<Номер обезличен> дело № 2а-581/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области 1 июля 2020 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
административного истца Маслов ЮН,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Маслов ЮН к территориальной избирательной комиссии <адрес>, участковой избирательной комиссии избирательного участка <Номер обезличен> <адрес> о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии и возложении обязанности по включению в список участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации по месту нахождения,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», Указами Президента Российской Федерации <Номер обезличен> «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» от <Дата обезличена> и <Номер обезличен> «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» от <Дата обезличена> в качестве даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных ст. 1 указанного Закона Российской Федерации определено <Дата обезличена>.
Маслов ЮН зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, включена в список для голосования на избирательном участке <Номер обезличен> <адрес>.
Административный истец Маслов ЮН находится в городе <адрес> по месту пребывания с <Дата обезличена>, где проживает по адресу: <адрес>, при этом решение о включении её в список для голосования по месту нахождения не принималось.
Маслов ЮН обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ участковой комиссии участка <Номер обезличен> <адрес> во включении её в список для голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации по месту нахождения, возложить на участковую избирательную комиссию <Номер обезличен> <адрес> обязанность включить её в список участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации по месту нахождения.
Данное требование административный истец мотивирует тем, что в настоящее время находится в <адрес> и фактически проживает по адресу: <адрес>, при этом зарегистрирована по адресу: <адрес>, желает реализовать свое право на участие в общероссийском голосовании, но выехать для голосования в <адрес> не имеет возможности, в связи с тем, что о необходимости заранее обратится с заявлением о включении её в списки избирателей по месту нахождения ей известно не было, в установленный законом срок она с таким заявлением не обращалась, в настоящее время ей во включении в список для голосования по месту нахождения в <адрес> отказано, осведомлена о том, что в случае удовлетворения заявленных требований будет исключена из списка участников голосования по месту регистрации, не возражает против этого.
Административный истец Маслов ЮН в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала по указанным выше основаниям.
В судебное заседание представители территориальной избирательной комиссии <адрес>, участковой избирательной комиссии участка <Номер обезличен> <адрес>, избирательной комиссии <адрес>, избирательной комиссии участка <Номер обезличен> <адрес>, территориальной избирательной комиссии <адрес> не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.
В отзыве на административный иск территориальная избирательная комиссия <адрес> указывает, что в соответствии с п. 5.3, п. 5.5 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О внесении изменений в Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», основанием для включения участника голосования в список участников голосования на конкретном участке для голосования является факт нахождения его места жительства на территории этого участка для голосования, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием для включения в список участников голосования участника голосования, который в день голосования будет находиться вне места жительства, является заявление о голосовании по месту нахождения, поданное в порядке и сроки, установленные ЦИК России, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, территориальную либо участковую комиссию. График работы участковых комиссий по приему заявлений о голосовании по месту нахождения утверждается избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или по ее поручению - территориальными комиссиями. Решением Территориальной избирательной комиссией <адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О графике работы участковых избирательных комиссий избирательных участков <Номер обезличен> по приему заявлений о голосовании по месту нахождения при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», был утвержден график работы участковых избирательных комиссий избирательных участков <Номер обезличен> по приему заявлений о голосовании по месту нахождения при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, а именно прием заявлений осуществлялся в период с <Дата обезличена> до <Дата обезличена>. Также заявление о голосовании по месту нахождения можно было подать и в Территориальную комиссию <адрес> с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>. Данная информация размещалась на сайте избирательной комиссии <адрес> и на сайте администрации <адрес>. Более того информация о сроках подачи заявлений о голосовании по месту нахождения распространялась ЦИК России на центральном телевидении. Соответственно истец в указанный период мог воспользоваться своим правом и подать заявление о голосовании по месту нахождения в установленные сроки. Избирательная комиссия избирательного участка <Номер обезличен> <адрес> действовала в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем полагает требования истца не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 243 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего требования в части включения административного истца в список для голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации по месту нахождения подлежащими удовлетворению, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:
Федеральным законом от <Дата обезличена> № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплено следующее:
Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать; гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях (ч.1 ст.4).
Согласно ст.17 названного Федерального закона, в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона.
Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. При выявлении территориальной комиссией (окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей, участников референдума на разных избирательных участках, участках референдума на одних и тех же выборах, одном и том же референдуме соответствующая комиссия до передачи списков избирателей, участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.
