<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2022 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истцов ФИО7, действующей на основании доверенностей,
представителей ответчика МАОУ ДО г.Перми Детская хоровая школа «Хоровая капелла мальчиков» ФИО4, действующей на основании доверенности, ФИО5, действующего на основании устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования г.Перми Детская хоровая школа «Хоровая капелла мальчиков» о признании недействующими и не подлежащими применению положений локального нормативного акта,
у с т а н о в и л:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к МАУ ДО г.Перми детская хоровая школа «Хоровая капелла мальчиков» о признании недействующими и не подлежащими применению с момента принятия пункты 1.7.1, 1.7.2, 1.13, 4.3, 4.6.1, 4.6.2, 4.7.1, 4.7.2, 4.7.4, 4.7.5, 4.8.2, 4.8.4, 4.8.5, 6.2, 9.1 Положения о премировании, моральном стимулировании и оказании материальной помощи, утвержденном приказом директора №/б от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-10).
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются преподавателями МАУ ДО детская хоровая школа «Хоровая капелла мальчиков». ДД.ММ.ГГГГ в школе было принято Положение о премировании, моральном стимулировании и оказании материальной помощи, утв. приказом директора № (далее - Положение о премировании), которое содержит противоречия нормам трудового законодательства. Правовое регулирование, премии за выполнение особо важных и срочных работ (поручений) согласно системному толкованию п.п.4.2., 4.2.1.З., абз. 2 п. 8.3. постановления администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных автономных и бюджетных учреждений в сфере культуры, молодежной политики и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры <Адрес>» предусматривает, что данная премия включается в стимулирующую часть ФОТ. Согласно п. 1.7.2. Положения о премировании премия выплачивается работнику при наличии экономии ФОТ. Также, п.1.7.1 Положения о премировании предусматривает, что данная премия выплачивается сотруднику при выполнении им работ, не входящих в круг его основных обязанностей. При этом должностная инструкция преподавателей, утвержденная директором ДД.ММ.ГГГГ, не разделяет обязанности на основные и дополнительные. Согласно ст. 191 ТК РФ премия является мерой поощрения работников, добросовестно выполняющих трудовые обязанности, предусмотренные договором или должностной инструкцией, а не вознаграждением за выполнение дополнительной работы. Таким образом, Положение о премировании устанавливает незаконные условия назначения и источник формирования премии в перечисленных нормах.
Правовое регулирование премии за интенсивность в Положении о премировании в п. 4.8.2 предусматривает: размер премии определяется на основании достижения установленных показателей премирования основного персонала (Приложение № к Положению). Приложение № перечисляет виды деятельности, которые не связаны с трудом истцов, не согласованы с ними при заключении трудового договора, не поименованы в должностных инструкциях. Так, например, непонятно: каким образом решение учащихся об участии или неучастии в конкурсной, концертной, фестивальной деятельности влияет на премию истцов (часть 1 Приложения №); почему личное желание или нежелание преподавателя заниматься исполнительской деятельностью влияет на зарплату преподавателя, если согласно функциям преподавателя в разделе 2 должностных инструкций преподаватель задействован лишь в учебно-воспитательном процессе и внеклассно-воспитательной работе (часть 2 Приложения №); почему иные мероприятия, выходящие за рамки функционала и обязанностей преподавателей школы, относящиеся к сотрудникам, имеющим другие компетенции и специальные знания, влияют на зарплату истцов (часть 3 Приложения №). Согласно ст.191 ТК РФ премия не является вознаграждением за выполнение дополнительной работы, и условия её назначения должны определяться в рамках трудового договора и должностных инструкций.
