Дело № 1-358/2019
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Томск 22 октября 2019 года
Советский районный суд г. Томска в составе
председательствующего судьи Кайгородова А.А.
при секретаре Петкунове С.Е.,
помощнике судьи Ивановой К.С.,
с участием государственных обвинителей –
заместителя прокурора Советского района г. Томска Сваровского Р.А.,
помощников прокурора Советского района г. Томска Ольховой Е.В., Клименко Л.Ю.,
Ивановой А.А.,
представителя потерпевшего Л.,
подсудимого Мальцева В.А.,
защитников Атаманова Е.П., Даниленко Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке материалы уголовного дела в отношении
МАЛЬЦЕВА ВЛАДИСЛАВА АЛЕКСАНДРОВИЧА, ..., ранее не судимого, находящегося под подпиской о невыезде и надлежащем поведении,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ),
у с т а н о в и л :
Мальцев В.А. совершил мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере, а именно:
- действуя умышленно, из корыстных побуждений в своих личных интересах и в интересах Автономной некоммерческой организации «Детская организация раннего развития «...» (далее – АНО «ДОРР «...»), в которой является единственным учредителем и директором, используя свое служебное положение, путем обмана сотрудников Департамента образования администрации Города Томска (далее также – Департамент) в период с 01 мая 2018 года по 21 ноября 2018 года совершил хищение денежных средств, выделяемых из бюджета г. Томска, в сумме 1 909 359 рублей, что является особо крупным размером, причинив Департаменту образования администрации Города Томска материальный ущерб, при следующих обстоятельствах.
Так, он, являясь в соответствии с решением единственного учредителя от 28 апреля 2015 года единственным учредителем и директором АНО «ДОРР «...», то есть единоличным исполнительным органом, который в соответствии с уставом уполномочен, в том числе без доверенности действовать от имени организации, решать вопросы текущей хозяйственной и финансовой деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, то есть являясь единоличным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в указанной некоммерческой организации, целью создания которой в соответствии с уставом является предоставление услуг в социальной сфере, направленных на развитие детей, используя свое служебное положение, имея умысел на хищение в особо крупном размере денежных средств, предоставляемых из бюджета г. Томска в соответствии с действующей в 2018 году на территории г. Томска общеобразовательной программой дошкольного образования, утвержденной постановлением администрации Города Томска от 18.03.2013 № 213 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидии негосударственным дошкольным образовательным учреждениям для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», - путем предоставления в Департамент заведомо для него (Мальцева) ложных сведений, содержащихся в лицензии на осуществление образовательной деятельности, в связи с самовольным добавлением дополнительного адреса осуществления деятельности АНО «ДОРР «...», имея продолжительный опыт работы в области деятельности негосударственных организаций дошкольного образования, а также в силу занимаемого служебного положения достоверно зная положения действующих нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере дошкольного образования, осуществляемого с муниципальной поддержкой, имея лицензию № 1590 от 17.09.2015 на осуществление образовательной деятельности АНО «ДОРР «...», решил использовать данные сведения для хищения денежных средств, выплачиваемых некоммерческим организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования в качестве субсидий на возмещение части затрат на создание дополнительных дошкольных мест, путем фальсификации копии приложения № 1 к указанной выше лицензии с добавлением дополнительного адреса осуществления образовательной деятельности.
Реализуя данный преступный умысел, находясь в период с 01 по 31 мая 2018 года по адресу проживания: <адрес>, - осознавая, что в установленном законодательством порядке изменения в лицензию, выданную организации комитетом по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области, не вносились, при помощи персонального компьютера самовольно внес изменения в копию приложения № 1 к лицензии путем добавления сведений об осуществлении образовательной деятельности по адресу: <адрес>, - тем самым незаконно внес сведения о лицензировании образовательной деятельности по указанному адресу, после чего распечатал данную копию приложения № 1 к лицензии на принтере и собственноручно заверил ее подписью. Продолжая реализовывать свой преступный умысел, осознавая фиктивный характер подготовленного им заявления исх. № 57/18 от 01 июня 2018 года на увеличение субсидии в связи с добавлением дополнительного адреса осуществления деятельности и открытием новой дополнительной ясельной группы, подписал его в качестве директора АНО «ДОРР «...» и, используя свое служебное положение, 01 июня 2018 года предоставил в Департамент по <адрес>, приложив в обоснование права на получение субсидии необходимый пакет документов, в том числе, содержащую заведомо ложные сведения копию приложения № 1 к лицензии.
22 июня 2018 года на основании представленных документов начальником Департамента Л., не осведомленной о его преступных намерениях, будучи введенной в заблуждение относительно достоверности сведений о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по адресу: <адрес>, - издано распоряжение № 508р «Об изменении планового объема субсидии АНО «ДОРР «...», в соответствии с которым принято решение увеличить плановый объем субсидии АНО «ДОРР «...» на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования, в связи с увеличением среднегодовой численности воспитанников. На основании изданного распоряжения 26 июня 2018 года между Департаментом и АНО «ДОРР «...» в лице подсудимого заключено дополнительное соглашение № 3 о предоставлении АНО «ДОРР «...» субсидии на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования, после чего с расчетного счета Департамента №, открытого в Отделении по Томской области Сибирского Главного Управления Центрального банка РФ (Отделение Томск, г. Томск) по пр. Комсомольский, 68 в г. Томске, согласно платежным поручениям № 250704 от 03.08.2018, № 265431 от 14.08.2018, № 301094 от 12.09.2018, № 339095 от 12.10.2018, № 390063 от 20.11.2018, была перечислена субсидия на расчетный счет АНО «ДОРР «...» №, открытый в ПАО АКБ «Авангард» в г. Москва, в сумме 1 909 359 рублей - на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования по адресу: <адрес>.
Таким образом, в результате предоставления Мальцевым В.А. в Департамент заведомо ложных сведений на счет АНО «ДОРР «...» незаконно перечислена по фиктивным документам субсидия на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования, за счет средств бюджета г. Томска в обозначенной выше сумме, что является особо крупным размером.
Подсудимый Мальцев В.А. вину в совершении преступления фактически не признал и показал, что, являясь директором и единственным учредителем АНО «ДОРР «...», он действительно предоставил в Департамент комплект документов, в составе которого имелась копия приложения к действующей лицензии № 1590 со внесенным в нее дополнительным адресом деятельности: <адрес>. Однако необходимость данных действий была обусловлена следующими обстоятельствами.
23 января 2018 года он обратился в комитет по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области (далее также – Комитет) с комплектом документов для переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с добавлением дополнительного адреса деятельности по <адрес>. Однако 26.01.2018 получил отказ в рассмотрении данного пакета документов в связи с наличием у организации неисполненного предписания № 49 от 21.11.2017. Данный отказ был неправомерен в связи с тем, что срок исполнения предписания не истек. 19.03.2018 был подписан и официально зарегистрирован договор аренды здания по <адрес>. В последующем ему еще несколько раз незаконно отказывали в признании предписания исполненным. 20.05.2018 истек срок устранения нарушений, указанных в предписании, и 28.05.2018 была назначена документарная проверка его исполнения. 06.06.2018 в отношении него как директора АНО «ДОРР «...» был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. 01.10.2018 мировым судьей судебного участка №1 Советского судебного района г. Томска было принято решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения. 27.11.2018 после получения уведомления об отсутствии неисполненного предписания был повторно подан пакет документов на переоформление лицензии в связи с добавлением нового адреса осуществления деятельности – по <адрес>. После проведения всех необходимых проверок лицензия была получена 29.01.2019 с внесением указанного дополнительного адреса. Таким образом, умышленные неправомерные действия начальника отдела лицензирования и аккредитации Комитета Д. привели к значительному необоснованному увеличению срока переоформления лицензии.
После получения запроса Комитета от 28.05.2018 о предоставлении оригинала договора аренды земельного участка по <адрес>, исполнить который не представлялось возможным, он должен был принять какое-то решение для того, чтобы обеспечить непрерывность образовательного процесса, так как на тот момент уже на протяжении 2-х месяцев АНО «ДОРР «...» из собственных средств обеспечивало ведение образовательного процесса в детском саду по <адрес>, а именно выплачивалась заработная плата сотрудникам организации, производились выплаты налогов, обеспечивалось питание сотрудников и 85 детей, пополнение материально-технической базы, были начаты работы по замене ограждения и освещения территории детского сада с целью приведения ее к требованиям стандарта безопасности для дошкольных организаций. В связи с этим был вынужден внести изменения в копию приложения № 1 к лицензии № 1590 от 17.09.2015, вписав в нее дополнительный адрес деятельности - по <адрес>, и предоставил ее в числе требуемых документов в Департамент, при этом был уверен, что к моменту получения денежных средств - субсидии, приложение к лицензии будет переоформлено и указанный адрес будет включен в него на законных основаниях, поскольку оснований для отказа не было, и выплата финансовой поддержки произойдет на законных основаниях, а если не будет законных оснований по результатам всех проверок, выплата не будет произведена. Был уверен в том, что с учетом всех неправомерных действий должностного лица Комитета право организации на переоформление лицензии будет восстановлено в срок не более трех месяцев, а Комитет будет обязан выдать ему приложение с указанным дополнительным адресом с момента начала деятельности в соответствии с ранее поданным заявлением о переоформлении. При этом затраты организация уже понесла, и субсидия должна была компенсировать частично затраты на заработную плату и уплату налогов.
Департамент заключил с АНО «ДОРР «...» дополнительное соглашение от 22.06.2018 об увеличении объема субсидий в связи с увеличением численности воспитанников, из чего следовало, по его мнению, что вопрос о дополнительном адресе деятельности разрешен положительно. Денежные средства за этот дополнительный адрес перечислялись организации не отдельными платежами, а в общей сумме.
Платежным поручением № 250704 от 03.08.2018 на сумму 1 450 339, 90 рублей произведена оплата перерасчета за период с марта по июнь 2018 года в связи с увеличением норматива суммы содержания на одного ребенка в год без учета выплат по <адрес>, поскольку за указанный период перечисления еще не проводились.
Платежными поручениями № 265431 от 14.08.2018, № 339039 от 12.10.2018, № 301094 от 12.09.2018, № 390063 от 20.11.2018 были перечислены общие суммы, какая часть из них была перечислена незаконно, из обвинения не следует. Основанием для перечисления сумм в данных платежных поручениях указывается «соглашение №1», а не дополнительное соглашение от 22.06.2018, в связи с чем получал субсидии на основании заключенного соглашения и не сомневался в законности полученных денежных средств, так как работа велась на всех адресах деятельности. Деньги были получены после проверки Департаментом понесенных организацией затрат.
При этом объем полученной поддержки для ведения образовательной деятельности не соответствует указанному в материалах дела размеру. В материалах дела указан расчет максимально возможной поддержки в расчете на каждого воспитанника, при этом в каком именно размере были возмещены затраты по <адрес> следствием не установлено. Услуги по дошкольному образованию оказывались без перерывов, в полном объеме в соответствии с договорами, заключенными с родителями по всем адресам, в том числе и по <адрес>.
После получения уведомления от 10.12.2018 о возврате субсидии, исполнил его, и с указанием платежа «возврат субсидии» денежные средства в сумме 2 361 576 рублей были перечислены на счет Департамента, что вопреки обвинению свидетельствует об отсутствии распоряжения денежными средствами по своему усмотрению. Данные денежные средства были им перечислены после продажи автомобиля и взятия кредита.
Все его действия были обусловлены необходимостью обеспечения непрерывности образовательного процесса и недопущением остановки работы социально важного объекта - детского сада по <адрес>. В противном случае пострадали бы около 100 воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет, которые на неопределенный срок остались бы без возможности получения дошкольного образования, а также их родители, которые были бы вынуждены срочно искать места в других детских садах, а в случае отсутствия таковых, самостоятельно обеспечивать получение дошкольного образования своему ребенку. Кроме того им были предприняты все необходимые меры для своевременного переоформления лицензии. В результате его действий никто не пострадал, материальный ущерб отсутствует. Таким образом, мошенничества он не совершал.
Несмотря на непризнание вины подсудимым, его виновность в совершении установленного судом квалифицированного мошенничества подтверждается показаниями представителя потерпевшего и свидетелей, исследованных в ходе судебного следствия.
