Административное дело № 2а-864/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Аскиз 01 ноября 2018 года
Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петрова И.М.,
с участием представителя административного ответчика Избирательной комиссии Республики Хакасия в лице Куюковой О.С.,
представителей административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Аскизского района в лице Идимешева Я.В., Сайфулина-Богатырева Р.Г.,
старшего помощника прокурора Аскизского района Республики Хакасия Кайдараковой К.В.,
при секретаре Торбостаевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хакасского регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Избирательной комиссии Республики Хакасия, Территориальной избирательной комиссии Аскизского района об отмене протокола Территориальной избирательной комиссии Аскизского района об итогах голосования по выборам 09.09.2018 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, о признании итогов голосования по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва на избирательных участках №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240 недействительными, об обязании восстановить нарушенное право на участие в выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва путем проведения повторных выборов на избирательных участках №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240,
У С Т А Н О В И Л :
Хакасское региональное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (далее по тексту ХРО «КПРФ», «КПРФ»), участвовавшее в выборах и выдвинувшее список кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва по республиканскому избирательному округу, обратилось в лице своего представителя первого секретаря ХРО «КПРФ» Коновалова В.О. в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Республики Хакасия, с учетом уточненных требований, в окончательной редакции просило отменить протокол Территориальной избирательной комиссии Аскизского района об итогах голосования по выборам 09.09.2018 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, признать итоги голосования по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва на избирательных участках №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240 недействительными, обязать восстановить нарушенное право на участие в выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва путем проведения повторных выборов на избирательных участках №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240.
Заявленные требования административный истец мотивирует нарушениями избирательного законодательства, которые, по его предположению, имели место на избирательных участках Аскизского района №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240. Полагает, что участковыми избирательными комиссиями на указанных избирательных участках были сфальсифицированы итоги выборов с помощью систематического приписывания большего количества голосов избирателей правящей партии «Единая Россия» и её кандидатам, а также путем лишения оппозиционной политической партии «КПРФ» и кандидатов от «КПРФ» в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия голосов их избирателей. В обоснование данного довода административный истец ссылается на то, что на поименованных участках отсутствовали наблюдатели от политической партии «КПРФ», в связи с чем был произведен «вброс» бюллетеней за кандидатов от партии «Единая Россия». По мнению административного истца, о фальсификации итогов голосования на вышеназванных избирательных участках свидетельствует большое количество голосов за кандидатов от политической партии «Единая Россия» на избирательных участках №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240 в сравнении с количеством голосов, отданных за кандидатов партии «Единая Россия» на остальных избирательных участках Аскизского района, где присутствовали наблюдатели и члены участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса от партии «КПРФ». Так, по итогам голосования в Республике Хакасия 09.09.2018 за ВПП «Единая Россия» отдано 40 604 голоса (25,46%), за «КПРФ» - 49 460 голосов (31,01%). При этом, по Аскизскому району итоги голосования существенно отличались от итогов голосования в целом по республике и выглядели следующим образом: ОИК 18 за «КПРФ» - 1836 голосов (28,95%), за партию «Единая Россия» - 2513 голосов (39,62%), ОИК 19 за «КПРФ» - 1800 голосов (31,98%), за партию «Единая Россия» - 1749 голосов (31,07%).
Кроме того, административный истец указал, что члены участковых избирательных комиссий Аскизского района предлагали избирателям организованный выезд на избирательные участки при условии, что последние проголосуют за кандидатов от партии «Единая Россия». Поскольку вышеизложенные нарушения порядка голосования и установления итогов голосования на избирательных участках Аскизского района №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240 не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, представитель ХРО «КПРФ» Коновалов В.О. обратился в суд с настоящим административным иском.
Определением суда от 29.10.2018 к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечена Территориальная избирательная комиссия Аскизского района (далее по тексту ТИК Аскизского района), в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» (далее по тексту ХРО ВПП «Единая Россия»), Хакасское республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России (далее по тексту ХРО «КПКР»), Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Хакасия (далее по тексту РО «Справедливая Россия»),Хакасское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России (далее по тексту ХРО «ЛДПР»).
Административный истец ХРО «КПРФ», а также заинтересованные лица ХРО ВПП «Единая Россия», ХРО «КПКР», РО «Справедливая Россия», ХРО «ЛДПР» своих представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте его проведения, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Руководствуясь положениями части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствии представителей административного истца и заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель административного ответчика Избирательной комиссии Республики Хакасия Куюкова О.С. административный иск ХРО «КПРФ» не признала, просила в его удовлетворении отказать, пояснив, что доводы административного истца носят предположительный характер, при проведении выборов на вышеуказанных избирательных участках жалобы о нарушении избирательного законодательства не поступали ни в Избирательную комиссию Республики Хакасия, ни в правоохранительные органы республики.
Представители административного ответчика ТИК Аскизского района Идимешев Я.В. и Сайфуллин-Богатырев Р.Г. административный иск также не признали, просили в его удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции представители административного ответчика указали на то, что каких-либо жалоб на нарушения при подсчете голосов и установлении итогов голосования не поступало, доводы административного истца основаны на предположениях и не подтверждены представленными доказательствами. Также, представители административного ответчика обратили внимание на то, что, несмотря на отсутствие при проведении выборов на вышеперечисленных избирательных участках наблюдателей от политической партии «КПРФ», на большинстве избирательных участках в составе участковых избирательных комиссий были члены с правом решающего голоса, назначенные от политической партии «КПРФ», а также от других политических партий, которые не высказали особых мнений при подписании протоколов об итогах голосования, жалоб не подали.
Выслушав объяснения представителей административных ответчиков, заслушав заключение прокурора Кайдараковой К.В., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать; и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
В соответствии с частью 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 01.06.2018 № 1696-48 на 09.09.2018 назначены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.
09.09.2018 в Республике Хакасия проведены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Хакасия от 11.09.2018 № 84/580-7 выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва признаны состоявшимися. Постановление опубликовано в печатном издании в республиканской газете «Хакасия» 14.09.2018 № 175.
В Верховный Совет Республики Хакасия седьмого созыва избрано 50 депутатов: 25 - по республиканскому избирательному округу и 25 - по одномандатным избирательным округам.
Списком избранных депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва подтверждается то, что по республиканскому избирательному округу избраны: Хакасское региональное отделение Всероссийской Политической партии «Единая Россия» (7 кандидатов), Хакасское республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России (2 кандидата), Хакасское региональное отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (8 кандидатов), Хакасское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-Демократической партии России (6 кандидата), региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Хакасия (2 кандидата).
Согласно протоколу Избирательной комиссии Республики Хакасия о распределении депутатских мандатов по республиканскому избирательному округу между избирательными объединениями по выборам 09.09.2018 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва от 11.09.2018 число голосов (процент) избирателей, поданных за каждый республиканский список кандидатов, имеет следующие значения: Хакасское региональное отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - 49 460 голосов (31,01%), Хакасское региональное отделение Всероссийской Политической партии «Единая Россия» - 40 604 голоса (25,46%), Хакасское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-Демократической партии России - 33 437 голосов (20,97%), Хакасское республиканское отделение Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России - 12 782 голосов (8,01%), региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Республике Хакасия - 11 306 голосов (7,09%).
Представитель административного истца Хакасского регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Коновалов В.О., полагая, что при проведении выборов 09.09.2018 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва было нарушено право кандидатов от политической партии «КПРФ» быть избранными, в связи с нарушением порядка голосования и установления итогов голосования на избирательных участках Аскизского района №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240, не позволяющими с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, обратился в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии.
Статьей 7 Закона Республики Хакасия от 09.06.2012 № 50-ЗРХ «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия» установлено, что в соответствии с Конституцией Республики Хакасия в Верховный Совет Республики Хакасия избирается 50 депутатов, из них 25 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за республиканские списки кандидатов в депутаты Верховного Совета, выдвинутые избирательными объединениями.
Подготовка и проведение выборов депутатов Верховного Совета, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, а также контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Республики Хакасия (часть 1 статьи 9 Закона Республики Хакасия от 09.06.2012 № 50-ЗРХ).
Территориальная, окружная и участковая избирательные комиссии при подготовке и проведении выборов депутатов Верховного Совета осуществляют свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законами Республики Хакасия (статья 23 Закона Республики Хакасия от 09.06.2012 № 50-ЗРХ).
Согласно части 1 статьи 63 Закона Республики Хакасия от 09.06.2012 №50-ЗРХ участковая избирательная комиссия оформляет своим решением два протокола об итогах голосования на соответствующем избирательном участке: протокол № 1 - об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протокол № 2 - об итогах голосования по республиканскому избирательному округу.
Требования к содержанию протокола об итогах голосования установлены в части 2 статьи 63 Закона Республики Хакасия от 09.06.2012 №50-ЗРХ.