В целях организации подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации <Номер обезличен> от <Дата обезличена> утверждена Инструкция по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации и постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации <Номер обезличен> от <Дата обезличена> утвержден Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
Согласно п. 8.1 названного Порядка, голосование проводится в день голосования с 8 до 20 часов по местному времени.
Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании вне помещения для голосования участникам голосования, которые включены или имеют право быть включенными в список участников голосования на данном участке для голосования (п.9.1 Порядка).
Голосование вне помещения для голосования в соответствии с настоящим разделом проводится в день голосования, а также в период с 25 по <Дата обезличена>. Голосование вне помещения для голосования организуется для участников голосования, подавших письменные или устные обращения (в том числе переданные при содействии других лиц), включая подавших обращения с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные обращения в специальном реестре в электронном виде либо на бумажном носителе (п. 9.2 Порядка).В соответствии с п. 1.3 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, общероссийское голосование проводится на избирательных участках, указанных в пункте 1.5 Порядка общероссийского голосования, а также посредством дистанционного электронного голосования. В списки участников общероссийского голосования на участках для голосования, образованных на территории Российской Федерации, включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования правом на участие в общероссийском голосовании, за исключением участников голосования, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. Участник голосования может быть включен в список участников голосования только на одном участке для голосования. При выявлении факта включения участника голосования в список участников голосования на нескольких участках для голосования либо включения в список участников голосования на участке для голосования и в список участников дистанционного электронного голосования территориальная избирательная комиссия или избирательная комиссия муниципального образования, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах возложены полномочия территориальной избирательной комиссии (далее - территориальная комиссия), проводит работу по устранению ошибки или неточности в списках участников голосования до их передачи в участковые избирательные комиссии (далее - участковые комиссии). Согласно п. 2.1.1 Инструкции, списки участников голосования составляются территориальными комиссиями отдельно по каждому участку для голосования не позднее <Дата обезличена>, а в случае проведения голосования до дня голосования в соответствии с пунктами 10.1, 10.2 Порядка общероссийского голосования - не позднее чем в день, предшествующий дню такого голосования.При составлении списков участников голосования участники голосования, подавшие заявления о голосовании по месту нахождения либо заявления для участия в дистанционном электронном голосовании, исключаются из списка участников голосования по месту своего жительства. Сведения об указанных участниках голосования отображаются в списке участников голосования в режиме зачеркивания с соответствующей отметкой (п.2.1.7 Инструкции).Согласно п. 2.3.1 Инструкции, участник голосования, который в день голосования будет находиться вне места своего жительства, в том числе в месте временного пребывания, может принять участие в голосовании по месту своего нахождения в случае подачи им заявления о голосовании по месту нахождения. Заявление о голосовании по месту нахождения может быть подано участником голосования лично в пункт приема заявлений, а именно: в любую территориальную комиссию, за исключением территориальных комиссий, сформированных для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях и за пределами территории Российской Федерации, - с 5 июня до 14.00 по местному времени <Дата обезличена>; в любую участковую комиссию на территории Российской Федерации, за исключением комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы для проведения голосования участников голосования, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, - с 16 июня (решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может быть установлен более ранний срок) до 14.00 по местному времени <Дата обезличена>; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) - с 5 июня до 14.00 по местному времени <Дата обезличена>. Заявление о голосовании по месту нахождения может быть подано в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - ЕПГУ) с 5 июня до 14.00 по московскому времени <Дата обезличена> (п. 2.3.5 Инструкции).Участник голосования, который не может по уважительной причине самостоятельно прибыть в пункт подачи заявлений для подачи заявления о голосовании по месту нахождения в сроки, установленные пунктом 2.3.5 Инструкции, может устно или письменно (в том числе при содействии социального работника или иных лиц) в те же сроки обратиться в территориальную либо участковую комиссию для предоставления ему возможности подать заявление вне ППЗ. Участковая комиссия, в том числе по поручению вышестоящей территориальной комиссии, не позднее 14.00 по местному времени <Дата обезличена> обеспечивает посещение участника голосования лицом, принимающим заявление, с целью предоставления ему такой возможности (п.2.3.8 Инструкции). В соответствии с п.