Так, представитель потерпевшего Л. - начальник департамента образования администрации г. Томска в судебном заседании показала, что для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии руководитель дошкольной организации предоставляет в Департамент следующие документы: подписанное руководителем и заверенное печатью заявление с просьбой предоставить субсидию, с указанием на текущий финансовый год планового количества воспитанников в зависимости от направленности групп, с учетом длительности пребывания в группах, копии учредительных документов, заверенные руководителем и печатью организации, копию лицензии на осуществление образовательной деятельности. Так, 01.06.2018 в Департамент обратился директор АНО «ДОРР «...» Мальцев В.А. с заявлением об увеличении субсидии в связи с добавлением дополнительного адреса осуществления деятельности - по <адрес> и открытием новой ясельной группы по <адрес> с приложением всех вышеуказанных документов. Оснований для истребования оригиналов документов не имелось, поскольку их копии были представлены в соответствии с постановлением администрации г. Томска от 18.03.2013 № 213 «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидии организациям, осуществляющим обучение, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования». Кроме того ранее по указанному адресу располагался ведомственный детский сад ТГАСУ, у которого была соответствующая лицензия, и, поэтому, можно было полагать, что теперь у нового юридического лица она имеется. Заявление Мальцева В.А. для проверки пакета документов и подготовки проекта распоряжения она передала начальнику комитета по дошкольному образованию А., начальнику юридического отдела Б., заместителю начальника Департамента по экономике В. После осуществления проверки АНО «ДОРР «...» по <адрес> юридическим отделом подготовлено распоряжение об изменении планового объема субсидии АНО «ДОРР «...», поскольку ранее Департаментом уже перечислялись ей субсидии по другим адресам деятельности. В дальнейшем с директором организации было заключено дополнительное соглашение, после чего на расчетный счет АНО «ДОРР «...» несколькими платежными поручениями были перечислены денежные средства с учетом суммы, выделенной для адреса по <адрес>. Расчет указанной суммы выполняла В. 04.12.2018 в ходе телефонного разговора с председателем Комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области О. стало известно, что лицензии на осуществление образовательной деятельности по <адрес> у АНО «ДОРР «...» нет, данный адрес был самовольно добавлен в представленную копию приложения к лицензии. Затем ею (Л.) был подготовлен официальный запрос в Комитет, ответ на который содержал документальное тому подтверждение. 10.12.2018 в Департаменте состоялась встреча с Мальцевым В.А., в ходе которой он пояснил, что предоставил фальсифицированную копию приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности по <адрес>, поскольку Комитет не выдал ему лицензию на осуществление деятельности по этому адресу, отнесшись к его организации предвзято, в связи с невыполнением предписания, выданного в отношении организации по <адрес>, а субсидия ему была необходима для выплаты заработной платы сотрудникам. В результате действий Мальцева В.А. из бюджета г. Томска были похищены денежные средства в сумме 1 909 359 рублей, а Департаменту был причинен ущерб на указанную сумму. Впоследствии Мальцевым В.А. денежные средства были полностью возвращены. В ходе предварительного следствия ею была предоставлена справка (в т.1 на л.д.103-104), в которой отображен расчет предоставленной субсидии АНО «ДОРР «...» по <адрес>.
Свидетель В. – заместитель начальника Департамента по экономике в судебном заседании в части обращения Мальцева В.А. в Департамент 01.06.2018, предоставления АНО «ДОРР «...» повышенной субсидии, выявления в декабре 2018 года факта представления Мальцевым В.А. фальсифицированной копии приложения к лицензии, пояснений последнего по этому поводу, а также причиненного Департаменту ущерба дала показания, схожие с показаниями представителя потерпевшего Л., уточнив и дополнив следующее. После встречи с Мальцевым В.А. в декабре 2018 года распоряжение от 22.06.2018 об изменении планового объема субсидии АНО «ДОРР «...» было отменено, была рассчитана сумма, которую должен был возвратить Мальцев В.А. в связи с отменой указанного распоряжения на два адреса (<адрес> и <адрес>). Мальцев В.А. должен был вернуть денежные средства в размере 2 361 576 рублей, в том числе 1 909 359 рублей по адресу: <адрес>, что было сделано в установленный срок. Расчет ущерба производился ею, исходя из среднегодового количества воспитанников и норматива на 1 воспитанника в год, с учетом районного коэффициента, равного 30 %.
Свидетель Б. – начальник юридического отдела Департамента в судебном заседании дала показания, схожие с показаниями представителя потерпевшей Л. и свидетеля В., подтвердив, что 07.12.2018 она вместе с В. и А. была приглашена начальником Департамента Л., от которой стало известно о поступлении информации о том, что АНО «ДОРР «...» не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по <адрес>.
Свидетель А. – председатель комитета по дошкольному образованию Департамента в судебном заседании и на предварительном следствии (т.1 л.д.163-167), показания откуда частично оглашались и были ею подтверждены в суде, дала показания, схожие с показаниями представителя потерпевшей Л., свидетелей В. и Б., дополнив следующее. После обращения Мальцева В.А. в Департамент с заявлением об увеличении субсидии в связи с добавлением дополнительного адреса осуществления деятельности в соответствии с приказом Департамента № 683 от 19.12.2017 «Об утверждении регламентов работы Департамента образования с частными образовательными организациями» была начата работа по предоставлении субсидии АНО «ДОРР «...», были проведены две выездные проверки: проверено помещение, ремонт, мебель, оснащение. Было установлено, что дети посещали детский сад по <адрес>. После был составлен акт соответствия организации условиям порядка о предоставлении субсидии организациям, осуществляющим обучение, частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования от 22.11.2018, который был подписан специалистами Дергуновой и Г. Никаких претензий в ходе проверки по данному адресу не было. В дальнейшем акт был предоставлен в юридический отдел, который проводил дальнейшую проверку.
Свидетель Д. – начальник отдела лицензирования и аккредитации комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области в судебном заседании показала, что Мальцев В.А. является лицензиатом, обращался в январе 2018 года в Комитет за получением лицензии АНО «ДОРР «...» на осуществление образовательной деятельности по <адрес>. Указанная организация имела такую лицензию на осуществление образовательной деятельности по другим адресам, указанным в приложении к лицензии. Заявление Мальцева В.А. не было рассмотрено в связи с наличием у него неисполненного предписания, которое на тот момент находилось на контроле в Комитете, выданное лицензиату по итогам плановой выездной проверки сети детских садов соблюдения лицензионных требований и условий, с установленным сроком исполнения, что явилось основанием для возврата ему заявления о переоформлении лицензии. В декабре 2018 года по звонку из ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» стало известно о том, что от АНО «ДОРР «...» по <адрес> не поступают налоги, однако указанный адрес якобы имеет лицензию. В подтверждение этому по факсу была направлена копия приложения к лицензии с указанием данного адреса. Между тем в оригинале лицензии, хранившейся в Комитете, указанного адреса не было. Таким образом, было установлено, что копия приложения является подложной. В Департамент образования г. Томска были направлены выписки из реестра лицензии, где имелись сведения об отсутствии в лицензии запрашиваемого адреса места осуществления образовательной деятельности.
Свидетель Е. – начальник отдела контроля за назначением и выплаты мер социальной поддержки ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска» в судебном заседании и на предварительном следствии (т.1 л.д.173-176), показания откуда частично оглашались и были ею подтверждены в суде, показала, что в ее должностные обязанности входит: контроль за назначением и выплаты мер социальной поддержки, контроль за сроками рассмотрения заявлений граждан, рассмотрение письменных обращений граждан. 05.04.2018 в соответствии с Законом Томской области № 149-ОЗ от 12.08.2013 «Об образовании в Томской области» обратилась гражданка за назначением компенсации за оплату детского сада, предоставив договор с детским садом «...» от 02.04.2018. Учреждением был сделан запрос в детский сад о предоставлении копии лицензии на осуществление образовательной деятельности. Из ответа от 19.04.2018 следует, что АНО «ДОРР «...» проходит процедуру лицензирования по адресу: <адрес>, срок выдачи лицензии обозначен - до 10.05.2018. На основании данного ответа было принято решение об отказе в предоставлении заявителю компенсации. Та же гражданка обратилась повторно 20.11.2018 по тому же вопросу. Аналогичным образом был сделан запрос в АНО «ДОРР «...», которым была предоставлена копия лицензии на осуществление образовательной деятельности № 1590 от 17.09.2015 с копией приложения № 1, в котором указаны адреса расположения детских садов, среди которых был адрес: <адрес>. В качестве проверки достоверности представленной информации был сделан запрос в Комитет, который в ответе от 05.12.2018 сообщил, что в оригинальной лицензии такой адрес отсутствует. Таким образом, предоставленная копия приложения № 1 была сфальсифицирована, после чего также было принято решение об отказе в предоставлении компенсации.
Виновность подсудимого Мальцева В.А. в совершении данного преступления также подтверждается следующими письменными материалами дела, исследованными в ходе судебного следствия:
- копиями обращений заместителю начальника УМВД России по Томской области и заместителю Мэра г. Томска по безопасности и общим вопросам от начальника департамента образования администрации г. Томска Л., согласно которым 07.12.2018 в Департамент поступило письмо Комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области, из которого следует, что АНО «ДОРР «...» не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по адресу: <адрес>. На основании полученной информации 10.12.2018 в Департаменте состоялась встреча начальника и других должностных лиц Департамента с директором АНО «ДОРР «...» Мальцевым В.А., который пояснил, что 01.06.2018 дополнительно были открыты две ясельные группы по <адрес> и <адрес>, после чего он обратился в Департамент с заявлением об увеличении субсидии на 2018 год с приложением копий устава и лицензии на образовательную деятельность, заверенных печатью учреждения и подписью директора. В лицензии был указан адрес осуществления образовательной деятельности по <адрес>. Мальцев В.А. пояснил, что представил именно фальсифицированную копию лицензии. Ему было вручено уведомление о возврате перечисленной субсидии (№ 01-22/5012 от 10.12.2018), а также распоряжение департамента образования от 10.12.2018 № 1017 р «Об отмене распоряжения департамента образования администрации г. Томска от 22.06.2018 № 508р «Об изменении планового объема субсидии АНО «ДОРР «...» (т.1 л.д.23-24, 211-212);
- копией распоряжения Комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области № 68-р от 26.01.2018 о возврате лицензиату - АНО «ДОРР «...» заявления о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и прилагаемых к нему документов в связи с наличием на момент подачи заявления неисполненного предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства РФ в сфере образования № 49 от 21.11.2017, выданного лицензиату по результатам плановой проверки соблюдения лицензионных требований и условий (т.2 л.д.42);
- копией журнала регистрации документов на лицензирование, согласно которому директор АНО «ДОРР «...» обратился 23.01.2018 в Комитет для переоформления лицензии на осуществление образовательной деятельности в связи с добавлением дополнительного адреса деятельности. Документы были возвращены по распоряжению № 68-р от 26.01.2018 (т.2 л.д.43-45);
- копией заявления директора АНО «ДОРР «...» Мальцева В.А. на имя начальника Департамента Л. от 01.06.2018 об увеличении для АНО «ДОРР «...» субсидии на 2018 год в связи с добавлением дополнительного адреса осуществления деятельности: <адрес>, и открытием новой ясельной группы по адресу: <адрес> (т.1 л.д.25, 223);
- приложенными к указанному заявлению копиями Устава и приложения № 1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 17.09.2015 № 1590, в том числе по адресу: <адрес> (т.1 л.д.26-36);
- копией акта соответствия Организации условиям порядка о предоставлении субсидии организациям, осуществляющим обучение (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования от 18.06.2018, согласно которому 15.06.2018 и 18.06.2018 начальником организационного отдела комитета по дошкольному образованию Г., главным специалистом комитета по дошкольному образованию Ж. был осуществлен выезд в АНО «ДОРР «...» по <адрес> и <адрес>. В ходе проверки проведен осмотр помещений. Установлено, что между АНО «ДОРР «...» по <адрес> и родителями заключено 95 договоров (т.1 л.д.105-106, 228-229);
- копией распоряжения Департамента № 508р от 22.06.2018 об увеличении планового объема субсидии АНО «ДОРР «...» на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования в 2018 году в связи с увеличением среднегодовой численности воспитанников на основании заявления от 01.06.2018 (т.1 л.д.226-227);
- копией соглашения № 1 от 01.02.2018 о предоставлении субсидии организациям, осуществляющим обучение (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования от 01.02.2018, заключенного между Департаментом и АНО «ДОРР «...» (т.1 л.д.230-237);
- копией дополнительных соглашений № 3 от 26.06.2018, № 6 от 17.12.2018 к Соглашению № 1 об увеличении размера субсидии (т.1 л.д.238-240, 241-243);
- копией Приказа начальника Департамента № 683 от 19.12.2017 «Об утверждении регламента работы департамента образования администрации г. Томска о предоставлении субсидии организациям, осуществляющим обучение (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования» с копией приложения в виде регламентов (т.1 л.д.241-247, т.2 л.д.4-5);
- копиями платежных поручений № 250704 от 03.08.2018 на сумму 1 450 335,90 рублей, № 265431 от 14.08.2018 на сумму 2 937 325,08 рублей, № 301094 от 12.09.2018 на сумму 3 036 748,89 рублей, № 339095 от 12.10.2018 на сумму 2 995 680 рублей, № 390063 от 20.11.2018 на сумму 2 995 680 рублей, которыми департаментом образования администрации г. Томска со счета № была перечислена субсидия на расчетный счет АНО «ДОРР «...» №, открытый в ПАО АКБ «Авангард» г. Москва, на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования, согласно соглашению № 1 от 01.02.2018, - соответственно за март-июнь, за август, за июль и август, за сентябрь, за октябрь 2018 года (т.2 л.д.22-26); - протоколом выемки у начальника Департамента Л. вышеперечисленных документов (т.1 л.д.200-203);
