№ 2А-1624/2021
45RS0008-01-2021-002793-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02.11.2021 с. Кетово Курганская область
Кетовский районный суд Курганской области в составе судьи Носко И.Н.,
при секретаре судебного заседания Поповой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Падеринского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с административным иском к Администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. Указав, что в ходе рассмотрения поступившего обращения граждан установлено, что на территории д. Костоусово Кетовского района Курганской области сбор твердых коммунальных отходов осуществляется с нарушением требований действующего законодательства, административный истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области, выразившееся в непринятии мер к оборудованию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в д. Костоусово Кетовского района Курганской области в нарушение требований СанПиН 2.1.3684-21; обязать Администрацию Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 01.11.2021 в соответствии с требованием пункта 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 в д. Костоусово Кетовского района Курганской области оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) подъездным путем, твердым (асфальтовым,бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; на расстоянии не менее 15 метров - до территории медицинских организаций; обязать Администрацию Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области провести вышеуказанное создание и оборудование мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов согласно схеме размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области.
В судебном заседании от административного истца Управления Роспотребнадзора по Курганской области - явки нет, юридическое лицо извещено, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель административного ответчика Глава Администрации Падеринского сельского совета Кетовского района Курганской области Вандышева Ю.В., действующая на основании устава, в судебном заседании пояснила, что обустройство площадок для сбора накопления твердых коммунальных отходов запланировано на 2022 год, о чем принято постановление Администрации Кетовского района от 26.03.2021 № 312.
От заинтересованного лица Администрации Кетовского района Курганской области явки нет, юридическое лицо извещено.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что в ходе рассмотрения поступившего обращения граждан, с учетом результатов заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» от 04.06.2021, установлено, что на территории д. Костоусово Кетовского района Курганской области сбор твердых коммунальных отходов осуществляется с нарушением требований действующего законодательства, поскольку места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в д. Костоусово Кетовского района Курганской области не оборудованы подъездным путем, твердым (асфальтовым,бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.В соответствии с пунктом 18 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 12 статьи 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 №108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» и пунктом 12 статьи 6.1 Устава муниципального образования Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области к вопросам местного значения данного сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Конституционный Суд Российской Федерации обращал внимание на то, что содержание термина «организация», используемого в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при определении вопросов местного значения, должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и что в любом случае этот термин не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности (Постановление от 29.03.2011 №2-П).
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В силу статьи 8 поименованного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных районов на территориях сельских поселений и на межселенной территории, городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 указанного Федерального закона).
Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержит исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления, который гораздо шире участия в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов, закрепленными за сельскими поселениями Курганской области.
Как уже было указано выше, в соответствии с пунктом 18 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 12 статьи 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 №108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения данного сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям муниципальных районов.
Поскольку законодательством Курганской области полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов органам местного самоуправления сельских поселений не переданы, следует сделать вывод, что административный иск подан к ненадлежащему ответчику, соответственно удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административного иска Управления Роспотребнадзора по Курганской области к Администрации Падеринского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Судья И.Н. Носко