судья ФИО2
дело №
УИД-05RS0№-93
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 мая 2023 года, №, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО7,
судей Алиевой Э.З. и Пономаренко О.В.
при секретаре судебного заседания ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по Республике Дагестан об установлении очередности на право получения единовременной социальной выплаты,
по апелляционной жалобе ответчика МВД по РД на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>,
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО7, доводы представителя ответчика ФИО6, просившего удовлетворить апелляционную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к МВД по РД об обязании установить очередность на право получения единовременной социальной выплаты, в обосновании которого указано, что он является пенсионером МВД по РД.
<дата> он направил на имя Начальника Тыла МВД по РД с заявлением о принятии его на учет для получения ЕСВ, предоставив весь пакет документов, указанные в правилах предоставления ЕСВ. В декабре 2022 года при просмотре своей очередности на сайте МВД РФ он узнал, что поставлен на учет <дата>.
РешениемСоветского районного суда г.Махачкалы от <дата> постановлено:
«Исковые требования ФИО1 к МВД по РД удовлетворить.
Признать действия МВД по РД по принятию на учет ФИО1 для получения единовременной социальной выплаты, приобретения или строительства жилого помещения с 11.01.2014г. незаконным.
Установить очередность и право ФИО1 с учетом количества членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты, приобретения или строительства жилого помещения с 27.11.2013г.
Обязать МВД по РД внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты, приобретения или строительства жилого помещения МВД по РД ФИО1, в том числе в части даты принятия его на учет, путем изменения уникального номера в единой базе МВД России».
На данное решение ответчиком МВД по РД подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от <дата> N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также иным лицам, имеющим право на получение такой выплаты (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются соответствующие документы.
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (п. 11 Правил).
Истец обратился в ЦЖБК МВД по РД о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения <дата> с приложением предусмотренных п. 5 Правил документов, заявление было принято и зарегистрировано.
Решение о принятии на учет истца принято комиссией <дата> (протокол N 15) и утверждено распоряжением МВД по РД <дата> за №.
Согласно пункту 6 Порядка формирование базы данных осуществляется путем внесения в нее информации о лицах, состоящих на учете для получения единовременной выплаты, а также снятых с данного учета, по форме согласно приложению к Порядку.
В соответствии с Приложением к Порядку датой принятия сотрудника на учет считается дата и номер правового акта, утверждающего решение ЦЖБК о принятии на учет.
Также, согласно п. 31 Правил установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
При установленных обстоятельствах, учитывая, в соответствии с содержанием вышеприведенных правовых норм, очередность предоставления единовременной выплаты определяется датой принятия на учет с учетом стажа и даты подачи заявления, а не только датой подачи заявления.
Тогда как истцом не представлено достаточных доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что очередность постановки на учет для предоставления единовременной выплаты ответчиком нарушена.
Из копии журнала учета заявлений и документов о постановке на учет на получение ЕСВ и копией скриншота сайта МВД России усматривается, что очередность постановки на учет соблюдена и истец принят на учет с учетом стажа и даты подачи заявления.
Следовательно, сотрудник считается поставленным на учет для получения ЕСВ только после издания соответствующего правового акта, утверждающего решение комиссии.
При таких обстоятельствах, датой постановки истца на учет является <дата>.
Таким образом, исходя из анализа приведенных норм, следует, что при определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Сведения о ФИО1 внесены в базу данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, формируемой в сервисе обеспечения деятельности подразделений материально-технического обеспечения органов внутренних дел Российской Федерации, ему присвоен уникальный номер.
Нарушений прав истца ответчиком не допущено, учитывая, что его преимущественное право на предоставление единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в этом же году, что ответчиком не оспаривается и данное право будет реализовано в порядке очередности постановки на учет сотрудников, так же как и истец обладающих преимущественным правом на ее получение с учетом даты их постановки на учет и даты подачи заявления, стажа службы и количества детей в пределах бюджетных ассигнований, выделенных ответчику на указанные цели.
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел в звании лейтенанта полиции.
В период прохождения службы на основании поданного истцом ФИО1 <дата> заявления, решением жилищно - бытовой комиссии МВД по РД от <дата>, оформленным протоколом № ФИО1 принят на учет для получения единовременной социальной выплаты с составом семьи из 5-ти человек (он, супруга, два сына). Полагая дату постановки на учет подлежащей изменению с учетом даты подачи им соответствующего заявления, истец просил суд признать незаконным действия по принятию его на учет и возложить на ответчика обязанность поставить его на учет для получения социальной выплаты с <дата>
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 суд первой инстанции исходил из того, что правовое значение для определения момента возникновения права имеет дата приема заявления, а не дата вынесения решения жилищно - бытовой комиссией МВД по РД.
Судебная коллегия по гражданским делам считает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от <дата> № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
В силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления сотрудникам единовременной выплаты установлены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи. В случае, если по независящим обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "а" названного пункта), копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи (подпункт "б" названного пункта), копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака) (подпункт "в" названного пункта), копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника (подпункт "г" названного пункта), справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении (подпункт "д" названного пункта), копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы (подпункт "е" названного пункта), копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации) (подпункт "ж" названного пункта), копия документа, удостоверяющего статус Героя Российской Федерации (в случае если сотрудник удостоен звания Героя Российской Федерации) (подпункт "з" названного пункта), копия документа, подтверждающего участие в боевых действиях на территории Афганистана (в случае если сотрудник является ветераном боевых действий на территории Афганистана) (подпункт "и" названного пункта).
Копии документов, указанные в п. 5 Правил, должны быть заверены в соответствии с законодательством Российской Федерации или представлены с предъявлением подлинников документов (п. 6 Правил).
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия, п. 10 Правил).
Решение о принятии (отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией по предоставлению сотрудникам единовременной социальной выплаты, образованной правовым актом федерального органа исполнительной власти, не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 Правил (пп. "в" п. 14, п. 10, п. 15 Правил).
Согласно п. 16 Правил, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 2 ст. 4 Федерального закона от <дата> № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий.
На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, при определении порядка очередности учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. При этом дата издания распоряжения об утверждении решения комиссии о принятии (отказе в принятии) на учет не влияет на очередность предоставления социальной выплаты.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения <дата> Из письма МВД по РД от <дата> следует, что заявление, поданное истцом вместе с необходимыми документами, принято <дата> 2013 г.
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия) (пункт 10 Правил).
При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их сотруднику с указанием причин возврата (пункт 12 Правил).
Таким образом, правовое значение для определения момента возникновения у сотрудника органа внутренних дел права на получение единовременной социальной выплаты имеет дата приема его соответствующего заявления и приложенных к заявлению документов, отражаемая в регистрационном журнале комиссии по предоставлению данной выплаты сотрудникам, которая в двухмесячный срок с даты подачи заявления принимает решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет, и в случае принятия сотрудника на учет, он подлежит постановке на учет с даты подачи заявления, а не с даты утверждения решения комиссии решением руководителя органа исполнительной власти.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм права и поэтому не могут служить основанием для отмены правильно вынесенного решения суда первой инстанции.
Аналогичная правовая позиция отражена в определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> №, также в определении Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №-КФ18-107, определении Верховного Суда Российской Федерации от <дата> №-КФ20-39-К7, которым оставлено без изменения определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от <дата> по делу №.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика МВД по РД – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.
Председательствующий
Судьи: