Дело № 2-4167/2015
Изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
03 июля 2015 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Жаварцовой Ю.Г.,
при секретаре Щевелевой К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е.А, о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
установил:
Управлением Росреестра по Ярославской области отказано в проведении государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г<адрес>, СТ «Керамик», участок № №, на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ №122-ФЗ от 21.07.1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), в связи с тем, что земельный участок относится к имуществу общего пользования к садоводческого кооператива и отчуждению не подлежит.
Не согласившись с отказом в проведении государственной регистрации права, Е.А,. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Ярославской области № № в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Полагает отказ не соответствующим требованиям законодательства, поскольку спорный земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м. является собственностью СНТ «Керамик», имеет вид разрешенного использования – для целей садоводства и огородничества, решение о передаче земельного участка члену СНТ принято высшим органом управления товарищества – общим собранием, указанный земельный участок непосредственно не обеспечивает проходы, проезды и иные нужды товарищества, являлся заброшенным и неиспользуемым, между тем, за неиспользуемые земли, находящиеся в его пользовании, товарищество уплачивает налоговые платежи. Просит обязать Управление Росреестра по Ярославской области осуществить государственную регистрацию права собственности заявителя на земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, СТ «Керамик», участок № № кадастровый номер № и выдать заявителю свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Заинтересованным лицом Управлением Росреестра по Ярославской области представлены в суд письменные объяснения на заявление Е.А,. (л.д. 64 - 66), Управление поддерживает доводы отказа в государственной регистрации права собственности, указывает, что на государственную регистрацию правоустанавливающий документ для передачи иному лицу представлен не был. Кроме того, считает, что в отношении спорного участка действует запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, относящихся к землям населенных пунктов, установленный п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ.
Заинтересованным лицом Управлением земельных ресурсов мэрии г.Ярославля в суд представлен письменный отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что приказом начальника УЗР мэрии г. Ярославля от 25.10.2010 года № 2597 СТ «Керамик» предоставлены бесплатно в собственность земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования СТ «Керамик», в том числе земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., вопросы управления и распоряжения земельными участками, являющимися имуществом общего пользования, находящимися в собственности СТ «Керамик» к компетенции УЗР мэрии г.Ярославля не относятся. Вместе с тем, считает требования заявителя необоснованными с учетом положений Федерального закона РФ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Заинтересованным лицом Н.В,. в суд представлены письменные объяснения на исковое заявление, полагает решение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним законным и обоснованным по доводам письменных сообщения об отказе и объяснений Управления Росреестра по Ярославской области.
В судебное заседание заявитель Е.А, не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела уведомлена своевременно и надлежащим образом, доверила представлять свои интересы Мартыновой О.В.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Мартынова О.В. доводы заявления поддержала, по существу дала пояснения, в целом аналогичные тексту заявления, дополнительно пояснила, что садоводческим товариществом в соответствии с целями своей деятельности решением общего собрания из неиспользуемых земель, принадлежащих товариществу, передало члену товарищества Е.А, земельный участок для садоводства, чтобы уменьшить бремя налоговых платежей, приходящихся на всех членов товарищества. Полагала, что действующее законодательство не содержит запрета передачи земельного участка из числа земель товарищества члену садоводческого товарищества, при этом Управлением Росреестра по Ярославской области уже осуществлялась государственная регистрация перехода права на земельные участки в аналогичной ситуации в том же СНТ «Керамик». В последующем был оформлен договор передачи земельного участка и акт приема-передачи, указанные документы действительно не представлялись на государственную регистрацию права, поскольку в Управлении Росреестра по Ярославской области им пояснили, что наличие договора не повлияет на возможность проведения государственной регистрации права.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Ярославской области Плетнева Н.В. по доверенности в судебном заседании не признала заявленные требования, дала пояснения аналогичные тексту письменных пояснений на заявление Е.А,. Полагает, что отказ в государственной регистрации права является законным и обоснованным, поскольку возможность отчуждения земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования СНТ «Керамик» не предусмотрена действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица председатель СНТ «Керамик» Чечулин Л.Я. в судебном заседании заявленные требования поддержал, дополнительно пояснил, что решением общего собрания СНТ было принято решение о передаче части неиспользуемых земель общего пользования в собственность членов товарищества, поскольку земельные участки не используются, заброшены, что является нерациональным, поскольку СНТ находится в черте города и члены товарищества вынуждены платить налоги в большом размере, в том числе за неиспользуемые земли. Указанные земельные участки непосредственно нужды товарищества не обслуживали, не находятся под проездами, проходами, зонами отдыха, по ним не проходят системы обеспечения потребностей членов товарищества.
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в собственности СНТ «Керамик» находится земельный участок №, по адресу: <адрес>, СТ «Керамик», общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Решением общего собрания СНТ «Керамик» от 03.06.2014 года передан безвозмездно в собственность Е.А,. согласно заявлению из земель общего пользования СНТ земельный участок № № по адресу: <адрес>, СТ «Керамик», общей площадью <данные изъяты> кв.м.
