Дело № 2а – 137 / 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2021 года г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Бондарева Е.Ю.
при секретаре судебного заседания Тарановой И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Захарова ФИО7 к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области о признании незаконным уведомления о несоответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Захаров А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГ № о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, в части недопустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес >, в связи с расположением земельного участка в границах запретной зоны войсковой части.
В обоснование заявленных требований указано на то, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес >. ДД.ММ.ГГ административный истец обратился в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области с уведомлением о планируемом строительстве. В ответ на данное обращение администрацией было составлено и направлено в адрес административного истца уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства со ссылкой на расположение земельного участка в границах запретной зоны войсковой части. С содержанием оспариваемого уведомления в указанной части административный истец не согласен, полагая, что изложенная в уведомлении информация ничем не подтверждена, доказательств тому администрацией не представлено. Считает, что оспариваемое уведомление нарушает его права и препятствует в освоении участка по целевому назначению.
В судебное заседание административный истец Захаров А.В. и его представители Жолобов А.М. и Русько Г.А., действующий на основании доверенности не явились, будучи надлежащим образом извещенными. В предварительном судебном заседании представитель административного истца – Русько Г.А., действующий на основании доверенности и диплома, заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Административный ответчик администрация Гурьевского городского округа Калининградской области представителя в судебное заседание не направила, уведомлена надлежащим образом, представила письменные возражения, в которых просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав собранные по делу доказательства, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность; наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес >.
ДД.ММ.ГГ административным истцом было инициировано обращение в администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области в форме уведомления о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном выше земельном участке, с указанием сведений об участке (принадлежность, вид разрешенного использования) и объекте капитального строительства (этажность, высота, отступы от границ, площадь застройки), приложив схематическое изображение планируемого к строительству объекта.
ДД.ММ.ГГ администрацией Гурьевского городского округа было составлено и направлено в адрес административного истца уведомление за № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на указанном выше земельном участке по мотивам того, что находящийся у истца в собственности земельный участок расположен в запретной зоне войсковой части, где размещение жилой застройки допускается только при наличии специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект.
Проверяя правомерность обжалуемого истцом отказа администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в части указания на расположение земельного участка в запретной зоне войсковой части, где размещение жилой застройки допускается только при наличии специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны. Данным Положением регламентируется порядок установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель. На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц; осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением; размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его (п.10 Положения).
Вышеприведенная норма применяется со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Таким образом, достоверные и систематизированные сведения о границах зон с особыми условиями использования территории являются публично доступными и отображаются в Едином государственном реестре недвижимости.
Решения о необходимости установления запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта принимаются межведомственной комиссией по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны на основании предложения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, об установлении запретной зоны, специальной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта. К указанным решениям межведомственной комиссии прилагается описание местоположения границ установленных зон на картографических материалах (п. 16 Положения).
Согласно сведениям ЕГРН в отношении участка административного истца каких-либо ограничений относительно расположения участка в запретной зоне военного объекта не имеется. Документов о принятии каких-либо решений о необходимости установления зон с особыми условиями использования территории в отношении военного объекта, расположенного вблизи земельного участка административного истца, материалы дела не содержат.
По информации Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области земельный участок истца не входит в границы зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ. Данные сведения представлены Агентством на основании подготовленного Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ картографического материала.
Таким образом, приведенная в оспариваемом отказе информация о расположении земельного участка истца в запретной зоне военного объекта, об установлении данной зоны, не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, в силу чего уведомление администрации Гурьевского городского округа от ДД.ММ.ГГ № о несоответствии планируемого строительству объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности, по доводам о расположением земельного участка в границах запретной зоны войсковой части, является незаконным.
Также следует обратить внимание на то, что участок истца находится в зоне жилой застройки, смежные с ним участки, территория квартала, в которой он расположен, застроены индивидуальными жилыми домами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Гурьевского городского округа, утвержденными решением 37 сессии Гурьевского окружного Совета депутатов пятого созыва № 266 от 19 декабря 2019, земельный участок истца с кадастровым номером № отнесен к территориальной зоне с индексом Ж4, в которой допускается строительство индивидуальных жилых домов.
С учетом изложенного, с целью восстановления прав административного истца, на основании п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно в установленный законом срок рассмотреть заявление административного истца, зарегистрированное за №-арх от ДД.ММ.ГГ и в соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ сообщить в Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу о принятом решении.
В силу ст.ст. 103, 111 КАС РФ с администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Захарова ФИО8 к администрации Гурьевского городского округа Калининградской области о признании незаконным уведомления о несоответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, удовлетворить.
Признать уведомление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области № от ДД.ММ.ГГ незаконным.
Обязать администрацию Гурьевского городского округа Калининградской области в установленный законом срок повторно рассмотреть уведомление Захарова ФИО9, зарегистрированное за №-арх от ДД.ММ.ГГ, о чем сообщить в Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с администрации Гурьевского городского округа Калининградской области в пользу Захарова ФИО10 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной мотивированной форме.
Мотивированное решение изготовлено 09 февраля 2021 года.
Судья: Е.Ю. Бондарева