Докладчик Филимонова И.В.
Апелляционное дело № 33-1510/2022
УИД 21RS0025-01-2021-007215-61
Дело № 2-1092/2022
Судья Мамуткина О.Ф.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 мая 2022 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Агеева О.В.,
судей Филимоновой И.В., Стародубцевой Л.И.
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики в интересах Мижуковой Надежды Геннадьевны к казенному учреждению «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поступившее по апелляционной жалобе казенного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 8 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филимоновой И.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Мижуковой Н.Г. обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к казенному учреждению «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее – КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии) о возложении обязанности произвести перерасчет и выплатить Мижуковой Н.Г. компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 1 января 2017 года по 1 октября 2021 года в размере 4373 руб. 63 коп.
В обоснование заявленного иска указано, что Мижукова Н.Г. является инвалидом ... группы, имеет право на предоставление компенсации расходов в размере 50 процентов платы за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», независимо от вида жилищного фонда. Мижукова Н.Г. проживает в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей ей на праве собственности. Однако ответчик не выплачивает ей компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при содержании мест общего пользования многоквартирным домом.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Мижукова Н.Г. и прокурор Андреева Н.В. иск поддержали.
Представитель ответчика КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии Иванова О.Р. иск не признала, пояснив, что компенсация расходов на оплату коммунальных услуг при содержании мест общего пользования предусмотрена только в домах государственного и муниципального жилищных фондов, Мижукова Н.Г. проживает в квартире, принадлежащей ей на праве собственности. Иные компенсации на коммунальные услуги Мижуковой Н.Г. выплачиваются.
Представитель третьего лица ООО «Илем» Иванова Н.В. полагала иск подлежащим удовлетворению.
Представители третьих лиц Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, ООО «УК «Прогресс» в судебное заседание суда первой инстанции явку своих представителей не обеспечили.
Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 8 февраля 2022 года на КУ «Центр представления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии возложена обязанность назначить и выплатить Мижуковой Н.Г. компенсацию расходов в размере 50 процентов платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда за период с 1 января 2017 года по 1 октября 2021 года.
Указанное решение обжаловано КУ «Центр представления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии по мотивам незаконности и необоснованности. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, компенсацию на оплату которой просит истец, с 1 января 2017 года входит в состав платы за содержание жилого помещения. Компенсация расходов на оплату за содержание жилого помещения предоставляется только инвалидам, проживающим в домах государственного и муниципального жилищных фондов. В связи с тем, что Мижукова Н.Г. является собственником жилого помещения, в котором проживает, права на предоставление компенсации на оплату жилого помещения не имеет. С момента обращения Мижуковой Н.Г. за получением мер социальной поддержки, с 1 января 2018 года, она получает ежемесячную денежную компенсацию на оплату коммунальных услуг по квартире.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Иванова О.Р. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Прокурор Андреева Н.В. и истец Мижукова Н.Г. просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда, в заседание судебной коллегии не явились, об уважительности причин неявки не сообщили. В соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, проверив решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Мижукова Н.Г., 17 октября 1961 года рождения, является инвалидом ... группы с 19 ноября 2001 года бессрочно.
Мижукова Н.Г. с 14 августа 2013 года зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей ей на праве собственности.
29 декабря 2017 года Мижукова Н.Г. обратилась в КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии с заявлением о назначении ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением от 12 января 2018 года №20866 КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Мижуковой Н.Г. назначена ежемесячная денежная выплата в размере 50% от расходов на оплату коммунальных услуг, определенных по нормативу, на основании Закона Чувашской Республики от 19 октября 2009 года №56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан». Начало выплаты – январь 2018 года.
В рамках настоящего дела прокурор, указывая, что Мижуковой Н.Г. не выплачивается компенсация расходов в размере 50 процентов платы за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, просил произвести перерасчет данной компенсации за период с 1 января 2017 года по 1 октября 2021 года и выплатить ее Мижуковой Н.Г.
Разрешая исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что Мижукова Н.Г., являясь инвалидом ... группы и проживая в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении в многоквартирном доме, имеет право на получение меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов) и Законом Чувашской Республики «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан». Поскольку назначение компенсации расходов не носит заявительный характер, а устанавливается КУ «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии на основании информации о лицах, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной поддержки, и ответчик указанную обязанность не исполнил, суд пришел к выводу об обоснованности требований прокурора. При этом довод ответчика о том, что спорная компенсация предоставляется инвалидам, проживающим в квартирах государственного и муниципального жилищных фондов, отклонил, указав, что он основан на ошибочном толковании Закона о социальной защите инвалидов.
Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Частью первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Законом о социальной защите инвалидов предусмотрены меры социальной защиты инвалидов, к числу которых отнесено, в том числе, предоставление мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (статья 17).
Так, частью 13 статьи 17 названного Закона установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 №307-ФЗ, при этом данный абзац введен в действие с 30.06.2015 на основании Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ);
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В силу пункта 1 статьи 23.2 данного Закона полномочия по предоставлению указанных мер социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Чувашской Республике отношения, связанные с предоставлением названных мер, регулируются Законом Чувашской Республики от 19 октября 2009 года № 56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» и Порядком предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 февраля 2016 года №72 (далее также Порядок).
Согласно статье 2 Закона Чувашской Республики от 19 октября 2009 года № 56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» названные меры социальной поддержки предоставляются в форме ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения (далее также ЕДК на оплату ЖКУ).
Как установлено частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года №176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на указанные услуги в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
Реализуя свои полномочия в сфере социальной защиты инвалидов, федеральный законодатель установил в Законе о социальной защите инвалидов систему гарантированных государством мер социальной поддержки, которая в числе прочих включает в себя компенсацию расходов в размере 50 процентов платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
При этом компенсацию платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме законодатель предусмотрел независимо от вида жилищного фонда.
Установление данной меры социальной поддержки для инвалидов, проживающих в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, обусловлено правовым режимом таких жилых помещений, отличным от правового режима жилых помещений, находящихся в собственности граждан, на которых в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагается бремя содержания принадлежащего им имущества.
Таким образом, законом предусмотрена дифференциация социальной поддержки, предоставляемой инвалидам в виде компенсации расходов в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, а именно, гражданам из числа инвалидов, проживающих в жилых помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, предоставляется компенсация данных расходов с учетом всех составляющих, входящих в состав данной платы, а гражданам из числа инвалидов, проживающих в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, лишь часть этой платы, а именно, платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Вопреки доводам апелляционной жалобы само по себе включение платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в состав платы за содержание жилого помещения не может ограничивать права инвалидов на получение меры социальной поддержки, установленной в абзаце 3 части 13 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности выплатить Мижуковой Н.Г. компенсацию за испрашиваемый прокурором период, то есть до ее обращения с соответствующим заявлением в ОСЗН Калининского района г.Чебоксары, также несостоятельны.
Как правильно отмечено судом, в силу пункта 1.6 указанного выше Порядка ЕДК на оплату ЖКУ устанавливается с 1 февраля 2016 года без обращения в отделы Центра предоставления мер социальной поддержки (на основании информации о лицах, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также информации, находящейся в распоряжении Центра предоставления мер социальной поддержки) федеральным льготникам, которые на указанную дату имели право на получение ЕДК на оплату ЖКУ.
Из представленного судебной коллегии и принятого в качестве нового доказательства, имеющего юридическое значение для рассмотрения дела, ответа ОПФР по Чувашской Республике следует, что истец Мижукова Н.Г. включена в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной помощи, с 1 января 2005 года. Сведений об исключении истца из указанного регистра не имеется.
При этом, как пояснил представитель ответчика в суде апелляционной инстанции, до обращения с заявлением в ОСЗН Калининского района г.Чебоксары истец Мижукова Н.Г. являлась получателем указанных выше мер социальной поддержки в ОСЗН Ленинского района г.Чебоксары по адресу прежнего места жительства.
По общему правилу, меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Из материалов дела следует и не оспорено ответчиком, что с 1 января 2017 года выплата истцу спорной компенсации не производилась, задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за заявленный в иске период у Мижуковой Н.Г. отсутствует.
Учитывая, что Мижукова Н.Г. с 2005 года включена в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной поддержки, и по настоящее время состоит в данном регистре, суд правомерно удовлетворил иск прокурора, возложив на ответчика обязанность назначить и выплатить ей названную компенсацию, начиная с 1 января 2017 года.
Иных доводов, имеющих правовое значение и влекущих отмену состоявшегося судебного акта, ответной стороной не приведено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 8 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу казенного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня ее принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий О.В. Агеев
Судьи И.В. Филимонова
Л.И. Стародубцева
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 мая 2022 года.