- протоколом выемки от 28.02.2019 у начальника отдела лицензирования и аккредитации Комитета по контролю, надзору и лицензирования в сфере образования Томской области Д. документов в копиях: запроса от начальника Департамента № 01-22/4991 от 07.12.2018, выписок из реестра лицензий юридических лиц от 07.12.2018 № 5 и от 04.12.2018 № 2, приложения № 1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 17.09.2015 № 1590, запроса от начальника ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска» № 4484-02 от 04.12.2018, распоряжения Комитета от 26.01.2018 № 68-р, листов из журнала регистрации документов на лицензирование, действующего приложения № 1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 17.09.2015 № 1590 (т.2 л.д.31-33);
- копией запроса № 01-22/4991 от 07.12.2018 начальника департамента образования администрации г. Томска Л. председателю комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области О. о предоставлении информации о наличии (отсутствии) у АНО «ДОРР «...» лицензии на осуществление образовательной деятельности по <адрес> (т.1 л.д.39, т.2 л.д.34);
- копией ответа председателя Комитета О. на данный запрос № 67-01-483 от 07.12.2018, согласно которому АНО «ДОРР «...» не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по <адрес> (т.1 л.д.40);
- предоставленной к данному ответу Комитетом копией лицензии № 1590 от 17.09.2015 на осуществление образовательной деятельности АНО «ДОРР «...» с копией действующего на тот момент приложения № 1 к ней, согласно которому организация осуществляет образовательную деятельность по адресам в <адрес>, - а также копиями выписок Комитета из реестра лицензий юридических лиц от 07.12.2018 № 5, от 04.12.2018 № 2, где указаны те же адреса (т.1 л.д.41-45, т.2 л.д.35-36, 37-38);
- предоставленной Комитетом и полученной 03.12.2018 по факсимильной связи от ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска» копией приложения № 1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 17.09.2015 № 1590, в которой АНО «ДОРР «...» осуществляет образовательную деятельность по вышеуказанным адресам, а также по <адрес> (т.2 л.д.39-40);
- копией распоряжения начальника Департамента № 1017р от 10.12.2018 об отмене распоряжения Департамента № 508р от 22.06.2018 «Об изменении планового объема субсидии АНО «Детская организация «...», согласно которому указанное распоряжение отменено на основании письма Комитета от 07.12.2018 № 67-01-483, указанного выше (т.1 л.д.213);
- копией распоряжения Департамента № 1030р от 12.12.2018 о несоответствии информации и неперечислении субсидии АНО «ДОРР «Медвежонок» за ноябрь 2018 года, согласно которому информация, подтверждающая фактически произведенные затраты за ноябрь 2018 года, предоставленная АНО «ДОРР «...», признана несоответствующей требованиям Порядка определения объема и условий предоставления субсидии организациям, осуществляющим обучение (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования, утвержденного постановлением администрации г. Томска от 18.03.2013 № 213. В информацию об осуществлении затрат АНО «ДОРР «...» по состоянию на 01.12.2018 (за ноябрь) были включены затраты на оплату труда персонала, участвующего в реализации образовательных программ дошкольного образования по <адрес> без лицензии (т.1 л.д.214-215);
- ответом Председателя Комитета О. № 67-01-36 от 25.01.2019, согласно которому по состоянию на 25.01.2019 лицензиат АНО «ДОРР «...» не имеет права на реализацию образовательных программ по <адрес>, так как в действующем приложении № 1 к лицензии от 17.09.2015 № 1590, переоформленном по распоряжению Комитета от 07.09.2017 № 920-р, отсутствует данный адрес места осуществления образовательной деятельности. Вместе с тем 04.12.2018 в адрес Комитета Областным государственным казенным учреждением «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска» был направлен запрос сведений из реестра лицензий в виде выписки о наличии у АНО «ДОРР «...» лицензии на осуществление образовательной деятельности по <адрес>. К запросу прилагалась копия вышеуказанного приложения, где был указан данный адрес. Такой же подложный документ лицензиатом был представлен в Департамент, о чем свидетельствовал запрос о наличии (отсутствии) у АНО ДОРР «...» лицензии на осуществление образовательной деятельности по указанному адресу, направленный в адрес Комитета начальником Департамента Л. 07.12.2018. В оба обратившихся органа Комитетом были направлены выписки из реестра лицензий, где наряду с имеющимися сведениями о фактических адресах осуществления лицензиатом образовательной деятельности были представлены сведения об отсутствии в лицензии запрашиваемого адреса места осуществления образовательной деятельности. Таким образом, Комитетом был установлен факт подлога лицензии на осуществление образовательной деятельности (т.1 л.д.84-86);
- ответом начальника Департамента Л. № 01-22/337 от 30.01.2019, подписанного также заместителем начальника Департамента по экономике образования В., согласно которому излишне перечисленный объем субсидии на образовательную деятельность за июнь-октябрь 2018 года в связи с предоставлением поддельной копии лицензии на осуществление образовательной деятельности АНО «ДОРР «...» по <адрес> составил 1 909 359 рублей (исходя из расчета 38 среднегодовых воспитанника*38651 рубль*1,3), где 38651 – норматив на одного воспитанника в год, утвержденный постановлением администрации Томской области от 30.12.2013 № 586а, 1,3 – районный коэффициент (т.1 л.д.103-104);
- ответом начальника департамента образования администрации г. Томска Л. № 01-22/725 от 26.02.2019 следователю с аналогичным содержанием (т.2 л.д.27-28);
- копией заявления директора АНО «ДОРР «...» Мальцева В.А. от 09.01.2019 о возврате пакета документов, направленных 01.06.2018 в адрес Департамента, на увеличение субсидии в связи с содержанием в них недостоверной информации (т.1 л.д.225);
- копией ответа от 17.01.2019 на данное заявление об отказе в возврате поданных документов, поскольку указанные документы явились основанием для издания распоряжения администрации г. Томска от 22.06.2018 № 509р «Об изменении планового объема субсидии АНО «ДОРР «...» и излишнего перечисления средств за июнь-ноябрь 2018 года вышеуказанной субсидии в размере 2 361 576 рублей на возмещение затрат за июнь-октябрь 2018 года по образовательной деятельности (т.1 л.д.224);
- предоставленными УФНС России по Томской области заверенных копий учредительных документов в отношении АНО «Детская организация «...»: решения единственного учредителя АНО «Детский центр развития и творчества «...» Мальцева В.А. от 14.01.2010 о создании организации, утверждении его Устава, назначении директора; протокола № 1 заседания Правления АНО во главе с Мальцевым В.А. от 06.09.2011 о назначении другого директора; протокола № 3 заседания Правления АНО от 08.04.2013 о назначении на должность директора Мальцева В.А.; протокола заседания Правления АНО от 28.04.2015 об утверждении Устава, изменении наименования некоммерческой организации на АНО «ДОРР «...»; приказа № 34-лс от 29.03.2019 о продлении полномочий директора АНО «ДОРР «...» Мальцева В.А. по 31.03.2021; Устава АНО «ДОРР «...», целью которого является предоставление услуг в социальной сфере, направленных на развитие детей (т.2 л.д.218-235);
- протоколом осмотра вышеуказанных документов, изъятых в ходе выемки у начальника Департамента Л., начальника отдела лицензирования Комитета Д., а также документов, предоставленных УФНС России по Томской области (т.3 л.д.1-17).
