Дело № 3а-70/2017
Решение
Именем Российской Федерации
3 марта 2017 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А., при секретаре Т.М.В. с участием представителя административного истца Б.А.С. представителя административного ответчика -<данные изъяты> Н.Д.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Б.О.Е. о признании недействующими отдельных пунктов Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N № «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ»,
установил:
Б.О.Е. обратилась в Верховный суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании пунктов <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ утвержденного постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N № «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ», недействующими со дня его принятия. Требования мотивированы тем, что она является собственником <данные изъяты> нежилых помещений, расположенных в торгово-офисном центре по адресу: <адрес>. Ей применяется упрощенная система налогообложения, и в силу положений ст. 346.11 НК РФ она освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц. В соответствии с п.7 ст. 378.2 НК РФ постановлением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ В указанный перечень объектов недвижимости незаконно включены нежилые помещения (пункты <данные изъяты> ), находящиеся в ее собственности, так как это противоречит ст. 1.1 Закона Удмуртской Республики «О налоге на имущество организаций и Удмуртской Республике», поскольку площадь здания, к котором находиться принадлежащие ей помещения, составляет <данные изъяты>. Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает ее права, так как незаконно возлагает на нее обязанность уплатить налог на имущество физических лиц, и просила суд признать пункты <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ утвержденного постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N № недействующими со дня принятия.
В судебном заседании представитель административного истца Б.А.С. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.
Представитель <данные изъяты> с требованиями административного истца согласилась, пояснив, что в настоящее время уже разработан проект внесения соответствующих изменений в оспариваемое постановление, который сейчас находиться на согласовании и будет принят в ближайшее время.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив основания заявленного иска, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению по нижеследующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Материалами дела подтверждается, что Б.О.Е. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована в качестве <данные изъяты>
Б.О.Е.. принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества:
- нежилое помещение с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес>,
- нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
- нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
- нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>,
- нежилое помещение с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес>
- нежилое помещение с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес>
Здание торгово-офисного центра, находящееся по адресу: <адрес> имеет площадь №
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 401 НК РФ, к объектам обложения налогом на имущество физических лиц могут быть отнесены расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здание, строение, сооружение и помещение, не поименованные в подпунктах 1 - 5 пункта 1 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов.
Пунктом 3 статьи 402 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
В силу положений пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Статьёй 1.1. Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них (за исключением административно-деловых центров и (или) помещений, находящихся в оперативном управлении государственных органов Удмуртской Республики, государственных учреждений Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и созданных ими муниципальных учреждений; помещений, фактически используемых для размещения объектов бытового обслуживания; административно-деловых центров и (или) помещений, используемых в целях выполнения государственного оборонного заказа (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений организаций, являющихся инженерно-техническими воинскими формированиями, используемых в целях выполнения возложенных на них функций для обеспечения обороны и безопасности государства (в том числе объектов, используемых для организации питания работников, объектов социальной сферы, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения), либо переданных в аренду для использования в тех же целях; административно-деловых центров и (или) помещений, относящихся к мобилизационным мощностям, объектам мобилизационного назначения; административно-деловых центров и (или) помещений, в которых осуществляется производство продукции производственно-технического назначения; помещений, используемых для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения);
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к объектам недвижимости, указанным в пункте 1 части 1 настоящей статьи, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период, утверждаемый Правительством Удмуртской Республики.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в <данные изъяты> органом, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на соответствующий налоговый период является <данные изъяты>.
<данные изъяты> в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, актами <данные изъяты> Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений <данные изъяты> ( <данные изъяты> Закона УР «<данные изъяты>
Реализуя свои полномочия <данные изъяты> утвердило Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ издав постановление № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с утвержденным Перечнем объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу вошли в данный перечень, что нашло отражения в пунктах <данные изъяты>.
Названное постановление <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ опубликовано в соответствии со <данные изъяты> Закона УР «<данные изъяты> на официальный сайте <данные изъяты> Удмуртской Республики и <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того данное постановление зарегистрировано в Управлении <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 названной статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» до установления федеральным органом исполнительной власти порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установление вида фактического использования перечисленных объектов осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Положение о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утверждено постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №
Согласно пункта 3 названного положения утвержденного постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения осуществляются Министерством <данные изъяты>
Исходя из положений пункта 22 названного положения утвержденного постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Министерство <данные изъяты> осуществляет подготовку перечня объектов недвижимости на очередной налоговый период для утверждения <данные изъяты>
Проанализировав установленные обстоятельств суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта порядок принятия его соблюден, а именно принят оспариваемый нормативный правовой акт <данные изъяты> в соответствии с полномочиями, кроме того его форма, процедура принятия, правила введения в действие и его опубликования соблюдены.
Как уже отмечено судом выше, площадь здания, в котором находиться нежилые помещения, принадлежащие административному истцу, составляет <данные изъяты>
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ утвержденных постановлением <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ объектов недвижимости принадлежащих административному истцу.
Поэтому в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует ст. 1.1 Закона УР «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», что является основанием удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Исходя из смысла правовых положений части 2 статьи 215 КАС РФ и п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», нормативный правовой акт может быть признан недействующим как со дня его принятия, так и с иного указанного судом времени. Исключение составляют лишь нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такие акты признаются судом недействующими с момента вступления решения в законную силу, что полностью соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ №1-П от 27 января 2004 года.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим суд принимает во внимание то, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога на имущество физических лиц в отношении названных ранее объектом недвижимости в соответствии со ст. 378.2 НК РФ поэтому, оспариваемая часть подлежит признанию недействующей с момента принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом положений ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течении десяти дней со дня вступления в законную силу на официальном сайте <данные изъяты> Удмуртской Республики и <данные изъяты> - <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Б.О.Е. удовлетворить.
Признать недействующими пункты <данные изъяты> Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N № «Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГГГ» с момента принятия.
Возложить обязанность на <данные изъяты> опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном сайте <данные изъяты> Удмуртской Республики и <данные изъяты> <данные изъяты> в течении десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики. Решение изготовлено 3 марта 2017 года.
Председательствующий
судья Соловьев В.А.