Порядок подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией установлен статьей 64 Закона Республики Хакасия от 09.06.2012 №50-ЗРХ, согласно которому после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы об итогах голосования участковой избирательной комиссии и выдаются копии протоколов лицам, указанным в пунктах 1, 6 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Протоколы об итогах голосования заполняются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в них проставляются дата и время (час с минутами) их подписания. Протоколы об итогах голосования, полученные с применением технического средства подсчета голосов, приобретают юридическую силу после подписания указанными лицами. При подписании протоколов об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протоколов, вправе приложить к протоколам особое мнение, о чем в протоколах делаются соответствующие записи. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по республиканскому избирательному округу после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию. К первым экземплярам протоколов приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные ею акты и реестры.
В силу частей 1, 2 статьи 66 Закона Республики Хакасия от 09.06.2012 №50-ЗРХ на основании данных первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования по республиканскому избирательному округу территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности их составления не позднее чем на пятый день со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных определяет итоги голосования на соответствующей территории по республиканскому избирательному округу. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Территориальная избирательная комиссия на основании протоколов № 2 соответствующих участковых избирательных комиссий об итогах голосования составляет протокол № 2 об итогах голосования на соответствующей территории.
Представленные в материалы дела административным ответчиком ТИК Аскизского района протоколы участковых избирательных комиссий об итогах голосования по избирательным участкам №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240, а также протокол ТИК Аскизского района об итогах голосования на территории Аскизского района по республиканскому избирательному округу по выборам 09.09.2018 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва отвечают требованиям, предъявляемым названными правовыми нормами. Указанные протоколы подписаны председателями участковых избирательных комиссий и территориальной избирательной комиссии, их заместителями, секретарями и членами комиссии. Каких-либо жалоб на нарушения при подсчете голосов и подведении итогов выборов не поступало, особых мнений не высказывалось.
При этом, суд принимает во внимание доводы представителя административного ответчика ТИК Аскизского района о том, что несмотря на отсутствие при проведении выборов на оспариваемых избирательных участках наблюдателей от политической партии «КПРФ», только на трёх избирательных участках (№№ 216, 223, 224) Хакасское региональное отделение Политической партии «КПРФ» не было представлено в составе участковых избирательных комиссий своими представителями, на остальных избирательных участках (№№ 200, 203, 204, 207-215, 217-221, 225, 238-240) в составе участковых избирательных комиссий были члены с правом решающего голоса, назначенные от указанной политической партии - ХРО ПП «КПРФ».
В ходе судебного разбирательства судом установлено, что сведения, отраженные в протоколах вышеперечисленных участковых избирательных комиссий, об итогах голосования полностью соответствуют данным, указанным в протоколе и сводной таблице к нему ТИК Аскизского района об итогах голосования на территории Аскизского района по выборам 09.09.2018 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, о признании итогов голосования по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва.
Нарушений порядка голосования и установления итогов голосования судом не выявлено.
В силу пункта 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Приведенные положения закона также согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 22.04.2013 № 8-П, где указано, что лишь существенные нарушения законодательства, допущенные при определении результатов выборов, не позволяющие установить действительную волю избирателей, могут служить основанием для отмены результатов выборов.
В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обращено внимание, что основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
Административный истец в обоснование требования о признании недействительными итогов голосования на выборах 09.09.2018 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва на избирательных участках № 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240 не привел конкретные обстоятельства, перечисленные в пункте 2 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ, позволяющие признать итоги голосования недействительными.
Изложенные в административном иске доводы о допущенных участковыми избирательными комиссиями нарушениях действующего законодательства какими-либо доказательствами не подтверждены, основаны на предположениях без предоставления сведений, позволяющих объективно проверить указанные факты и соотнести их с выявленной волей избирателей по результатам проведенного голосования.
Поскольку нарушений избирательного законодательства, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания итогов голосования по выборам 09.09.2018 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва на избирательных участках № 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240 недействительными, для отмены протокола Территориальной избирательной комиссии Аскизского района об итогах голосования по выборам 09.09.2018 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, а также для возложения обязанности восстановить нарушенное право на участие в выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва путем проведения повторных выборов на избирательных участках №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Хакасского регионального отделения Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Избирательной комиссии Республики Хакасия, Территориальной избирательной комиссии Аскизского района об отмене протокола Территориальной избирательной комиссии Аскизского района об итогах голосования по выборам 09.09.2018 депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва, о признании итогов голосования по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва на избирательных участках №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240 недействительными, об обязании восстановить нарушенное право на участие в выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия седьмого созыва путем проведения повторных выборов на избирательных участках №№ 200, 203, 204, 207-221, 223-225, 238-240.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.
Судья Аскизского районного суда И.М. Петров
Мотивированное решение изготовлено и подписано 02.11.2018
Судья Аскизского районного суда И.М. Петров
КОПИЯ ВЕРНА
Судья: И.М. Петров К.М. Петров