Дело № 2-231/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2018 года г.Нефтеюганск.
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при секретаре Кадниковой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Пойковскому муниципальному унитарному предприятию «Управление Тепловодоснабжения» (ПМУП УТВС), с привлечением соответчиком Департамента имущественных отношений администрации Нефтеюганского района, об устранении нарушений требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц о возложении на ПМУП УТВС, следующих обязанностей:
- с 01.11.2018 осуществлять водоснабжение населения п.Усть-Юган и п.Юганская Обь Нефтеюганского района на основании лицензии на право пользование недрами с целевым назначением и видом работ: добыча подземных пресных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- в срок до 01.01.2019 получить санитарно-эпидемиологические заключения на проект организации зон санитарной охраны действующего водозабора, состоящего из двух эксплуатируемых скважин № 20-5А и № А-20, расположенного в п.Усть-Юган Нефтеюганского района, а также на проект организации зон санитарной охраны действующего водозабора, состоящего из трех эксплуатируемых скважин № 20-911, № 20-912 и № СР-479, расположенного в п.Юганская Обь Нефтеюганского района, используемых в целях добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения.
Требования мотивированы тем, что ПМУП УТВС осуществляет водоснабжение населения указанных поселков подземными водами, предназначенными для производственно-технического назначения, в отсутствие необходимой лицензии по добыче подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и санитарно-эпидемиологических заключений, не оборудовав, при этом, санитарные зоны охраны водозаборов от загрязняющих веществ. Тем самым, эксплуатация водозаборов осуществляется ответчиком ПМУП УТВС с нарушением положений Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об охране окружающей среды», Водного кодекса РФ и Закона РФ «О недрах».
Определением от 22.12.2017, судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент имущественных отношений администрации Нефтеюганского района (далее – ДИО НР).
В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора Дудник Н.А., заявленные прокурором к ответчику ПМУП УТВС требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и в отзыве на возражения данного ответчика.
Представитель третьего лица на стороне истца - Территориального отдела в г.Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г.Пыть-Яхе Управления Роспотребнадзора по ХМАО – Югре Лысенко Д.В., исковые требования поддержала, пояснив при этом, что получить на спорные водозаборы положительное санитарно-эпидемиологическое заключение фактически невозможно.
Представители ответчика ПМУП УТВС: Городникова О.В. и Емельянова Е.Б. с требованиями процессуального истца не согласились по доводам письменных возражений.
Представитель соответчика ДИО НР - Панасенко Ж.Е. и представители третьего лица на стороне ответчика - Администрации Нефтеюганского района: Колесник Т.Ю. и Калита Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора также не согласились, ссылаясь на доводы, приведенные в письменных возражениях.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.
Согласно статье 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», статье 3 Закона ХМАО - Югры от 17.10.2005 № 82-оз «О пользовании участками недр местного значения на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», к участкам недр местного значения относятся, в том числе, участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах, подпунктом 6 пункта 1 статьи 13 Закона ХМАО-Югры от 17.10.2005 № 82-оз, предоставление в пользование участков недр местного значения для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти автономного округа о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.
На основании пункта 1, подпункта 10.1 пункта 2 статьи 14 Закона ХМАО - Югры от 17.10.2005 № 82-оз лица, претендующие на получение права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод подают в уполномоченный исполнительный орган государственной власти автономного округа заявку с приложением, в числе прочих документов, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (в случае подачи заявки на получение права пользования участком недр местного значения для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения).
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 18 Закона N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (статья 19 указанного закона).
Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Так, в соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Из приведенных правовых норм следует, что в отсутствие положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, невозможно получить лицензию на использование участков недр для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что водоснабжение жителей поселков Усть-Юган и Юганская Обь Нефтеюганского района для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения осуществляет ПМУП УТВС, путем эксплуатации двух водозаборов, состоящих из эксплуатируемых скважин № 20-5А и № А-20 в п.Усть-Юган и скважин № 20-911, № 20-912 и № СР-479 в п.Юганская Обь на основании:
- лицензии № от (дата) на право добычи пресных подземных вод для производственно-технического водоснабжения сроком до (дата) (том 1 л.д. 54-64);
- заключенного (дата) с ДИО НР договора № аренды объектов тепло-водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Нефтеюганский район (том 1 л.д. 24-35), а также в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения №, заключенного (дата) с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Нефтеюганского района (том 1 л.д. 43-52).