Правовое регулирование премии за квартал и год за выполнение муниципального задания согласно постановлению администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривают в п.п.4.2.1, 4.2.3, что данная премия включается в стимулирующую часть ФОТ. Положение о премировании в п. 1.13. указывает, что при наличии экономии ФОТ по каждой отдельной категории работников экономия распределяется среди категории и может быть направлена на выплачу премий по итогам работы за квартал, год. В соответствии с Постановлением Администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № п.8.12 премия за выполнение муниципального задания выплачивается работникам по итогам деятельности учреждения за месяц, квартал, год при условии полного и качественного исполнения муниципального задания в указанном периоде. Таким образом, условие выплаты данной премии - это выполнение той нагрузки преподавателем, которую определили ему на конкретный период. Однако п. 1.13. Положения о премировании указывает дополнительные условия, такое как достижение установленных показателей премирования. В соответствии с ч.4 ст.8 ТК РФ, разделом 13 Устава школы РФ нормы ЛНА, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. При системном анализе п.п.4.6, 4.6.1, 4.7, 4.7.1 было установлено, что премирование за выполнение муниципального задания производится в соответствии с должностной инструкцией преподавателя, при достижении им показателей премирования. Однако эти показатели не связаны с обязанностями, предусмотренными в должностных инструкциях. Например, Приложение № указывает показатели «сохранение контингента обучающихся», «отсутствие дисциплинарных взысканий», Приложение № - «поступление учащихся в СУЗы и ВУЗы по профилю», «участие учащегося в концерте» и др. Более того, п.4.7.2 Положения о премировании регламентирует, что показатели премирования могут быть изменены по согласованию с Советом школы. Устав школы в п. 13.6 предусматривает, что изменения в локальные нормативные акты учреждения проходят порядок учреждения в соответствии с настоящим Уставом учреждения», п.13.3 «Локальные нормативные акты учреждения, затрагивающие трудовые права и социальные гарантии работников, утверждаются директором с учетом мнения общего собрания работников, выраженного в виде принятия проектов соответствующих локальных нормативных актов и зафиксированных в протоколе общего собрания. Совет школы не обладает полномочиями по внесению изменений в ЛНА без проведения общего собрания и выражения мнения работников.
Раздел 6 Положения о премировании в п.6.2 указывает, что экономия по базовой части ФОТ по каждой категории распределяется в премиальный фонд данной категории. Руководитель перераспределяет средства премиального фонда между должностями внутри разделов штатного расписания.
При этом п.2.15 постановления администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № регулирует иное: неизрасходованные базовая и стимулирующая части ФОТ образуют экономию, которая распределяется между категориями работников и направляется на иные выплаты. Таким образом, оспариваемое Положение о премировании создает правовую неопределенность неизрасходованных денежных средств стимулирующей части ФОТ, которые также должны быть направлены в экономию ФОТ. В свою очередь, сформированная экономия ФОТ может быть направлена не только на выплаты премий.
Положение о премировании в п. 9.1. предусматривает новый вид денежной выплаты - материальное стимулирование. Согласно п.4.2 постановления администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в стимулирующую часть ФОТ школы не входит материальное стимулирование, а муниципальный правовой акт указывает закрытый перечень стимулирующих видов выплат. При этом п.9.1 Положения о премировании указывает, что источником материального стимулирования сотрудников являются стимулирующая часть ФОТ, экономия ФОТ, субсидия на выполнение муниципального задания, субсидия на увеличение стимулирующей части ФОТ, средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В настоящий момент непонятны природа, условия, сроки назначения «материального стимулирования». Возможно такой вид выплат имеет право на существование, но не наравне с другими стимулирующими выплатами, предусмотренными постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в стимулирующей части ФОТ.
Положение о премировании в п.4.3 описывает пропорции формирования премиального фонда, где 20% премиального фонда закладываются на выплаты премии за выполнение особо-важных и срочных работ (поручений), премии за высокие результаты работы и материальную помощь. Постановление администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в п.9.1 предусматривает, что материальная помощь выплачивается при наличии экономии ФОТ. Таким образом, присутствует нарушение расходования ФОТ школой.
В связи с отсутствием профсоюзной организации в школе, истцы лишь самостоятельно имеют возможность защиты своих трудовых прав. Трудовое законодательством предоставляет более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с выявленными нарушениями в Положении о премировании, наличие перечисленных нарушений в ЛНА приводит к снижению заработной платы, ухудшению социально-экономического положения работников (истцов), что является нарушением их конституционных прав.
