Дело № 2-19/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2019 года судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Реминец И. А., с участием прокурора Терещука И. Д., при секретаре Голишниковой М. А., Кислицыной Н. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ к Рябовой Олесе Андреевне, Котомкиной Валерии Александровне об устранении нарушения прав собственника, прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения
по встречному иску Рябовой Олеси Андреевны, Котомкиной Валерии Александровны к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании приобретшими права пользования жилым помещением,
установил:
Истец Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ обратилось в суд с иском к Рябовой О. А., ФИО21 об устранении нарушения прав собственника, прекращении права пользования жилым помещением, выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» были представлены документы, из которых следует, что ответчики Рябова О. А., Котомкина В. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. незаконно удерживают жилое помещение по адресу: <адрес>. В ходе инвентаризации жилищного фонда Минобороны России установлено, что Рябова О. А. проживает в служебном жилом помещении без законных на то оснований.
Также указывают, что согласно копии ордера от 13.06.1996 № прапорщику ФИО1 на состав семьи 4 человека (наниматель, супруга - ФИО10, дочь Котомкина (ныне - Рябова) О.А., дочь - ФИО11) было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>. Из пояснительной записки начальника отдела № (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации следует, что жилое помещение, расположенное по указанному адресу находится в неудовлетворительном техническом состоянии, в связи с чем Рябова О.А. и её дочь Котомкина В.А. самовольно заняли другое служебное жилое помещение по адресу: <адрес> проживают в нем в настоящее время, тогда как из поквартирной карточки следует, что ответчики зарегистрированы по адресу <адрес>. Согласно выписке из лицевого счета по <адрес> счет открыт на имя Рябовой О.А. В ходе проверки фактического проживания установлено, что в спорном жилом помещении проживает Рябова О.А., совместно с ней проживают ещё 2 человека.
Требование освободить незаконно занимаемое жилое помещение ответчики не исполнили, жилое помещение не освободили, справку о сдаче жилого помещения, предусмотренную приказом Министра обороны Российской Федерации № 1280 от 30 сентября 2010 г., в уполномоченный жилищный орган - ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не представили, лицевой счёт не закрыли.
Истец просит:
- устранить нарушения прав собственника в отношении жилого помещения по адресу: <адрес> прекратить право пользования Рябовой О. А., Котомкиной В. А. указанным жилым помещением;
- выселить Рябову О. А., Котомкину В. А. из жилого помещения по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований был привлечен Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 2 Филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Балтийскому флоту (далее ЖЭ(К)О № 2 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по БФ), в/ч 45752.
13 декабря 2018 года Рябова О. А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетней Котомкиной В. В. обратилась в суд с встречным исковым заявлением к Министерству обороны РФ в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании приобретшими права пользования жилым помещение на условиях социального найма.
В обоснование заявленных требований указала, что с рождения проживала в <адрес> в <адрес>. Данная квартира была предоставлена для проживания военнослужащему ФИО1, членом семьи которого она являлась. Более двух лет назад указанный дом сгорел и не подлежит восстановлению, в связи с чем руководством войсковой части № ей (Рябовой О. А.) и ее несовершеннолетней дочери Котомкиной Валерии Александровне ДД.ММ.ГГГГ года рождения для проживания была предоставлена <адрес> доме № № по <адрес> в <адрес>. С момента вселения в данную квартиру истица несет бремя содержания данной квартиры, о том, что данная квартира была предоставлена ей фактически на условиях социального найма, о чем свидетельствует справка ЖЭ (к) № филиала ФГУП «ЦЖКУ» МО РФ по БФ, в том что должным образом не велся порядок вселения в жилые помещения, и документы, а также ордера на право вселения не выдавались, ее (истицы) вины нет. Само по себе такое предоставление жилья, в отсутствие необходимых документов, нарушило ее право на жилище, а также право на приватизацию предоставленного жилья. Также указывает, что в <адрес> она была вселена в качестве члена семьи ФИО1, при этом в ордере от 13.06.1996 не указано, что данная квартира является служебной. Кроме того, истица имеет стаж работы в войсковой части 09956 более десяти лет, когда <адрес> сгорел она занимала должность заведующей хранилищем в/ч 09956, именно поэтому ей совместно с дочерью распоряжением командира части, на законных основаниях была предоставлена <адрес> в <адрес>, т.е. на законных основаниях. При этом иного жилого помещения ни она, ни ее дочь не имеют, сама истица с рождения была зарегистрирована в войсковой части 09956, а затем с 2008 года по адресу: <адрес>, ул. П-ка Мазура <адрес>. Истица полагает, что такими действиями, по предоставлению спорного жилого помещения взамен утраченного, фактический учет ее по спорной квартире в целях взимания платы за проживание и пользование квартирой, руководством войсковой части она признана нуждающейся в жилом помещении.
Просила признать ее, Рябову Олесю Андреевну и ее <данные изъяты> дочь Котомкину Валерию Александровну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения приобретшими право пользования квартирой, расположенной по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
В дальнейшем встречные требования были уточнены Рябовой О. А., согласившись с тем, что спорная квартира в действительности является служебной и не может быть предоставлена на условиях социального найма, просит признать их с дочерью приобретшими право пользования спорной квартирой, поскольку она была предоставлена им взамен сгоревшей квартиры, в которую она была вселена и проживала на законных основаниях и из которой не могла быть выселена без предоставления другого жилого помещения в соответствии с ранее действовавшим законодательством (ст. 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ)
В судебное заседание представитель истца (ответчика) Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные требования просили удовлетворить, в удовлетворении встречного иска просили отказать.
В судебное заседании представитель третьего лица (ответчика) Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, представители третьих лиц Отдела № 3 (г. Калининград) ФГКУ «ЗРУЖО№ МО РФ, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ЖЭ(К)О № 2 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по БФ, в/ч 45752 не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебное заседание ответчики (истцы) Рябова О. А., Котомкина В. А. (в ходе судебного разбирательства 13.02.2019 достигла совершеннолетия) не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, со слдов представителя просили дело рассматривать в их отсутствие, Котомкина В. А. проходит обучение в <адрес>, в связи с чем, в настоящее время проживает по месту учебы, в общежитии.
В судебном заседании представитель ответчика (истца) Рябовой О. А. – Смоленкина Н. А.. действующая на основании доверенности исковые требования Минобороны РФ не признала, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д. 96-97, 98-99). Встречный иск поддержала, просила его удовлетворить по изложенным в иске и уточнении к нему основаниям. Просила учесть, что Рябова О. А. с 2001 года являлась одинокой матерью и не могла быть выселена из квартиры без предоставления другого жилого помещения. <адрес>, где они с дочерью зарегистрированы во 3-ой квартире, сгорел в мае 2014 года, дом никто не восстановил, а т.к. Рябова О. А. работала в в/ч №, то командир части предоставил им спорную квартиру, в которой они до настоящего времени и проживают, несут расходы по ее содержанию. Когда встал вопрос о том, чтобы зарегистрировать с этом помещении, то в жилищном отделе Рябову О. А. попросили собрать документы, а когда она собрала то, что у нее было и принесла с тем, чтобы с ней заключили договор, то ей отказали, обратились с иском в суд, приложив к нему те документы, которые она собрала. Фактически ответчики могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилого помещения, поскольку уровень дохода не позволяет им приобрести себе жилье, выселяться им некуда.
Заслушав представителя ответчика (истца), исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.
Согласно положениям п. п. 1, 4 и 7 "Положения о Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ №1082 от 16.08.2004 г., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
В структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения.
Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и настоящим Положением.
Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "а" п. 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 25.02.2014 № 110, реализацию указанных полномочий по управлению имуществом Минобороны России осуществляет Департамент имущественных отношений Минобороны России.
В основу концепции управления военным имуществом Департаментом имущественных, отношений заложено обеспечение качественного учета и контроля за использованием военного имущества, необходимого для выполнения задач Министерством обороны Российской Федерации.
Основными направлениями деятельности Департамента имущественных отношений по использованию военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, являются:
- передача в оперативное управление государственным учреждениям Министерства обороны Российской Федерации и казенным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;
- передача в хозяйственное ведение государственным унитарным предприятиям Министерства обороны Российской Федерации;
- передача объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии с разделом II Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности" к федеральной собственности относятся объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач. В пункте 2 данного раздела названо имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", № 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил РФ" был изменен порядок управления федеральным имуществом, закрепленным на соответствующем праве за организациями Министерства обороны России.
В соответствии с ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005 года), жилое помещение включалось в число служебных решением соответствующего местного уполномоченного органа исполнительной власти.
На основании пункта 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года. № 1301), государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Нормами действующего жилищного законодательства предусмотрено, что в силу п. 1 ч. 1, 3 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в числе которых значится и закрытый военный городок № <адрес>.
С учетом того, что наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих и гражданских служащих Вооруженных Сил РФ жилыми помещениям для временного проживания на период прохождения военной службы или трудовых отношений, находящиеся на территории закрытых военных городков жилые помещение подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
В дальнейшем, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.09.2012 N 1801-р "О внесении изменений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р" военный городок - <адрес>, исключен из Перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Однако само по себе исключение военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет утрату жилым помещением статуса служебного.