Оценивая собранные по уголовному делу доказательства в их совокупности, суд находит их допустимыми и достаточными, а виновность Мальцева В.А. в совершении преступления, указанного в установочной части приговора, доказанной, при этом считает необходимым положить в основу приговора показания представителя потерпевшего и свидетелей, а также исследованные и указанные выше письменные материалы дела, поскольку их совокупность в полном объеме опровергает доводы стороны защиты о невиновности подсудимого.
Так, из показаний представителя потерпевшего Л. – начальника департамента образования администрации г. Томска следует, что на основании поданного 01.06.2018 директором АНО «ДОРР «...» Мальцевым В.А. заявления об увеличении субсидии в связи с добавлением дополнительного адреса осуществления деятельности - по <адрес> было издано распоряжение об изменении планового объема субсидии, после чего на расчетный счет организации перечислены денежные средства, в которые входили суммы, выделенные АНО «ДОРР «...» на добавление указанного дополнительного адреса. Впоследствии – в начале декабря 2018 года выяснилось, что организация не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности по этому адресу. При встрече Мальцев В.А. пояснил, что представил сфальсифицированную копию приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности, куда собственноручно вписал адрес по <адрес>.
Данные показания согласуются с показаниями свидетелей В. – заместителя начальника Департамента по экономике образования, Б. – начальника юридического отдела и А. – председателя комитета по дошкольному образованию Департамента, а самим подсудимым эти обстоятельства не оспариваются.
Расчет причиненного Мальцевым В.А. ущерба, фактически произведенный В. и подтвержденный представителем потерпевшего и письменными сведениями, сомнений не вызывает, оснований считать его неправильным и, следовательно, не доверять в этой части показаниями представителя потерпевшего и свидетеля В. не имеется. При этом суд учитывает, что после получения уведомления о необходимости вернуть излишне уплаченные денежные средства в качестве субсидии на осуществление деятельности по <адрес> Мальцев В.А. возместил установленную сумму ущерба в полном объеме, не оспаривая ее размер и не инициируя возмещение ему иных расходов.
Свидетель Д. - начальник отдела лицензирования и аккредитации комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области также пояснила об обстоятельствах выявления подложной копии приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности АНО «ДОРР «...» по <адрес>. При этом уточнила, что Мальцев В.А. действительно ранее – в январе 2018 года (то есть до обращения в Департамент 01.06.2018 с заявлением о предоставлении субсидии с приложенной фальсифицированной копией приложения к лицензии) обращался с заявлением о получении лицензии на осуществление образовательной деятельности по указанному адресу, однако оно не было рассмотрено в связи с неисполненным предписанием.
Факт выявления копии приложения к лицензии с сомнительным содержанием в части указания на адрес осуществления деятельности организацией по <адрес> изначально был выявлен свидетелем Е. – начальником отдела контроля за назначением и выплат мер социальной поддержки ОГКУ «Центр социальной поддержки населения Ленинского района г. Томска».
Перечисление субсидии на расчетный счет АНО «ДОРР «...» подтверждается платежными поручениями № 250704 от 03.08.2018, № 265431 от 14.08.2018, № 301094 от 12.09.2018, № 339095 от 12.10.2018, № 390063 от 20.11.2018.
Вопреки доводам подсудимого о том, что платежным поручением № 250704 от 03.08.2018 на сумму 1 450 339, 90 рублей произведена оплата перерасчета за период с марта по июнь 2018 года в связи с увеличением норматива суммы содержания на одного ребенка в год без учета выплат по <адрес>, - указание в обвинении на данный платеж является правомерным, поскольку указанная сумма (увеличение субсидирования) перечислена на период с марта по июнь 2018 года, тогда как в июне 2018 года начисления на осуществление образовательной деятельности по <адрес> уже осуществлялись. Размеры платежей были установлены основным соглашением, в связи с чем увеличение поступления на счет АНО «ДОРР «...» могло быть вызвано лишь дополнительным соглашением, заключенным в связи обращением подсудимого в Департамент 01.06.2018.
Ссылка в платежных поручениях в качестве обоснования платежа на соглашение от 01.02.2018 является верной, поскольку оно является основным по отношению к дополнительным соглашениям, которыми в него были внесены изменения.
Необоснованность проведения комитетом по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области проверки деятельности АНО «ДОРР «...», послужившая причиной к затягиванию процесса выдачи лицензии на осуществление образовательной деятельности по <адрес>, а также причина, по которой подсудимый самовольно внес в копию приложения к лицензии недостоверные сведения (необходимость обеспечения непрерывности образовательного процесса и недопущения остановки работы детского сада), на что указывают подсудимый и защитники, не могут свидетельствовать об отсутствии в его действиях состава инкриминируемого преступления. Мальцев В.А. не был лишен возможности оспорить в установленном законом порядке и своевременно, до обращения в Департамент с заявлением об увеличении субсидии, вынесенное Комитетом предписание. Оснований относиться к показаниям свидетеля Д. критически, на что призывает защита, не имеется, поскольку данный свидетель сообщил все известные ему факты.
Вопреки доводам адвоката М. Порядок определения объема и условий предоставления субсидий организациям, осуществляющим обучение, частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с обеспечением получения дошкольного образования, утвержденного постановлением администрации г. Томска № 213 от 18.03.2013, Мальцевым В.А. соблюден не был, поскольку при фактическом осуществлении образовательной деятельности по <адрес> лицензия на это (в части этого адреса) на момент обращения Мальцева В.А. в Департамент 01.06.2018 с заявлением об увеличении субсидии отсутствовала. В связи с этим и также вопреки доводам защиты получение АНО «ДОРР «...» повышенной субсидии находилось в причинно-следственной связи с предоставлением Мальцевым В.А. фальсифицированной копии приложении к лицензии, в которой он собственноручно указал указанный выше адрес осуществления деятельности. Данные осознанные действия Мальцева В.А., связанные с обманом сотрудников Департамента образования администрации Города Томска, явились способом совершения мошенничества, а, следовательно, довод защитника Даниленко Е.Н. об отсутствии в обвинении и неустановлении по делу способа совершения преступления является несостоятельным. Непроведение проверки поданных документов со стороны сотрудников Департамента не свидетельствует о том, что Мальцев В.А. не действовал обманным путем при обращении в Департамент 01.06.2018.
