Дело № 2-1389/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2018 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре Деминой А.А.,
с участием истца Быковой Н.Н.,
представителя ответчика Старковой Е.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Быковой Натальи Николаевны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Перми о признании незаконным решения, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, назначить досрочную страховую пенсию по старости,
у с т а н о в и л:
Быкова Н.Н. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Перми (далее по тексту Управление ПФ) о признании незаконным решения комиссии в части исключения из стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию, периодов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней), возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж указанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.3-4).
В обоснование заявленных требований истец указала, что решением от ДД.ММ.ГГГГ. № Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. С решением Управления ПФ истец не согласна в части исключения из стажа периодов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней); отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что периоды повышения квалификации должны включаться в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости. Управлением ПФ истцу включено в стаж для досрочной трудовой пенсии по старости 29 лет 9 месяцев 18 дней. С учетом включения указанных спорных периодов стаж истца на день обращения в Управление ПФ составляет 30 лет 17 дней и является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Истец в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании выразила несогласие с заявленными требованиями, поддержала доводы письменных возражений на иск, согласно которым в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, предусмотрены периоды работы, подлежащие включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Время пребывания на курсах повышения квалификации, усовершенствования и специализации, а также периоды других отвлечений от основной работы не предусмотрены «Правилами исчисления периодов работы...», следовательно, не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ. Действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень периодов, не связанных с непосредственным осуществлением трудовой функции (в данном случае – медицинской деятельности), которые включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Иные, не указанные в законе, периоды отвлечений не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Полагает, что спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в страховой стаж календарно (в связи с уплатой страховых взносов), но не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Время нахождения истца на курсах повышения квалификации не может быть зачтено в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку в данный период не осуществлялась лечебная деятельность (т.е., находясь на курсах повышения квалификации истец не выполняла трудовые функции в том же объеме, того же характера и в той же степени ответственности, что и «фельдшер-лаборант»).
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Федеральный закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения законодательства содержит Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 ст.3 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 ст.11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту также Правила).
На основании пункта 5 Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Из материалов дела следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности фельдшер-лаборант в ГБУЗ Пермского края «Пермская краевая клиническая инфекционная больница» (л.д.22-23).
ДД.ММ.ГГГГ Быкова Н.Н. обратилась в Управление ПФ в Ленинском районе г.Перми с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан Управления ПФ от ДД.ММ.ГГГГ Быковой Н.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа – 30 лет (л.д.14-15).
В соответствии с протоколом заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № в стаж работы, в том числе, не включены периоды работы: курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 15 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней).
Установленные судом обстоятельства объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Суд полагает, что оспариваемые истцом периоды повышения квалификации и усовершенствования подлежат включению в специальный стаж для установления досрочной трудовой пенсии по старости Быковой Н.Н.
В соответствии со справкой, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, от 06.09.2017г., выданной ГБУЗ ПК «Клиническая медико-санитарная часть №1», Быкова Н.Н. работала в должности фельдшера-лаборанта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с осуществлением лечебной (врачебной) деятельности полный рабочий день в режиме полной рабочей недели, на полную ставку (л.д.58-59).
В соответствии со справкой, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ГКУЗ ПК «Пермский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», Быкова Н.Н. работала в должности фельдшера-лаборанта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с осуществлением лечебной (врачебной) деятельности полный рабочий день в режиме полной рабочей недели, на полную ставку (л.д.70-71).
Согласно справке, уточняющей условия работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, от ДД.ММ.ГГГГ №-ус, выданной ГБУЗ ПК «Пермская краевая клиническая инфекционная больница», Быкова Н.Н. работает в должности фельдшера-лаборанта с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время с осуществлением лечебной (врачебной) деятельности полный рабочий день в режиме полной рабочей недели, на полную ставку. Данная справка содержит сведения о причинах невыхода на работу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (35 дней) – курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней) – курсы повышения квалификации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней) – курсы повышения квалификации (л.д.72-73).
Согласно представленным приказам о направлении Быковой Н.Н. на цикл усовершенствования, повышения квалификации в спорные периоды (л.д.19, 20, 21), сведений о начисленной заработной платы (л.д.14-17), Быкова Н.Н. направлялась работодателем для прохождения повышения квалификации по занимаемой должности, за ней сохранялась заработная плата, производились отчисления страховых взносов, повышение квалификации истец прошла в соответствии с утвержденным планом и программой, сдала требуемые экзамены (зачеты) (л.д.8-12).
Доказательств обратного Управлением ПФ не представлено ни при рассмотрении заявления и документов Быковой Н.Н. о досрочном назначении страховой пенсии по старости (л.д.63-114), ни в ходе судебного разбирательства (ст.56 ГПК РФ).
В соответствии со ст. ст. 112, 184 КЗоТ РСФСР курсы повышения квалификации с отрывом от производства организовывались для повышения профессиональной подготовки работников. В период нахождения на курсах повышения квалификации за работником сохранялось место работы, должность, средняя заработная плата.
На основании ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В силу п. 21 Рекомендаций МОТ №418 от 24.06.1974 г. "Об оплачиваемых учебных отпусках", период оплачиваемого учебного отпуска (курсов повышения квалификации) должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений.
По смыслу указанных Рекомендаций, термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №516 от 11.07.2002 г.
В соответствии с п. 4 данных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу изложенного, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Таким образом, суд считает необходимым включить в специальный стаж истца периоды прохождения повышения квалификации и усовершенствования: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 05 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней), поскольку Быкова Н.Н. направлялась для прохождения повышения квалификации работодателем на основании приказов, за нею сохранялась заработная плата, перечислялись страховые взносы, что подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для исключения спорных периодов из специального трудового стажа Быковой Н.Н., дающего истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с чем решение Управления ПФ в части исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации следует признать незаконным.
Удовлетворяя требования истца, суд также полагает необходимым отметить, что законодательство, действующее на момент рассмотрения настоящего спора, ФЗ «О страховых пенсиях» (ст.30) не изменяет порядок и условия назначения досрочно страховой пенсии по старости. Отсылает, в частности, к постановлению Правительства РФ от 16.07.2014г. №655, которое издано в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» и пункт 3 которого предусматривает, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С учетом периодов, ранее включенных Управлением ПФ в специальный стаж истца – всего 29 лет 09 месяцев 18 дней (л.д.5-7, 32-33), а также периодов, установленных судом в рамках производства по настоящему делу – всего 2 месяца 20 дней, у истца имеется стаж, предусмотренный п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (всего 30 лет 08 дней).
Иск рассмотрен в соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных требований (предмета и оснований).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.195-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Быковой Натальи Николаевны удовлетворить, признать незаконным решение государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в установлении пенсии Быковой Н.Н. в части исключения из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации (усовершенствования): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 05 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней).
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ Ленинском районе г. Перми обязанность включить в специальный стаж Быковой Натальи Николаевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды повышения квалификации (усовершенствования): с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 05 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 дней).
Возложить на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Перми обязанность назначить Быковой Наталье Николаевне досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий - подпись
<данные изъяты>
<данные изъяты>