Сторонами также не оспаривается, что ПМУП УТВС осуществляет водоснабжение населения указанных поселков, не имея лицензии на право пользование недрами с целевым назначением и видом работ: добыча подземных пресных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также в отсутствие положительных санитарно-эпидемиологических заключений на проект организации зон санитарной охраны эксплуатируемых водозаборов.
При этом, качество воды, подаваемой в централизованную систему хозяйственно-бытового водоснабжения поселков, не соответствует как нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" (том 1 л.д. 169-175), так и нормативам СанПин 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (том 1 л.д. 114-130).
Вместе с тем, заявляя требования о понуждении ПМУП УТВС получить необходимую для водоснабжения поселков лицензию на право пользование недрами с целевым назначением и видом работ: добыча подземных пресных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения санитарно-эпидемиологические заключения на проект организации зон санитарной охраны действующих водозаборов, процессуальным истцом не приняты во внимание следующие требования санитарно-эпидемиологического законодательства.
Так, в соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10) зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
При этом, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, который в свою очередь должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.п. 1.6, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пунктам 2.2.1.1, 2.2.2.2, 2.2.2.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод. Граница второго и третьего пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами.
Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, а также порядок выдачи таких заключений утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.07.2007 № 224.
Согласно п. 12 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации представляются заявление и проектная документация с ее обоснованием.
В случае выявления несоответствия фактора среды обитания (либо хозяйственной или иной деятельности, либо продукции, либо работ и услуг) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, выдаются санитарно-эпидемиологические заключения о несоответствии фактора среды обитания (либо хозяйственной или иной деятельности, либо продукции, либо работ и услуг) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам с указанием причины несоответствия (п. 11 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений).
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, с целью оценки запасов пресных подземных вод и разработки проекта зон санитарной охраны для обеспечения соблюдения требований СанПиН 2.1.4.1110-02 в отношении I-III поясов ЗСО, (дата) между МУ «Управление архитектуры и капитального строительства администрации Нефтеюганского района» и Тюменской областной общественной организацией «Ассоциация инженерного образования Тюменского государственного нефтегазового университета» был заключен муниципальный контракт № на выполнение работ на водозаборах поселков Усть-Юган и Юганская Обь, в том числе на разработку Проектов зон санитарной охраны водозаборных скважин с производством всех необходимых согласований в контролирующих и инспектирующих органах.
По результатам исполнения условий указанного муниципального контракта, были получены:
- проект ЗСО водозабора п. Усть-Юган, из которого следует, что границы первого пояса ЗСО расположены на расстоянии 19,5-59,5м от скважин, что не соответствует расстоянию установленному СанПиН 2.1.4.1110-02. При этом первый пояс ЗСО является одновременно и вторым поясом ЗСО. На территории третьего пояса ЗСО расположены следующие объекты: жилой поселок Усть-Юган, автомобильная и железная дорога (том 1 л.д. 247-251).
- проект ЗСО водозабора п. Юганская Обь, из которого следует, что границы первого пояса ЗСО расположены на расстоянии 4,8-27м от скважин, что не соответствует расстоянию установленному СанПиН 2.1.4.1110-02. Территория первого пояса ЗСО располагается непосредственно у границ производственной базы МО-15, на расстоянии меньше 30 м. При этом первый пояс ЗСО является одновременно и вторым поясом ЗСО. На территории третьего пояса ЗСО расположены следующие объекты: жилой поселок Юганская Обь, р. Юганская Обь (том 2 л.д. 1-7).