Указание стороны защиты на отсутствие у Мальцева В.А. корыстного мотива, умысла и безвозмездности изъятия денежных средств является неубедительным. Подсудимый является, как учредителем и директором АНО «ДОРР «...», так и учредителем ООО «...», АНО «Детская организация развития и спорта «...», ООО «Актив плюс» (т.2 л.д.60), получал заработную плату, был прямо заинтересован в обеспечении материальной устойчивости организации и своей деятельности в целом. На наличие у Мальцева В.А. корыстного мотива и на факт осознания им совершения противоправных действий, результатом которых стало предоставление ему субсидии в увеличенном размере – в связи с внесением им самим, то есть в незаконном порядке, в копию приложения № 1 к лицензии дополнительного адреса осуществления деятельности, указывают сами действия Мальцева В.А., произведенные им до фактического выявления в декабре 2018 года государственными учреждениями данного факта фальсификации, сообщения о нем Мальцеву В.А. и признание его последним, а именно: с целью покрытия возникавших затрат и возможного, как он сам пояснил, возврата полученных в качестве данной субсидии денежных средств после обнаружения факта фальсификации продал один из личных автомобилей, под залог второго автомобиля оформил договор займа, оформлял личные кредиты, направляя полученные средства на функционирование АНО «ДОРР «...».
Таким образом, Мальцев В.А., действуя от имени АНО «ДОРР «...», обращаясь в Департамент с заявлением об увеличении субсидии и прикладывая фальсифицированную копию приложения к лицензии, намеревался использовать полученные денежные средства в качестве субсидии в личных целях, в том числе как директор организации, то есть совершил противоправное, безвозмездное изъятие денежных средств. Понесенные расходы и затраты могли быть им компенсированы и другим законным способом, например, путем получения кредита или займа, что впоследствии им и было осуществлено, но уже после незаконного получения субсидии.
На основании изложенного версия защиты о том, что Мальцев В.А. действовал в состоянии крайней необходимости, является неубедительной, так как, согласно ч.1 ст.39 УК РФ, крайней необходимостью является устранение опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости, чего из действий подсудимого не усматривается.
Положенные в основу приговора доказательства согласуются между собой, взаимно подтверждаются и дополняют друг друга, в своей совокупности подтверждают виновность Мальцева В.А. в совершении мошенничества, установленного судом.
Ссылка защитника Даниленко Е.Н. на показания представителя потерпевшего относительно количества платежных поручений является необоснованной, поскольку такие показания в суде представитель потерпевшего не давала, а ее показания, данные на предварительном следствии, не исследовались. Более того вопреки мнению того же защитника Л., являясь на основании распоряжения первого заместителя Мэра г. Томска от 22.05.2007 № 75к начальником департамента образования администрации г. Томска, которому преступлением был причинен ущерб, была правомерно признана представителем потерпевшего.
С учетом изложенного выше довод стороны защиты об отсутствии по делу ущерба является неубедительным, опровергается обстоятельствами, установленными из доказательств, положенных в основу приговора.
Государственный обвинитель предложил изменить обвинение, исключив из него указание на способ совершения мошенничества – «путем злоупотребления доверием», как излишне вмененное, мотивировав тем, что фактические действия Мальцева В.А. выразились в обмане работников департамента образования администрации г. Томска относительно достоверности сведений, содержащихся в представленных документах; а также исключив указание на перечисление в адрес АНО «ДОРР «...» субсидии в увеличенном размере на основании платежного поручения № 217351 от 06.07.2018, мотивировав тем, что указанная в данном платежном поручении сумма была предусмотрена еще на момент заключения с Департаментом основного соглашения 01.02.2018 и в дальнейшем не изменялась.
Кроме того государственный обвинитель предложил исключить указание на конкретную дату изготовления подсудимым поддельной копии приложения № 1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности, поскольку эти обстоятельства в ходе судебного следствия достоверно не установлены, и, соответственно, указать на совершение данных действий в период с 01.05.2018 по 31.05.2018.
Суд находит данную позицию государственного обвинителя обоснованной, исключает из описания преступного деяния и квалификации действий Мальцева В.А. указание на способ совершения мошенничества – «путем злоупотребления доверием», как излишне вмененное, указание на перечисление в адрес АНО «ДОРР «...» субсидии в увеличенном размере на основании платежного поручения № 217351 от 06.07.2018, а также указание на конкретную дату изготовления подсудимым поддельной копии приложения № 1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности, указав вместо нее на совершение данных действий в период с 01.05.2018 по 31.05.2018. При этом суд учитывает, что данные изменения обвинения не ухудшают положение подсудимого. Оснований для снижения общего размера ущерба в связи с исключением указанного выше платежного поручения не имеется, поскольку расчет ущерба производился по другим параметрам, без привязки к конкретным платежным поручениям, в которых организации была начислена и перечислена субсидия по всем адресам ее деятельности в целом.
С учетом изложенного суд квалифицирует действия Мальцева В.А. по ч.4 ст.159 УК РФ, как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере. Квалифицирующие признаки нашли свое подтверждение в судебном заседании. Так, Мальцев В.А., выступая как единственный учредитель и директор АНО «ДОРР «...», будучи наделенными учредительными документами организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, неправомерно завладел бюджетными денежными средствами, что стало возможным путем использования им своего служебного положения. Особо крупный размер причиненного ущерба (1 909 359 рублей) согласуется с примечанием № 4 к ст.158 УК РФ. Корыстная цель подсудимого выразилась в заинтересованности в обеспечении материальной устойчивости возглавляемой им организации, деятельность которой являлась его источником дохода, чему оценка дана выше, как и способу совершения преступления.
Обсуждая вопрос о виде и мере наказания подсудимого, суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности содеянного, личность виновного, смягчающие наказание обстоятельства, а также влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.
Так, Мальцев В.А. совершил тяжкое преступление против собственности.