Из материалов дела следует, что Приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 485 от 15 февраля 2017 года «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с приведенными выше нормативными актами, прекращено право оперативного управления федерального государственного учреждения 1986 отделение морской инженерной службы» на объекты недвижимого имущества – жилые дома, расположенные по адресам с учетом их уточнения: <адрес> военный городок №, в том числе по <адрес>.
Пунктом 2 названного Приказа, недвижимое имущество, указанное в Приложении к данному приказу закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, Минобороны России вправе выступать в суде в качестве истца по настоящему иску, направленному на защиту имущественных прав Российской Федерации в отношении спорной квартиры, являющейся собственностью Российской Федерации и закрепленной на праве оперативного управления за ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, а также материалами личного дела старшего мичмана ФИО1, что последний является военным пенсионером, получателем военной пенсии с 01.01.2003 года, выслуга лет составляет 22 года 01 мес. 08 дней, проходил военную службу в т.ч. и войсковой части № <адрес>.
Из материалов личного дела также следует, что Шибецкий В. А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в зарегистрированном браке с ФИО17 (до заключения брака Котомкина) М. В., от брака имеют совместную дочь Шибецкую Ю. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., кроме того, у Шибецкой (Котомкиной) М. В. имелась дочь Котомкина О. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Таким образом, с 30 июня 1984 года в состав семьи ФИО1, в качестве членов его семьи были включены указанные выше лица, в том числе и Котомкина О. А. (ответчица по настоящему делу), что также подтверждается справкой от 27 мая 1994 года, выданной Поваровской сельской администрацией Зеленоградского района.
С 29 мая 1994 года Шибецкий В. А. был исключен из списков личного состава в/ч № и принят на службу в/ч 99312; с 23 мая 2001 года был зарегистрирован по в/ч <адрес>; 22 августа 2002 года приобрел квартиру по жилищному сертификату по адресу: <адрес> общей площадью 31 кв. м.
Из материалов настоящего дела усматривается, что 13 июня 1996 года прапорщику ФИО1 на состав семьи 4 человека: он, жена ДД.ММ.ГГГГ г. р. - Шибецкая М. В., дочь ДД.ММ.ГГГГ г.р. Котомкина О. А., дочь ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО11 был выдан ордер № на право занятия двухкомнатной <адрес> общей площадью 28 кв. м (л.д. 21).
Таким образом, Котомкина (после заключения брака Ларченкова, Рябова) О. А. была вселена в <адрес> в <адрес> на законных основаниях, в качестве члена семьи военнослужащего ФИО1
Суд не может согласиться с доводами искового заявления Минобороны РФ, указанными в обоснование заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи и частью 2 статьи 102 Кодекса.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Как уже указано выше, ответчики проживают в служебном жилом помещении.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного Закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до введения в действие с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации, не могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 этого Кодекса (выселение из служебных жилых помещений), одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Из представленных стороной ответчиков (истцов) документов следует, что Котомкина В. А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее матерью записана Котомкина О. А., в графе отец стоит прочерк (свидетельство о рождении №, выдано ДД.ММ.ГГГГ); в дальнейшем Рябова О. А. состояла в зарегистрированном браке с ФИО15 (брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ) и с ДД.ММ.ГГГГ с ФИО16 (брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ).
Указанные обстоятельства подтверждают тот факт, что до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, ответчик Рябова О. А. являлась одинокой матерью с проживающей вместе с ней несовершеннолетней дочерью Котомкиной В. А. и ее выселение из <адрес> в <адрес> без предоставления другого жилого помещения не допускалось законом, так как она подпадала под действие пункта 12 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР.
Судом также установлено и не опровергнуто стороной истца (ответчика) о том, что предоставленная по ордеру ФИО1 служебная квартира с мая 2014 года, как и весь дом в целом, не пригодна для проживания по причине произошедшего в доме пожара, что также подтверждается Актом о пожаре № от 29 мая 2014 года.
Как следует из пояснений представителя ответчика (истца), в 1996 году брак между Шибецким В. А. и Шибецкой М. В. (матерью Рябовой О. А.) был расторгнут, Шибецкий В. А. выехал, какое-то время Рябова О. А. проживала с матерью и младшей сестрой, а потом и они выехали, оставив ее в этой квартире. С 2000 года она была принята на работу в в/ч №, в 2001 году родила дочь, работала в других местах в т.ч. и в/ч, с 2010 года работала вновь в/ч № до июля 2018 года, именно поэтому в 2014 году, когда в доме произошёл пожар ей и было предоставлено спорное помещение, но документов конечно никаких не дали.