Однако, по результатам рассмотрения указанных проектов Филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в г. Нефтеюганске и Нефтеюганском районе и городе Пыть-Яхе», были получены отрицательные экспертные заключения № и № от (дата), № и № от (дата), из-за необеспеченности водозаборов зонами санитарной охраны I и II поясов в соответствии с СанПиН 2.1.4.1110-02 (том 1 л.д. 177-189, 190-202, 203-2016, 217-230).
Тот факт, что ЗСО водозаборов не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02, также подтверждается Актом проверки ТО в г. Нефтеюганске, Нефтеюганском районе и г. Пыть-Яхе Управления Роспотребнадзора по ХМАО- Югре № от (дата), которым в частности установлено, что в сп. Юганская Обь, огражденная территория 1 пояса ЗСО водозабора располагается непосредственно у границ производственной базы МО-15, в границах нормативной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) производственного предприятия. В сп. Усть-Юган в 50 м от границ 1 пояса ЗСО водозабора располагаются хозяйственный постройки и жилые дома частного сектора.
При таких обстоятельствах, суд находит заслуживающими внимание доводы письменных возражений Администрации Нефтеюганского района о том, что с учетом требований III части СанПиН 2.1.4.1110-02 и замечаний экспертов Роспотребнадзора, с территорий существующих водозаборов поселков Усть-Юган и Юганская Обь необходимо вынести значительное количество объектов, в том числе, котельные (со всем нефтяным хозяйством) в обоих поселках, а также железнодорожное депо и КОС в п. Усть-Юган, что затрагивает интересы иных организаций (ОАО «Мостострой-11», ОАО «РЖД»).
Необходимость выноса указанных объектов с территории ЗСО водозаборов поселений либо организации питьевого водоснабжения сп.Усть-Юган на территориях где существует возможность организации ЗСО в соответствии с указанным СанПиНом, также подтверждается сообщением проектной организации от (дата) №.
Таким образом, возможность обеспечения существующих водозаборов в поселках Усть-Юган и Юганская Обь соответствующими ЗСО отсутствует, следовательно, необходима организация новых водозаборов на территориях поселков, что не возможно отнести к компетенции ПМУП УТВС, которое, к тому же, осуществляет отпуск воды населению поселков по тарифу «без очистки».
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями.
Согласно статье 3 Устава МО «Нефтеюганский район», в состав Нефтеюганского района входят, в том числе, сельское поселение Усть-Юган, с находящимися в его составе населенными пунктами: поселок Усть-Юган-административный центр, поселок Юганская Обь.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1 части 1 статьи 6 ФЗ N 416-ФЗ).
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 6 ФЗ N 416-ФЗ).
Статьей 23 названного Федерального закона предусмотрена также обязанность органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению условий, необходимых для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
На основании вышеуказанных правовых норм, сопоставляя имеющиеся в деле доказательства и заявленные прокурором к ПМУП УТВС требования, суд приходит к выводу, что истцом избран не верный способ защиты нарушенного права, поскольку по своей сути, требования природоохранного прокурора направлены на обеспечение населения поселков Усть-Юган и Юганская Обь Нефтеюганского района водой надлежащего качества, что не представляется возможным про причине эксплуатации Предприятием объектов тепло-водоснабжения и водоотведения, не соответствующего требованиям СанПиНов и ГОСТов, собственником которых последнее не является. Приведение данных объектов в соответствие с санитарно-эпидемиологическими требованиями, последующее получение положительного заключения на проект организации зон санитарной охраны действующих водозаборов и, как следствие, лицензии на право добычи подземных пресных вод для хозяйственно-питьевого назначения, в силу принадлежности объектов к муниципальной собственности, не может быть возложено на ПМУП УТВС, поскольку обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации подачи Предприятием питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, возложена на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований к ПМУП УТВС, у суда не имеется.
Требований же к привлеченному судом соответчику – ДИО НР, процессуальный истец не заявляет, настаивая на иске к ПМУП УТВС, что следует из отзыва на возражение ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ 01.11.2018 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░░░░-░░░░ ░ ░.░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.01.2019 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 20-5░ ░ № ░-20, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 20-911, № 20-912 ░ № ░░-479, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 02.02.2018.
░░░░░