<Дата обезличена> Инструкции, участники голосования, подавшие заявления о голосовании по месту нахождения, включаются в списки участников голосования по месту нахождения на указанных в заявлениях участках для голосования.Маслов ЮН имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, включена в список избирателей для голосования на избирательном участке <Номер обезличен> <адрес>.В силу указанных положений закона и нормативно-правовых актов административный истица имела возможность обратиться с заявлением о включении её в списки участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ по месту нахождения, в том числе в <адрес>, в пункты приема заявлений: в МФЦ, в любую участковую, а также в территориальную избирательную комиссию, включая УИК <Номер обезличен> <адрес>, а также посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», но не позднее <Дата обезличена>. В настоящее время у административного истца такое право утрачено, вместе с тем сохраняется право на участие в голосовании.По информации, представленной участковой избирательной комиссией <Номер обезличен> <адрес>, административный истец с заявлением о включении её в списки участников общероссийского голосования по месту нахождения в указанные выше сроки не обращался, по состоянию <Дата обезличена> фактически право на участие в общероссийском голосовании на избирательном участке <Номер обезличен> <адрес> не реализовала. Обращение административного истца в УИК <Номер обезличен> <адрес> имело место <Дата обезличена>, то есть за пределами установленных сроков. При таких обстоятельствах у участковой комиссии не имелось оснований для включения её в список участников общероссийского голосования по указанному ей месту нахождения, в связи с чем отказ участковой комиссии участка <Номер обезличен> <адрес> во включении административного истца в соответствующий список по месту фактического проживания (нахождения) не может быть признан незаконным.В судебном заседании установлено, что Маслов ЮН находится в городе Зея с <Дата обезличена>, где проживает по адресу: <адрес>, в границах участка для голосования <Номер обезличен> <адрес>, ввиду сложившихся обстоятельств административный истец не имеет возможности выехать в <адрес> в срок до <Дата обезличена> 20-00 включительно с целью голосования. При этом подлежит учету и отдаленность нахождения <адрес> от <адрес>. Указанные обстоятельства препятствуют административному истцу в реализации его права на участие в общероссийском голосовании во вопросу одобрения поправок в Конституцию Российской Федерации. По смыслу статей 1, 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им и являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации положений Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, существо и содержание конституционного права избирать и быть избранным, права на участие в референдуме образует признаваемая и гарантируемая Российской Федерацией как демократическим правовым государством возможность выразить свою позицию путем участия в голосовании, в рассматриваемом случае в общероссийском голосовании по вопросу внесения изменений в Конституцию Российской Федерации путем свободного и добровольного участия в таком голосовании на основе всеобщего равного права и прямого волеизъявления при тайном голосовании.В силу изложенного, а также в соответствии со ст. 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» каждый гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, имеет право принимать участие в общероссийском голосовании, за исключением специально оговоренных законом субъектов - граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.То обстоятельство, что административный истец ввиду уважительных причин не может в установленном нормативно-правовым актом порядке изменить место голосования либо проголосовать по месту, где включена в соответствующие списки, само по себе не может служить основанием для ограничения её конституционного права, притом, что каких-либо злоупотреблений правом с её стороны не установлено. В связи с этим суд считает необходимым с целью реализации вышеназванного права административного истца возложить на участковую избирательную комиссию избирательного участка <Номер обезличен> <адрес> обязанность включить административного истца в список участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, днем проведения которого определено <Дата обезличена>, а также, поскольку включение гражданина в список участников голосования на нескольких участках для голосования недопустимо в силу закона, - исключить Маслов ЮН из списка участников голосования на участке для голосования <Номер обезличен> <адрес>. В соответствии с ч. 6 ст. 244 КАС РФ настоящее решение суда подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Маслов ЮН, удовлетворить частично.
Возложить на участковую избирательную комиссию избирательного участка <Номер обезличен> <адрес> обязанность включить Маслов ЮН, родившуюся <Дата обезличена> в <адрес>, в список участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации на участке для голосования <Номер обезличен> <адрес> для участия в голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
Исключить Маслов ЮН, родившуюся <Дата обезличена> в <адрес>, из списка участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации на участке для голосования <Номер обезличен> <адрес> для голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти».
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд <адрес> в течение пяти дней со дня провозглашения.
Председательствующий А.А. Плешков