Истцы, извещенные о времени и месте рассмотрения дела (л.д.67, 68), в судебное заседание не явились.
Представитель истцов в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, указанным в иске, в письменных объяснениях (л.д.111-114).
Представители ответчика иск не признали по доводам письменных возражений на иск (л.д.69-71).
Заслушав объяснения представителя истцов, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
В силу ст.12 ТК РФ локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст.135 Трудового кодекса РФ).
Постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных автономных и бюджетных учреждений в сфере культуры, молодежной политики и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры <Адрес> (далее по тексту – постановления администрации <Адрес> №), согласно п.1.4 которого Положение устанавливает: порядок формирования и структуру фонда оплаты труда, перечень, размеры, порядок и условия определения базовой части фонда оплаты труда и стимулирующих выплат работникам и руководителям учреждений.
В соответствии с п.1.5 указанного постановления оплата труда работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с Положением, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), установленной на день введения систем оплаты труда, при условии сохранения должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации и в том же объеме.
Согласно п.2.1 постановления администрации <Адрес> № фонд оплаты труда (далее - ФОТ) в учреждениях формируется за счет средств бюджета <Адрес>, исходя из размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
ФОТ состоит из базовой и стимулирующей частей (п.2.3 постановления администрации <Адрес> №).
В соответствии с п.2.4 постановления администрации <Адрес> № базовая часть ФОТ обеспечивает гарантированную часть оплаты труда работников, в том числе руководителей учреждения, и включает: оплату труда работников по тарифным ставкам, оплату труда работников по должностным окладам (базовым должностным окладам), компенсационные выплаты.
Стимулирующая часть ФОТ направлена на повышение мотивации работников к повышению качества труда посредством обеспечения взаимосвязи между результатами этого труда, квалификацией работника и оплатой труда работника, включает доплаты, надбавки, премии, стимулирующие выплаты (п.2.5 постановления администрации <Адрес> №).
В силу п.2.6 постановления администрации <Адрес> № при формировании ФОТ устанавливается следующее соотношение базовой и стимулирующей частей ФОТ: объем базовой части ФОТ составляет не более 70% ФОТ, объем стимулирующей части ФОТ составляет не менее 30% ФОТ.
Пунктом 3.2 постановления администрации <Адрес> № предусмотрены выплаты, осуществляемые из стимулирующей части ФОТ: стимулирующие выплаты устанавливаются в виде доплат: персональной, за категорию учреждения, за профессиональное мастерство, за категорию должности (п.3.2.1.1); надбавок за: интенсивность работы, выслугу лет, квалификацию и качество (п.3.2.1.2); премий (п.3.2.1.3).
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ постановления администрации <Адрес> № виды, размеры, порядок и условия назначения стимулирующих выплат устанавливаются положением об оплате труда работников учреждения на основании настоящего Положения и с учетом целевых показателей эффективности деятельности муниципальных автономных, муниципальных бюджетных, муниципальных казенных учреждений и критериев оценки эффективности работы их руководителей, утвержденных постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 915. Назначение стимулирующих выплат работникам учреждения осуществляется на основании приказов руководителя учреждения в пределах объема бюджетных средств на ФОТ на текущий финансовый год.
Работникам выплачиваются премии в соответствии с разделом 8 настоящего Положения (п.ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п.8.1 постановления администрации <Адрес> № в целях поощрения работников за выполненную работу в учреждении устанавливаются премии.
Условия премирования, а также периоды работы (месяц, квартал, год), за которые назначаются премии, устанавливаются положением об оплате труда работников учреждения (п.8.2).
Пунктом 8.3 постановления администрации <Адрес> № к видам премий относятся: премия за выполнение особо важных и срочных работ (поручений), премия за интенсивность работы, премия за высокие результаты работы.
