по административному исковому заявлению Антоновой В.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, а также к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Антонова В.В. обратилась с административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», а также к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости земельного участка, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 651572 рублей. Также просила возложить обязанность на ответчика внести в Единый государственный реестр недвижимости изменённые сведения.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником данного объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого выше рыночной стоимости и влияет на размер уплачиваемого земельного налога.
Административный истец Антонова В.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми в судебное заседание не явился, до судебного заседания направил отзыв на административное исковое заявление, в котором не высказал возражений против заявленных требований и оставил разрешение рассматриваемого административного искового заявления на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом; до судебного заседания представил отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении требований к ФГБУ «ФКП Росреестра», поскольку считает ФГБУ «ФКП Росреестра» ненадлежащим ответчиком.
Определением суда от 30.07.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми как орган, утвердивший кадастровую стоимость спорного земельного участка.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, до судебного заседания представил отзыв на административное исковое заявление, в котором не высказал возражений по существу заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица администрации МО МР «Печора» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, до судебного заседания представил отзыв на административное исковое заявление, в котором оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.
В соответствии с частью 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Анализ приведенного законодательства свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом её определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Таким образом, действующее законодательство прямо допускает возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный реестр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Административный истец является собственником земельного участка, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, а также является плательщиком земельного налога, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 28.11.2014 № 515 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов Республики Коми по состоянию на 01.01.2014.
Согласно указанным результатам по состоянию на 01.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> установлена в размере 2313086 рублей 40 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.
Согласно представленному отчёту № 01/01/19 от 15.01.2019 об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2014, рыночная стоимость объекта недвижимости составила 651572 рубля.
Административными ответчиками и заинтересованным лицом данных об иной рыночной стоимости земельного участка в материалы дела не представлено, ходатайство о назначении соответствующей судебной экспертизы не заявлено.
Поскольку представленный административным истцом отчёт соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств недостоверности отчёта, суд пришёл к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости направлено административным истцом почтой в суд 18.06.2019, следовательно, кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости должна быть установлена с 01.01.2019.
Рассматривая доводы о надлежащих ответчиках по данному делу, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд.
Из содержания части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что к участию в деле об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости привлекается государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, а также государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг, в том числе, в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также функции по государственной кадастровой оценке.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка была утверждена Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, то надлежащими административными ответчиками по данному делу являются данное министерство (как государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости) и Управление Росреестра по Республике Коми (как государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке).
Следовательно, в удовлетворении заявленных требований к ФГБУ «ФКП Росреестра» необходимо отказать.
Рассматривая требования административного истца о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка равной его рыночной стоимости, суд исходит из положений части 6 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, в удовлетворении данных требований надлежит отказать, поскольку решение суда, вступившее в законную силу, является самостоятельным основанием для внесения установленных судом изменений.
Руководствуясь статьями 175-180, 249, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Антоновой В.В. к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, а также к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью ... кв.м, с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, в размере его рыночной стоимости 651572 (шестисот пятидесяти одной тысячи пятисот семидесяти двух) рублей 00 копеек, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, на период с 01 января 2019 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления Антоновой В.В. о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 июня 2019 года.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>.
В удовлетворении требований Антоновой В.В. о возложении обязанности по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, - отказать.
В удовлетворении требований Антоновой В.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере его рыночной стоимости, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья И.В.Пластинин