Дело №2а – 3883/16
Решение
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 15 ноября 2016 г.
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи – Магомедрасулова Б.М.,
при секретаре – Алибековой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Северо-Осетинской таможни к Казиеву ФИО8 о взыскании таможенных платежей,
установил:
Северо-Осетинская таможня обратилась с административным иском к Казиеву ФИО9 о взыскании таможенных платежей и пени в размере 568 115руб. 07 коп., указав, что 04.09.2014г. им был временно ввезен через пункт пропуска МАПЛ «Нижний Зарамаг» Северо-Осетинской таможни на таможенную территорию Таможенного союза по пассажирской таможенной декларации № автомобиль марки «MERCEDES-BENZ VITO», 2008 года выпуска, VIN: №, per. номер № с установленным сроком временного ввоза до 04.12.2014г.
В соответствии с п.2 ст.358 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
18.12.2014г. срок временного ввоза вышеуказанного транспортного средства был продлен Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни до 03.09.2015г.
М.А. Казиевым указанное транспортное средство в установленный срок временного ввоза, а также по истечению предельного срока временного ввоза, установленного таможенным законодательством Таможенного союза, вывезено не было.
Таким образом, он не исполнил обязанность по вывозу с таможенной территории Таможенного союза временного ввезенного им транспортного средства, тем самым нарушив требования установленные статьей 358 ТК ТС и статьей 11 Соглашения стран государств-членов Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение).
Своими действиями М.А. Казиев совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ - не вывоз с таможенной территории Таможенного союза временного ввезенного транспортного средства в установленные сроки.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника таможенного поста МАПП Нижний Зарамаг Северо-Осетинской таможни по делу № М.А. Казиев был признан виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 16.18 КоАП России с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1500 руб., без конфискации транспортного средства.
В соответствии п. 5 ст. 358 ТК ТС в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. В соответствии с п.1 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных платежей в отношении транспортных средств для личного пользования возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска в свободное обращение и прекращается у декларанта в случаях, установленных пунктом 2 статьи 13 настоящего Соглашения.
В соответствии с ч.1 ст.150 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон) принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены. В соответствии со ст. 114 Закона плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и настоящим Федеральным законом. В данном случае плательщиком является Казиев М.А.
Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 154 настоящего Федерального закона (часть 2 ст.150 Закона). До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона (часть 3 ст.150 Закона). Казиеву М.А. 19.04.2016 года было выставлено требование об уплате таможенных платежей № 42 на общую сумму 542355 руб. 3 коп. Требование было направлено заказным письмом с уведомлением по адресам проживания Казиева М.А. Требованием об уплате таможенных платежей Казиеву М.А. был установлен срок для уплаты суммы образовавшейся задолженности не позднее 20 дней со дня получения данного требования.
В соответствии с ч.16 ст. 152 Закона требование об уплате таможенных платежей может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма. Таким образом, срок для добровольного исполнения требования истек и до настоящего момента таможенные платежи и пеня Казиевым М.А. не уплачены. В соответствии с ч. 6 ст. 151 Закона при выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного требования включительно.
В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в данном требовании, либо в случае их взыскания не в полном объеме в принудительном порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, пени начисляются в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Казиевым М.А. таможенные платежи не уплачены, в связи с чем, пеня продолжает начисляться и по состоянию на 09.09.2016г. ее сумма составляет 62 685,86 руб.
Согласно ч. 8 ст. 54 КАС РФ от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов. Таким образом, процессуальный закон выделяет две группы лиц, действующих от имени государственного органа: руководитель такого органа или его представитель.
Руководитель государственного органа не является его представителем в смысле ст. 55, 56 КАС РФ, поскольку положение ч. 8 ст. 54 КАС РФ выделяет его в качестве самостоятельного лица, осуществляющего правомочия государственного органа в административном судопроизводстве. Взаимосвязанные положения статей 54 - 56 КАС РФ наделяют представителя государственного органа отличным процессуальным статусом от иных представителей в суде по административным делам, не распространяя на него требования, указанные в статьях 55, 56 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, руководитель государственного органа (в данном случае начальник Северо-Осетинской таможни), выступающий от его имени в административном деле не должен представлять диплом о наличии высшего юридического образования.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции в защиту государственных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Северо-Осетинская таможня своего представителя в суд не направила, обратилась с ходатайством, рассмотреть административный иск без их участия, требования поддерживают.