Как предусмотрено п.8.6 постановления администрации <Адрес> №, при премировании учитывается: успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде, инициатива, творчество и применение в работе современных, новых форм и методов организации труда, качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения, добросовестное выполнение иной порученной работы, связанной с обеспечением уставной деятельности учреждения, качественная подготовка и своевременная сдача отчетности, участие в течение месяца в выполнении особо важных работ и мероприятий.
В силу ч.1 ст.381 Трудового кодекса РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
Судом из письменных доказательств по делу установлено, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с МАУ ДО детская хоровая школа «Хоровая капелла мальчиков» в должности преподавателя на основании трудового договора (л.д.11-14).
ФИО2 состоит в трудовых отношениях с МАУ ДО детская хоровая школа «Хоровая капелла мальчиков» в должности преподавателя на основании трудового договора (л.д.15-18).
Порядок управления МАУ ДО <Адрес> детская хоровая школа «Хоровая капелла мальчиков» установлен разделом 8 устава Учреждения, утвержденного 21.04.2020г. (л.д.39-55), согласно п.8.2 которого единоличным исполнительным органом Учреждения является директор Учреждения, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения.
В соответствии с п.8.3 устава в Учреждении формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: общее собрание работников Учреждения, педагогический совет, совет Учреждения, наблюдательный совет.
В силу п.8.14.1 устава к компетенции Общего собрания работников относится рассмотрение и принятие проектов локальных нормативных актов учреждения, касающихся трудовой деятельности Учреждения, и затрагивающих права и обязанности работников: положения, инструкции, правила, в том числе, Правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор (при наличии).
Локальные нормативные акты Учреждения (в том числе правила внутреннего трудового распорядка), затрагивающие трудовые права и социальные гарантии работников, утверждаются директором с учетом мнения Общего собрания работников, выраженного в виде принятия проектов соответствующих локальных нормативных актов на Общем собрании работников и зафиксированных в протоколе Общего собрания (п.13.3 устава).
Согласно п.13.6 устава локальные нормативные акты Учреждения не могут противоречить настоящему уставу и действующему законодательству РФ.
По итогам голосования общего собрания работников Учреждения от 31.03.2022г. принято Положения о премировании, моральном стимулировании и оказании материальной помощи, утвержденное приказом директора Учреждения от 31.03.2022г. №/б (далее – Положение о премировании от 31.03.2022г.) (л.д.72, 121-126), согласно п.1.2 которого Положение определяет цель – усиление моральной и материальной заинтересованности работников Учреждения в развитии творческой активности и инициативы при реализации поставленных перед коллективом задач, укрепление и развитие материально-технической базы, повышение качества образовательного процесса, закрепление высококвалифицированных кадров, моральная и материальная поддержка остро нуждающихся работников.
В соответствии с п.1.3 Положения в Учреждении устанавливаются следующие виды премий (п.8.3 постановления администрации <Адрес> №): за выполнение особо важных и срочных работ (поручений), за интенсивность работы, за высокие результаты работы, премия по итогам работы за квартал и год за выполнение муниципального задания.
Проанализировав содержание Положения о премировании от 31.03.2022г., оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, рассматривая дело в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ, согласно которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, суд считает не подлежащими применению как не соответствующие положениям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, пункты 1.7.2, 4.7.2, абзац 2 пункта 4.3 Положения о премировании от 31.03.2022г.
Так, согласно п.1.7 Положения премия за выполнение особо важных и срочных работ (поручений) выплачивается работникам единовременно по итогам выполнения особо важных и срочных работ с учетом качества и сроков их выполнения (п.8.8 постановления администрации <Адрес> №).