05.06.2014 года подписаны договор безвозмездной передачи и акт приема-передачи земельного участка (л.д. 10 -11). Решение общего собрания членов СНТ от 03.06.2014 года и договор безвозмездной передачи земельного участка, решение о вступлении заявителя в члены СНТ никем не оспорены, в судебном порядке недействительными не признаны.
Управлением Росреестра по Ярославской области отказано в государственной регистрации перехода права собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии со ст. 123.13 ГК РФ товарищество собственников недвижимости является собственником своего имущества. Общее имущество в многоквартирном доме, а также объекты общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принадлежат членам соответствующего товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом.
Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Согласно абз. 11 статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", имущество общего пользования - имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное).
Статьей 4 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ предусмотрено, что в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общего собрания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества, является собственностью такого товарищества как юридического лица. Специальный фонд составляют вступительные и членские взносы членов такого товарищества, доходы от его хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому товариществу в соответствии со статьями 35, 36 и 38 настоящего Федерального закона, прочие поступления. Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие предусмотренным уставом такого товарищества задачам.
Кроме того, в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом партнерстве имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким партнерством на взносы его членов, является собственностью садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства как юридического лица. Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, и такое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов (п. 4).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" имущество общего пользования может находиться как в совместной собственности членов некоммерческих объединений граждан, так и в собственности такого объединения.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 21 указанного Федерального закона, вопросы о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры относятся к исключительной компетенции общего собрания членов некоммерческого объединения.
Из материалов дела следует, что имущество СНТ «Керамик", в том числе спорные земельные участки, было приобретено и сформировано еще в 1981- 1986 годах, что установлено решением Арбитражного суда Ярославской области от 09.20.2010 года по делу № №. Целевые взносы на приобретение спорных земельных участков граждане, являющиеся членами СНТ, не уплачивали.
Кроме того, анализ норм, содержащихся в абз. 11 ст. 1, п. 4 ст. 4, п. п. 10 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в их взаимосвязи, позволяет сделать вывод о том, что к исключительной компетенции общего собрания членов дачного некоммерческого партнерства относятся вопросы, касающиеся формирования и использования имущества общего пользования.
Устав СНТ «Кермик»" также не содержит положений о том, что все имущество некоммерческого партнерства находится в общей собственности его членов, уставом предусмотрена возможность раздела садовых участков, находящихся в общей собственности за исключением земельных участков общего пользования (п. 17.5 Устава).
Спорные земельные участки, поставленные на кадастровый учет, являлись собственностью товарищества и для удовлетворения целей, перечисленных в абз. 11 статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не предназначались.
Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 названного федерального закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства:
- испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть до 23 апреля 1998 года, в рассматриваемой ситуации, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, СНТ «Керамик» зарегистрировано при создании 06.12.1992 года (л.д. 33);
- гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Указанная позиция нашла отражение в п. 2.8 Обзора судебной практики от 02.07.2014 года, согласно которым, норма, изложенная в статье 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не ставит вопрос о передаче земельных участков в собственность бесплатно в зависимость от времени формирования занимаемого садоводом земельного участка и момента принятия гражданина в члены садоводческого товарищества.
Кроме того, суд отмечает, что в отличие от норм Жилищного кодекса Федеральный закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не содержит запрета на отчуждение имущества общего пользования СНТ, а Управлением Росреестра по Ярославской области ранее осуществлена государственная регистрация перехода права собственности в аналогичной ситуации на два земельных участка из числа земель СНТ «Керамик».
Ссылку Управления Росреестра по Ярославской области на п. 12 ст. 85 Земельного кодекса суд считает несостоятельной, поскольку указанной нормой установлен запрет на приватизацию земель общего пользования, вместе с тем, спорные земельные участки уже находятся в собственности СНТ «Керамик», право собственности которого на земельные участки не оспаривается, кроме того, рассматриваемые земельные участки имущества общего пользования членов СНТ не являются землями общего пользования в контексте ст. 85 Земельного кодекса РФ, поскольку не предназначены для обеспечения нужд неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что отказ Управления Росреестра по Ярославской области в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок № № по адресу: <адрес>, СТ «Керамик», общей площадью <данные изъяты> кв.м., по основанию запрета на его отчуждение не соответствует действующему законодательству.
Вместе с тем, согласно статье 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии со ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав.
Согласно распискам в получении документов на государственную регистрацию, правоустанавливающий документ – договор безвозмездной передачи от 05.06.2014 года, являющийся основанием приобретения Е.А,. земельного участка и основанием для проведения государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, представлен не был, в связи с чем, Управлением Росреестра по Ярославской области обосновано отказано в проведении государственной регистрации перехода права собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, а именно: не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований Е.А,
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Е.А, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей жалобы через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья |
Ю.Г.Жаварцова |