Представитель административного ответчика на основании ордера адвокат Магомедов М.О. иск не признал, пояснил, что его доверитель не выезжал, а въезжал на таможенную территорию Таможенного союза.
Требование по уплате таможенных сборов считает незаконным и необоснованным так как 04.09.2016г. Казиевым М.А. на территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Нижний Зарамаг было ввезено транспортное средство марки «MERSEDES-VITO», (VIN) (№) и задекларировано по пассажирской таможенной декларации для личного пользования за номером таможенной операции №, со сроком временного ввоза до ДД.ММ.ГГГГ.
18.12.2014г.года Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни срок временного ввоза был продлен до ДД.ММ.ГГГГ, номер таможенной операции №.
01.09.2015г. Казиевым транспортное средство было вывезено за пределы Таможенного союза через таможенный пост МАПП Нижний Зарамаг на территорию Южной Осетии.
ДД.ММ.ГГГГ был составлен договор купли-продажи транспортного средства марки «MERSEDES-VITO», (VIN) (№) и ДД.ММ.ГГГГ машина была переоформлена на нового хозяина на Плиеву ФИО10, о чем внесена запись в паспорт транспортного средства.
Претензии к Казиеву возникли лишь 31.09.2015 года, при повторном ввозе транспортного средства на территорию Таможенного союза.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Северо-Осетинской таможни подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы. Органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам. Требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что по пассажирской таможенной декларации № автомобиль марки «MERCEDES-BENZ VITO», 2008 года выпуска, VIN: №, per. номер Е467ЕЕ с установленным сроком временного ввоза до 04.12.2014г. для личного пользования.
18.12.2014г. срок временного ввоза указанного транспортного средства ему Махачкалинским таможенным постом Дагестанской таможни продлен до 03.09.2015г.
В ходе проведения проверки установлено, что в предусмотренный срок 03.09.2015г. ответчик транспортное средство за пределы таможенной территории не вывез.
В связи с чем 30.09.2015г. в отношении Казиева М.А. возбуждено административное дело по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.18 КоАП РФ.20.09.15г. составлен протокол об административном правонарушении, ему направлено уведомление о составлении протокола.
Будучи опрошен в рамках производства по делу ответчик пояснил, что в установленный срок по причине болезни не вывез транспортное средство за пределы таможенной территории таможенного союза.
Как следует из Постановления по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ 30.09.2016г. на вышеуказанном автомобиле под управлением Кокоева М.И. Казиев М.А. прибыл для выезда с таможенной территории РФ. На автомобиле были заменены регистрационные номера на новые - С 325 ОС, которые получил через предыдущего собственника данного транспортного средства, направив прежние для замены в Южную Осетию.
19.11.2015г. по результатам рассмотрения материалов административного дела Казиев М.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.18 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 1500 руб. Постановление вступило в силу, транспортное средство с соблюдением таможенного законодательства Казиеву М.А.
Документы, подтверждающие соблюдение Казиевым М.А. требований ст. 358 ТК РФ Таможенного союза в части декларирования ввезенного транспортного средства и уплаты таможенных платежей, представлены не были.
Пунктами 2, 5 ст. 358 Таможенного кодекса установлено, что иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств (п. 2).
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (п. 5).
Аналогичная норма установлена ст. 91 Таможенного кодекса, определяющей общие положения о взыскании таможенных пошлин, налогов, пени.
Частью 3 ст. 150 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (ст. 152 ч. 1 указанного Закона).
Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) должно содержать сведения о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления требования, сроке уплаты таможенных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыскания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, и об основаниях выставления такого требования. Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ст. 152 ч. 4 того же Закона).
Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров (ст. 152 ч. 5 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 152 ч. 6 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования урегулированы ст. 14 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 19.10.2011) "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (в дальнейшем - Соглашения).
В соответствии с п. 4, п. 5 ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения (п. 4) и прекращается с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, за исключением случаев, когда до завершения сроков временного ввоза наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно п. 6 названной статьи сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза - день истечения срока их временного ввоза.