Пунктом 1.7.1 Положения установлено, что премия за выполнение особо важных и срочных работ (поручений) выплачивается при выполнении работником работ, не входящих в круг его основных обязанностей, имеющих особое, важное значение для эффективной организации образовательного процесса и в целом для Учреждения, а также при успешном выполнении работником работ (поручений) срочного характера, в том числе: организационное сопровождение грантов и активное участие в успешной реализации иных проектов; участие в организации и проведении мероприятий (конкурсов, чемпионатов, кубков, олимпиад и т.д.); участие в работе нового набора, работа в подготовке и реализации мероприятий на период нового набора; участие в меропритиях по подготовке к новому учебному году; подготовка статистических и информационно-аналитических материалов вне рамок своих компетенций (по заданию руководства школы); иные работы по поручению руководства школы.
Согласно п.1.7.2 Положения премия за выполнение особо важных и срочных работ выплачивается работнику при наличии экономии фонда оплаты труда.
Вместе с тем, из п.4.2, п.4.2.1.3 постановления администрации <Адрес> № следует, что предусмотренные постановлением премии являются выплатами, осуществляемыми из стимулирующей части ФОТ.
Согласно п.8.8 постановления администрации <Адрес> № премия за выполнение особо важных и срочных работ (поручений) выплачивается работникам единовременно по итогам выполнения особо важных и срочных работ с учетом качества и сроков их выполнения.
Таким образом, нормы постановления администрации <Адрес> № не ставят выплату премии за выполнение особо важных и срочных работ (поручений) в зависимость от наличия в Учреждении экономии ФОТ. В свою очередь, указание в п.1.7.2 Положения о премировании от 31.03.2022г. такого условия выплаты премии, как наличие экономии фонда оплаты труда, ограничивает права работников Учреждения на получение данного виды премии, ухудшает положение работников по сравнению с нормами постановления администрации <Адрес> №.
Доводы истцов о несоответствии п.1.7.1 Положения о премировании от 31.03.2022г. ст.191 Трудового кодекса РФ суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм права с учетом положений п.8.6 постановления администрации <Адрес> №, согласно которому при премировании учитывается качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения. добросовестное выполнение иной порученной работы, связанной с обеспечением уставной деятельности учреждения.
То обстоятельство, что рассматриваемый пункт Положения о премировании относит вопрос об определении условий данного конкретного вида премирования к компетенции работодателя, в связи с чем он по своему усмотрению принимает решение о премировании работника в зависимости от его личного трудового участия в уставной деятельности Учреждения, само по себе нормам трудового права не противоречит, поскольку в силу статьи 191 Трудового кодекса РФ поощрение работника производится по усмотрению работодателя.
В соответствии с п.4.7 Положения о премировании от 31.03.2022г. премирование основного персонала школы по итогам работы за год за выполнение муниципального задания осуществляется при условии полного и качественного исполнения учреждением муниципального задания в указанном периоде в соответствии с должностной инструкцией преподавателя и концертмейстера.
Размер премии по итогам работы за год за выполнение муниципального задания определяется на основании достижения установленных показателей премирования основного персонала (Приложение № к Положению) (п.4.7.1).
Согласно п.4.7.2 Положения показатели премирования могут быть изменены по согласованию с Советом школы, не позднее, чем за 1 месяц до начала календарного года, о чем работники уведомляются в установленном порядке.
Вместе с тем, компетенция Совета Учреждения определена п.8.38 устава, согласно которому Совет Учреждения выражает свое мнение в части принятия в Учреждении локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, вопросы организации образовательного процесса, роста профессионального мастерства преподавателей (п.8.38.1); определяет основные направления развития Учреждения, повышения эффективности финансово-экономической деятельности Учреждения, стимулирования труда работников (п.8.38.3).
Таким образом, уставом Учреждения не предусмотрена компетенция Совета Учреждения по согласованию локальных нормативных актов, к которым относится Положение о премировании Учреждения. Исходя из буквального толкования п.4.7.2, последний не соответствует уставу Учреждения.
Суд не находит правовых оснований для признания незаконными указанных истцами п.4.7.1, п.4.7.4 Положения, согласно которому за основу принимается бальная система оценки результативности; п.4.7.5, устанавливающего формулу стоимости 1 балла, а также Приложения №, устанавливающего показатели премирования основного персонала по итогам работы за календарный год за выполнение муниципального задания.