Указанное подтверждается материалами дела: копией поквартирной карточки на <адрес> в <адрес>, из которой следует, что Рябова О. А. и Котомкина В. А. с 24 декабря 2008 года зарегистрированы по указанному адресу, копией трудовой книжки Рябовой (Котомкина, Ларченкова) О. А.; справкой ЖЭ (К)О № 2 ФГБУ «ЦЖКУ», выпиской из лицевого счета, из которых следует, что ответчики (истцы) проживают в <адрес> в <адрес>, по указанному адресу оплачивают коммунальные услуги, задолженность отсутствует.
Таким образом, начиная с 2014 года органы военного управления знали о том, что ответчикам (истца) взамен утраченного жилого помещения была представлена спорная квартира, по данной квартире ответчики были учтены в качестве проживающих, с них взималась квартирная плата и плата за предоставление коммунальных услуг, т.е. фактически с ними был заключен договор найма жилого помещения.
При изложенных обстоятельствах, никаких оснований полагать незаконным вселение Рябовой О. А. вместе с несовершеннолетней дочерью в спорное жилое помещение не усматривается, доказательств обратному органами военного управления суду не представлено.
Согласно ответу администрации МО «Зеленоградский городской округ» на запрос суда, жилые помещения войсковой части <адрес> Министерством обороны в муниципальную собственность не передавались.
Решением окружного Совета депутатов МО «Зеленоградский городской округ» от 30 марта 2016 года № 45 установлено, что малоимущими признаются граждане, размер среднемесячного совокупного дохода которых, приходящегося на каждого члена семьи, не превышает однократную величину прожиточного минимума на душу населения и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, не превышает расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии со ст. 2 Закона Калининградской области от 05.07.2017 № 90 "О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Калининградской области" - органы местного самоуправления признают граждан малоимущими в целях применения настоящего Закона с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) (далее - размер дохода), и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению (далее - стоимость имущества), в порядке, установленном приложением 1 к настоящему Закону. Размер дохода и стоимость имущества для признания граждан малоимущими устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Постановлением Правительства Калининградской области от 20.02.2019 № 101 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Калининградской области за IV квартал 2018 года" установлена величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в размере 10939 рублей, для трудоспособного населения - 11718 рублей, пенсионеров - 8938 рублей, детей - 10651 рубля.
Из ответа Управления Росреестра по Калининградской области от 09.10.2018 № КУВИ-001/2018-10251498 следует, что у ответчиков (истцов) отсутствуют на праве собственности какие-либо объекты недвижимости.
Согласно справке о доходах физического лица Рябовой О. А. за март – июль 2018 года, ее общая сумма дохода составила 75510 рублей 02 копейки.
В судебном заседании представитель ответчика (истца) поясняла, что ее доверитель в администрацию по вопросу постановки в очередь нуждающихся еще не обращалась, однако соседи по поселку, оказавшиеся в такой же ситуации ездили и всем было отказано со ссылкой на обеспеченность жилым помещением. Как только дочь приедет домой на каникулы, они сражу же соберут необходимый пакет документов и обратятся в администрацию по данному вопросу.
Между тем, несмотря на то, что ответчики не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, однако они, не имея иной жилой площади, занимая служебное жилое помещение, т.е. не являясь нанимателями или собственниками какой-либо жилой площади, с учетом имущественного положения - имели право состоять на таком учете.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Министерства обороны РФ в лице ФГКУ «Западное региональное управления правового обеспечения» не имеется.
Учитывая, что право пользования ответчиков спорным жилым помещением возникло из права пользования квартирой 3 <адрес> в <адрес>, о чем уже указано выше и при этом законность возникновения права пользования прежним жилым помещением стороной истца (ответчика) под сомнение не поставлена, данное помещение утрачено в связи с произошедшим в доме пожаром, до настоящего времени собственником не восстановлено, то встречное исковое заявление ФИО2, поданное ею как в своих интересах, так и интересах на момент подачи иска несовершеннолетней дочери, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ к Рябовой Олесе Андреевне, Котомкиной Валерии Александровне об устранении нарушения прав собственника, прекращении права пользования жилым помещением – квартирой 3 <адрес> в <адрес> и выселении из указанной квартиры без предоставления другого жилого помещения отказать.
Исковые требования Рябовой Олеси Андреевны, Котомкиной Валерии Александровны удовлетворить.
Признать Рябову Олесю Андреевну, Котомкину Валерию Александровну приобретшими право пользования жилым помещением – квартирой № <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 10 апреля 2019 года.
Судья, подпись –
Копия верна, судья - И. А. Реминец