Вместе с тем он ранее не судим, имеет постоянное место жительства, работы и семью, женат, социально адаптирован, работает, на учетах в специализированных диспансерах не состоит, положительно характеризуется по месту жительства со стороны участкового, а также со стороны коллектива родителей воспитанников и работников АНО «ДОРР «...» (допрошены З., И. и К.), со стороны и.о. проректора по АХУ Томского государственного архитектурно-строительного университета, председателя территориальной профессиональной организации ТНЦ СО РАН, со стороны последнего также имеет рекомендательное письмо. Кроме того АНО «ДОРР «...», директором которой он является, имеет свидетельство о награждении золотой медалью отборочного этапа Межрегионального конкурса «Лучшие товары и услуги Сибири – ГЕММА - 2018» по Томской области по результатам заключения независимой экспертной комиссии за организацию комплекса образовательных, развивающих, физкультурно-спортивных программ для детей дошкольного возраста, организацию услуг питания, присмотра и ухода за детьми, и рекомендована генеральным директором АО «Особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Томск» как надлежащий партнер для сотрудничества при подаче заявки в Фонд президентских грантов.
Обстоятельствами, смягчающими наказание Мальцева В.А., является добровольное возмещение имущественного ущерба, причиненного в результате преступления (п. «к» ч.1 ст.61 УК РФ), а также наличие у него малолетнего ребенка – Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (п. «г» ч.1 ст.61 УК РФ).
Обстоятельств, отягчающих его наказание, не установлено.
При назначении наказания суд руководствуется положениями ст. ст.6, 43, 60, ч.1 ст.62 УК РФ.
Учитывая изложенные обстоятельства в совокупности с данными, характеризующими личность подсудимого, характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, в целях восстановления социальной справедливости, исправления подсудимого и предупреждения совершения им новых преступлений, принимая во внимание причины совершения преступления подсудимым как директором АНО «ДОРР «...» – в результате установленной после совершения преступления необоснованности проведения проверки деятельности организации, про итогам которой комитетом по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области было выдано предписание, которое привело к невозможности получения заранее, в установленном законом порядке лицензии на осуществление деятельности детского сада по <адрес>, учитывая совокупность смягчающих наказание обстоятельств, указанных выше, полное возмещение ущерба подсудимым до возбуждения уголовного дела, признавая данные обстоятельства в совокупности в качестве исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного и его поведением во время и после совершения преступления, как существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, суд считает возможным применить к Мальцеву В.А. положения ст.64 УК РФ путем назначения ему более мягкого вида наказания, чем предусмотрено ч.4 ст.159 УК РФ, а именно – штрафа.
По тем же основаниям, с учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности, причин совершения преступления, принимая во внимание совокупность смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, личность подсудимого, ранее не судимого и положительно характеризующегося, в том числе как директор АНО «ДОРР «...», его поведение после совершенного преступления, в целях обеспечения индивидуализации ответственности подсудимого за содеянное и реализации закрепленных в ст.ст.6 и 7 УК РФ принципов справедливости и гуманизма суд считает возможным на основании ч.6 ст.15 УК РФ изменить в отношении него категорию преступления с тяжкого на преступление средней тяжести.
Определяя размер штрафа, суд, руководствуясь ч.3 ст.46 УК РФ, учитывает тяжесть совершенного преступления, имущественное положение подсудимого и его семьи, а также возможность получения подсудимым, являющимся трудоспособным лицом, заработной платы или иного дохода, в том числе наличие у него кредитных обязательств и в то же время постоянного и стабильного источника дохода.
Суд не усматривает оснований для назначения в соответствии с ч.3 ст.47 УК РФ дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, а именно деятельностью, связанной с воспитанием и обучением детей в детских дошкольных организациях, - поскольку обратное повлечет за собой нарушение деятельности возглавляемой Мальцевым В.А. организации, оказывающей в нескольких точках города услуги дошкольного образования.
Гражданский иск не заявлен.
Вещественные доказательства, приобщенные к материалам дела и хранящиеся при нем: копии платежных поручений, уведомления о возврате перечисленной субсидии, писем, справок, ответов, уведомлений, заявлений, распоряжений департамента образования администрации г. Томска, комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области, ОГКУ «ЦСПН Ленинского района г. Томска», листа согласования (визирования) к проекту служебной записки Мэру г. Томска, акта соответствия Организации условиям порядка о предоставлении субсидии, соглашения № 1 о предоставлении субсидии от 01.02.2018, дополнительных соглашений №№ 3 и 6 к Соглашению № 1 от 01.02.2018, Приказа департамента образования администрации г. Томска № 683 от 19.12.2017 с приложениями, выписок из реестра лицензии юридических лиц, лицензии № 1590 от 17.09.2015, приложения № 1 к ней, части журнала регистрации документов на лицензирование, учредительных документов АНО «ДОРР «...», - подлежат оставлению при деле как документы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.299, 303-304, 307-309 Уголовно-процессуального кодекса РФ, суд
п р и г о в о р и л :
Признать МАЛЬЦЕВА ВЛАДИСЛАВА АЛЕКСАНДРОВИЧА виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, и назначить ему наказание с применением ст.64 УК РФ в виде штрафа в размере 450 000 (четырехсот пятидесяти тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу.
На основании ч.6 ст.15 УК РФ категорию совершенного Мальцевым В.А. преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, изменить на менее тяжкую, признать совершенное им деяние преступлением средней тяжести.
Меру пресечения в отношении Мальцева В.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить без изменения, по его вступлении – отменить.
Вещественные доказательства, приобщенные к материалам дела и хранящиеся при нем: копии платежных поручений, уведомления о возврате перечисленной субсидии, писем, справок, ответов, уведомлений, заявлений, распоряжений департамента образования администрации г. Томска, комитета по контролю, надзору и лицензированию в сфере образования Томской области, ОГКУ «ЦСПН Ленинского района г. Томска», листа согласования (визирования) к проекту служебной записки Мэру г. Томска, акта соответствия Организации условиям порядка о предоставлении субсидии, соглашения № 1 о предоставлении субсидии от 01.02.2018, дополнительных соглашений №№ 3 и 6 к Соглашению № 1 от 01.02.2018, Приказа департамента образования администрации г. Томска № 683 от 19.12.2017 с приложениями, выписок из реестра лицензии юридических лиц, лицензии № 1590 от 17.09.2015, приложения № 1 к ней, части журнала регистрации документов на лицензирование, учредительных документов АНО «ДОРР «...», - оставить при деле.
Приговор может быть обжалован через Советский районный суд г. Томска: в апелляционном порядке в Томский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения, а также в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
В случае подачи апелляционной или кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом вышестоящей инстанции.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: УФК по Томской области (УМВД России по Томской области)
л/сч: 04651140380
р/счет: 40101810900000010007
БИК: 046902001
Банк получателя: Отделение Томск г. Томск
ОКТМО: 69701000 - Томск
КБК: 188 1 16 21010 01 60000, 140 – Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в федеральный бюджет.
Председательствующий: /подпись/
Приговор вступил в законную силу 20.01.2020. Опубликовать 03.02.2020.