Аналогичные нормы права предусмотрены в ст. 283 Таможенного кодекса.
Пунктом 5 ст. 283 Таможенного кодекса установлено, что ввозные таможенные пошлины, налоги в случаях, установленных пунктом 4 настоящей статьи, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.
По смыслу приведенных законоположений обязанность по уплате таможенных платежей и пени не является видом юридической ответственности за таможенное правонарушение, имеет публично-правовой характер, возникает в силу самого факта перемещения товара через таможенную границу и не зависит от вины лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов.
Правила, позволяющие прекратить действие режима временного ввоза с освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов в отношении товаров, ввезенных с условным освобождением от таможенных платежей, закреплены в ст. 14 Конвенции о временном ввозе, заключенной в г. Стамбуле 26 июня 1990 г., к которой Российская Федерация присоединилась 18 апреля 1996 г.
В соответствии с указанным Соглашением от 26 июня 1990 года в п. 2 ст. 80 Таможенного кодекса установлены случаи, когда обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается.
При неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней (п. 4 ст. 91 Таможенного кодекса).
Общий порядок начисления пени установлен статьей 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ и предусматривает, что пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. За исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 8 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно п. 4, п. 4 названной статьи пени не начисляются в случаях:
1) если таможенным органом не установлен плательщик таможенных пошлин, налогов;
2) если таможенные пошлины, налоги взыскиваются в соответствии с ч.8 ст.150 настоящего Федерального закона;
3)предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);
4) определения таможенной стоимости товаров в соответствии с п. 5 ст. 64 ТК ТС;
5) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 3).
Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются (п. 4).
Фактические обстоятельства, установленные в отношении Казиева М.А. по делу об административном правонарушении, в силу ст. 64 КАС РФ не могут быть оспорены по настоящему делу. Указанные обстоятельства применительно к ст. 358, ст. 91, ст. 283, ст. 151 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) дают правовые основания для взыскания с Казиева М.А. таможенных платежей и пени, так как превышен предельный срок временного нахождения транспортного средства на территории России.
В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей, выявленного в результате проведения таможенного контроля, Северо-Осетинской таможней был составлен Акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 15.04.2016г. № от 19.04.2016г.
Северо-Осетинской таможней в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате таможенных платежей № от ДД.ММ.ГГГГ, которое административным ответчиком не исполнено по настоящее время.
Поскольку, как указано выше, декларантом временно ввезенного автомобиля «MERCEDES-BENZ VITO», 2008 года выпуска, VIN: №, per. номер № является Казиев М.А., в соответствии с требованиями вышеизложенных норм закона, на него возложена обязанность по истечении срока временного ввоза уплатить таможенные пошлины за временно ввезенное транспортное средство.
При таких обстоятельствах суд считает, что административные исковые требования Северо-Осетинской таможни являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Возражения административного ответчика, что он вывозил транспортное средство без нарушения срока ввоза, МАПП «Нижний Зарамаг СО таможни не зафиксировала вывоз, задержала при повторном въезде на таможенную территорию Таможенного союза допустимыми доказательствами не был подтвержден им в суде, опровергаются материалами административного дела, его же показаниями и вступившим в законную силу постановлением по Административному делу, признавшим его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.18 КоАП РФ.
Поскольку в суде не был оспорен расчет таможенных платежей и начисленных пени, судом принять расчет, представленный административным истцом.
На основании части первой статьи 111 КАС РФ, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика Казиева М.А. в доход государства судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 8881,15 рублей, от уплаты которой административный истец освобождён.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Северо-Осетинской таможни удовлетворить.
Взыскать с Казиева ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ. рождения в пользу Северо-Осетинской таможни неуплаченные таможенные платежи - 505429руб. 21коп. и пени за неуплату таможенных пошлин и налогов - 62685руб. 86 коп. Всего 568115руб 07коп. /пятьсот шестьдесят восемь тысяч сто пятнадцать руб. 07 /коп./
Взыскать с Казиева М.А. государственную пошлину в доход МО городской округ «город Махачкала» государства в размере 8881,15 руб.
Резолютивная часть решения вынесена 15 ноября 2016г.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 18 ноября 2016г. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Магомедрасулов Б.М.