Доводы истцов в данной части суд отклоняет как несостоятельные, поскольку конкретных оснований, по которым данные положения не соответствуют нормам трудового законодательства, истцами не указано, при этом, указанные оспариваемые положения соответствуют уставной деятельности Учреждения, а также муниципальному заданию Учреждения на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (л.д.103-110).
Раздел 4 Положения о премировании от 31.03.2022г. регулирует премирование основного персонала. В соответствие с п.4.3 Положения для формирования премиального фонда стимулирующая часть фонда оплаты труда, оставшаяся после выплаты стимулирующих доплат и надбавок, за месяц распределяется в следующем соотношении: 20% премиальный фонд для выплаты премии за выполнение особо важных и срочных работ (поручений), премии за высокие результаты работы и материальной помощи; 40% премиальный фонд для выплаты ежеквартальной премии за выполнение муниципального задания; 40% премиальный фонд для выплаты годовой премии за выполнение муниципального задания и за интенсивность работы.
Однако, как установлено п.9.1 постановления администрации <Адрес> №, материальная помощь работникам оказывается из средств экономии ФОТ.
Решение об оказании материальной помощи принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника в соответствии с положением об оплате труда работников учреждения и коллективным договором (п.9.2 постановления администрации <Адрес> №).
В соответствии с п.9.1 Положения о системе оплаты труда Учреждения от 03.02.2020г. (л.д.73-80) материальная помощь работникам оказывается из средств экономии ФОТ.
Согласно п.2.15 постановления администрации <Адрес> № базовая и стимулирующая части ФОТ, не израсходованные в предыдущем квартале в порядке, установленном учреждением, образуют экономию ФОТ. Экономия ФОТ распределяется между категориями работников и направляется на стимулирующие, компенсационные и иные выплаты работникам учреждения в соответствии с трудовым законодательством, настоящим Положением, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения, принятыми с учетом мнения представительного органа работников.
Таким образом, включение материальной помощи, не являющейся видом стимулирующих выплат, установленных п.3.2 постановления администрации <Адрес> № (материальная помощь относится к иным выплатам из ФОТ в силу раздела 9 постановления администрации <Адрес> №), в выплату за счет средств премий противоречит приведенным положениям постановления администрации <Адрес> №, Положения о системе оплаты труда Учреждения, является нарушением распределения и расходования стимулирующей части ФОТ.
При этом суд отмечает также, что формирование выплаты материальной помощи производится из средств экономии ФОТ, но формирование материальной помощи как отдельной выплаты из ФОТ подлежит самостоятельному правовому урегулированию, но не включению данной выплаты в нормы, устанавливающие премирование основного персонала.
Доводы истцов о несоответствии ст.191 Трудового кодекса РФ п.4.8.2 Положения о премировании от 31.03.2022г., согласно которому размер премии за интенсивность работы определяется на основании достижения установленных показателей премирования основного персонала (Приложение № к Положению); п.4.8.4 Положения, согласно которому за основу принимается бальная система оценки результативности; п.4.8.5, устанавливающего формулу расчета стоимости 1 балла, а также Приложения №, устанавливающего показатели премирования основного персонала за интенсивность работы, суд находит основанными на неверном толковании норм материального права, при этом, указанные оспариваемые положения полностью соответствуют п.8.9 постановления администрации <Адрес> №, уставной деятельности Учреждения, а также муниципальному заданию Учреждения на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
По этим же основаниям не подлежат удовлетворению исковые требования о признании недействующими п.4.6.1, п.4.6.2, Приложения № к Положению (показатели премирования основного персонала по итогам работы за квартал за выполнение муниципального задания).
Пунктом 1.11 Положения о премировании от 31.03.2022г. установлено, что премии по итогам работы за квартал и год за выполнение муниципального задания выплачиваются работникам по итогам деятельности учреждения за квартал, год при условии полного и качественного исполнения муниципального задания в указанном периоде. При невыполнении учреждением показателей муниципального задания размер премии снижается, что соответствует п.8.12 постановления администрации <Адрес> №.
