Административное дело № 2а-969/2021
УИД 21RS0006-01-2021-001366-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Ефимовой А.М.,
с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Карлиной О.В.,
представителя административного ответчика М.
при секретаре судебного заседания Лотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя К. межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Ш. сельского поселения К. района ЧР о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных, обязании заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных,
установил:
Заместитель К. межрайонного прокурора обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Ш. сельского поселения К. района ЧР (далее - администрация сельского поселения) о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных на территории Ш. сельского поселения К. района, обязании администрации сельского поселения в трехмесячный срок после вступления в законную силу решения суда заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории вышеуказанного сельского поселения К. района. Требование мотивировано тем, что К. межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья граждан администрацией Ш. сельского поселения <данные изъяты>, в ходе которой установлено, что вопреки требованиям законодательства в части организации и осуществления отлова безнадзорных животных администрацией сельского поселения контракт (договор) с исполнителем мероприятий, указанных в пункте 14 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в ЧР, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок), юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем не заключен, что представляет опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Помощник прокурора Карлина О.В. поддержала административный иск по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика - временно исполняющяя обязанности главы Ш. сельского поселения К. района ЧР М. административный иск заместителя К. межрайонного прокурора признала, пояснила, что в ближайшее время администрацией сельского поселения будет организована работа по заключению соответствующего муниципального контракта.
Выслушав объяснения прокурора и представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу абзаца второго статьи 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» термин «прокурор» применительно к регламентированному вышеуказанными нормами участию прокурора в рассмотрении дел судами обозначает, в том числе, и заместителя прокурора соответствующего города (района).
Частью 2 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях права.
В соответствии с пунктами «б», «ж» и «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, координация вопросов здравоохранения, осуществление мер по борьбе с эпидемиями.
К полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится, в том числе, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защита населения от болезней, общих для человека и животных (ст. 3 Закона РФ от 14.05.1993 №4978-1 «О ветеринарии»).
Санитарно - эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения, в том числе юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека» (далее - Закон № 52-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 9.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП № 3.1.7.2667-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06 мая 2010 года № 54 (далее - СП № 3.1.7.2667-10), в мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей включается регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства.
Пунктом 9.5 СП № 3.1.7.2667-10 предусмотрено, что регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3, 4 Закона № 52-ФЗ отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
Аналогичное право органов местного самоуправления сельских поселений предусмотрено п. 14 ч. 1 ст. 8.1 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике».
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 498-ФЗ) об ответственном обращении с животными установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 17 Закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.
Статьей 18 Закона № 498-ФЗ определены мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, а также требования, подлежащие соблюдению, при отлове животных без владельцев.
Законом Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления поселений и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Чувашской Республики по организации проведения на территории поселений и городских округов мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных (п. 5 ч. 4 ст. 1).
Порядок осуществления органами местного самоуправления поселений и городских округов государственных полномочий Чувашской Республики по организации проведения на территории поселений и городских округов мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных определяется Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Согласно п.п. 1,3, 1.5 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Чувашской Республике, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 марта 2020 года № 102 (далее - Порядок), организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов, наделенные Законом Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» государственными полномочиями Чувашской Республики по организации на территории поселений и городских округов мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - уполномоченный орган).
Исполнителями мероприятий, указанных в п. 1.4 Порядка, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее - исполнители мероприятий), заключившие контракты (договоры) с уполномоченными органами в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что К. межрайонной прокуратурой в ходе мониторинга соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья граждан установлено, что вопреки вышеприведенным требованиям законодательства в части организации и осуществления отлова безнадзорных животных администрацией Ш. сельского поселения К. района не заключен контракт (договор) с исполнителем мероприятий, указанных в пункте 1.4 Порядка, о чем составлена справка (л.д. №).
Из сообщения МКУ «<данные изъяты>» следует, что по организации и осуществлению мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных был заключен один договор между администрацией Ш. сельского поселения К. района и ИП М. (<адрес>) (л.д. №).
Поскольку безнадзорные животные являются носителями и распространителями инфекционных болезней, мероприятия по их отлову относятся к санитарно-эпидемиологическим мерам в области предупреждения и ликвидации болезней.
Таким образом, в силу действующего законодательства на администрацию Ш. сельского поселения возложены обязанности по решению вопросов местного значения в части обеспечения санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что невыполнение администрацией Ш. сельского поселения своих полномочий по исполнению требований законодательства в сфере организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных нарушает законные права неопределенного круга лиц, связанные с устранением или уменьшением вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также создаёт угрозу нападения животного на человека, проявление агрессии животных по отношению к человеку и другим животным, возникновения опасности для дорожного движения, проявления агрессии животного на территории детских садов, школ, организаций здравоохранения и в иных общественных местах.
На момент рассмотрения настоящего административного дела выявленные прокуратурой нарушения действующего законодательства не устранены, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией сельского поселения требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
Данное обстоятельство влечет иск прокурора подлежащим удовлетворению. Срок в три месяца для исполнения данного полномочия суд считает достаточным, что не исключает возможность его увеличения судом по соответствующему ходатайству заинтересованной стороны при наличии тому оснований.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве административных истцов или административных ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 298 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление заместителя К. межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ш. сельского поселения К. района ЧР, выразившееся в непринятии мер по организации работы по отлову безнадзорных животных на территории Ш. сельского поселения К. района ЧР.
Возложить на администрацию Ш. сельского поселения К. района К. Республики обязанность заключить муниципальный контракт по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Ш. сельского поселения К. района ЧР в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через К. районный суд ЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.