Согласно п.1.13 Положения о премировании от 31.03.2022г. при наличии фонда оплаты труда по каждой отдельной категории (административно-управленческий, основной персонал, вспомогательный персонал) экономия распределяется среди работников данной категории и может быть направлена на выплату премий по итогам работы за квартал, год при условии: успешного и качественного выполнения планов работ и заданий, качественного и полного выполнения муниципального задания, достижения установленных показателей премирования.
Из системного толкования п.1.11 и п.1.13 Положения о премировании от 31.03.2022г. следует, что п.1.13 устанавливает возможность дополнительной выплаты данного вида премии при наличии экономии фонда оплаты труда. Каких-либо доказательств иного применения п.1.13 Положения сторонами при рассмотрении дела не представлено.
При таких условиях доводы истцов о несоответствии п.1.13 Положения пункту 8.12 постановления администрации <Адрес> № являются несостоятельными, судом отклоняются.
В соответствии с п.2.15 постановления администрации <Адрес> № базовая и стимулирующая части ФОТ, не израсходованные в предыдущем квартале в порядке, установленном учреждением, образуют экономию ФОТ. Экономия ФОТ распределяется между категориями работников и направляется на стимулирующие, компенсационные и иные выплаты работникам учреждения в соответствии с трудовым законодательством, настоящим Положением, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждения, принятыми с учетом мнения представительного органа работников.
Пунктом 2.17 постановления администрации <Адрес> № установлено, что экономия ФОТ категории работников, непосредственно обеспечивающих основную деятельность учреждения (основного персонала), направляется в первую очередь на осуществление стимулирующих и иных выплат работникам данной категории.
Согласно п.6.2 Положения о премировании от 31.03.2022г. экономия по базовой части фонда оплаты труда по каждой категории распределяется в премиальный фонд данной категории. Руководитель перераспределяет средства премиального фонда между должностями внутри разделов штатного расписания.
Из системного анализа приведенных норм суд приходит к выводу, что п.6.2 Положения о премировании от 31.03.2022г. не противоречит п.2.15, п.2.17 постановления администрации <Адрес> №, при этом отсутствие в п.6.2 Положения указания на экономию стимулирующей части ФОТ само по себе не является основанием для признания незаконным и недействующим п.6.2 Положения.
Доводы истцов о том, что пунктом 9.1 Положения о премировании от 31.03.2022г. установлен новый вид денежной выплаты – материальное стимулирование, не предусмотренной постановления администрации <Адрес> №, суд находит ошибочными, основанными не неверном понимании содержания данного пункта Положения.
Так, разделом 9 Положения установлены заключительные положения и согласно п.9.1 источником материального стимулирования сотрудников учреждения является стимулирующая часть фонда оплаты труда, экономия фонда заработной платы, субсидия на выполнение муниципального задания, субсидия на увеличение стимулирующей части ФОТ, средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Вместе с тем, используемое в п.9.1 Положения понятие - материальное стимулирование не является видом денежной выплаты в Учреждении, а лишь закрепляет источники денежного поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, что соответствует положениям ст.191 Трудового кодекса РФ.
В свою очередь, разделом 2 Положения о премировании от 31.03.2022г. предусмотрены виды морального поощрения работников, такие как объявление благодарности, награждение почетной грамотой, представление на награждение работника ведомственными и государственными наградами.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 (паспорт <данные изъяты>), ФИО2 (паспорт <данные изъяты>) к муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования <Адрес> хоровая школа «Хоровая капелла мальчиков» (ИНН 5902292304) удовлетворить в части, признать не подлежащими применению пункт 1.7.2, пункт 4.7.2, абзац 2 пункта 4.3 в части включения в его содержание материальной помощи положения о премировании, моральном стимулировании и оказании материальной помощи муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования <Адрес> хоровая школа «Хоровая капелла мальчиков», утвержденного приказом директора учреждения от 31.03.2022г. №/б.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1, ФИО2 отказать.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>