Судья: Силиванова Г.М. |
дело № 33-20395/2024 УИД 50RS0032-01-2022-000322-66 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 01 июля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Гулиной Е.М.,
судей Мизюлина Е.В., Гордиенко Е.С.,
при ведении протокола помощником судьи Дорошенко Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1061/2023 по иску ФИО3 к Министерству социального развития Московской области, администрации Губернатора Московской области об оспаривании решения, признании права на получение экстренной социальной помощи, обязании издать распоряжение и выплатить экстренную социальную помощь,
по апелляционным жалобам, ФИО3 Министерства социального развития Московской области, администрации Губернатора Московской области на решение Озерского городского суда Московской области от 19 декабря 2023 года,
заслушав доклад судьи Гулиной Е.М.,
объяснения представителей ответчиков,
УСТАНОВИЛА:
ФИО3, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, администрации Губернатора Московской области об оспаривании решения, признании права на получение экстренной социальной помощи, обязании издать распоряжение и выплатить экстренную социальную помощь.
В обоснование требовании указала, что 22.03.2019 ею было подано заявление о предоставлении экстренной социальной помощи семье, попавшей в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения, имущества и одновременно семье, попавшей в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы через МФЦ. Также, помимо заявления по форме, представленной сотрудниками МФЦ, истцом было передано второе аналогичное заявление «О получении экстренной социальной (материальной) помощи» в свободной форме на 4 л. с указанием на повреждение (утрату) имущества в результате пожара, а также на человеческие жертвы в результате пожара - смерти матери истца ФИО6, которая проживала совместно с истцом. 26.03.2019 ответчиком было принято решение об установлении истцу (совместно с членами семьи) «Экстренной социальной помощи» в размере 150 000 рублей, которое она считает незаконным и не обоснованным в части не полной выплаты (назначения) ей экстренной социальной помощи, т.к. мать погибла в результате пожара, что дает ей право на получение экстренной социальной помощи в кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы, что и указано в кассационном определении.
С учетом изложенного просила: признать незаконным решение (уведомление) Министерства социального развития Московской области в лице Озерского управления социальной защиты населения о назначении истцу меры социальной поддержки в размере 150 000 рублей от 26.03.2019 г. № Z40_2019-03-22_3456 в части не выплаты (назначения) экстренной социальной помощи по второму основанию: в связи с кризисной ситуацией, повлекшей за собой человеческие жертвы в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 1.1, ст. 2.1, ст.4.1 Закона Московской области, в размере до 2 000 000 руб.; признать за ней как заявителем и членом семьи умершей матери ФИО6 в результате пожара жилого дома на основании полученных термических ожогов 30-39 % поверхности тела при воздействии источников огня и пламени дома право на получение экстренной социальной помощи в кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы в соответствии с п.2 ч.1 ст. 1.1, ст. 2.1, ст.4.1 в размере до 2 000 000 руб.; обязать Министерство социального развития Московской области назначить и выплатить истцу, в т.ч. в качестве законного представителя несовершеннолетних детей ФИО5 (<данные изъяты> г.р.) и ФИО (22.08.2018г.р.) и иных членов семьи - супруга ФИО1 (<данные изъяты> г.р.) и отца ФИО2 (<данные изъяты> г.р.) - лиц, связанных родством экстренную социальную помощь на основании поданных истцом заявлений от 22.03.2019 г. №Z40_2019-03-22_3456, от 22.03.2019 г. б/н; взыскать с ответчика понесенные судебные расходы, состоящие из государственной пошлины в размере 300 руб. и издержек в виде составления искового заявления в размере 5000 руб.; обязать министерство социального развития населения Московской области произвести выплату экстренной социальной помощи в результате пожара, повлекшего человеческие жертвы на основании размера, установленного Распоряжением (решение) Губернатора Московской области, которое выносится Губернатором на основании 1 пункта. Назначение и выплату экстренной социальной помощи в результате пожара, повлекшего человеческие жертвы – произвести в отношении истца и его отца в равных долях.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.
Представители ответчиков в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Озерского городского суда Московской области от 16 мая 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 19 октября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 03 апреля 2023 года решение Озерского городского суда Московской области от 16 мая 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Озерского городского суда Московской области от 19 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены частично, за истицей признано право на получение экстренной социальной помощи в кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы; на Министерство социального развития Московской области возложена обязанность рассмотреть обращение (заявление) ФИО3 о предоставлении ей экстренной социальной помощи в кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы, в остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить в той части, в которой в удовлетворении заявленных требований отказано, части назначения экстренной социальной помощи не в полном объеме, не выплаты экстренной социальной помощи по 2-му основанию, как незаконное и необоснованное.
В апелляционных жалобах ответчики Министерство социального развития Московской и Администрация Губернатора Московской области просят решение суда первой инстанции отменить в той части, в которой исковые требования удовлетворены.
В заседании судебной коллегии представители ответчиков доводы апелляционных жалоб поддержали, против доводов апелляционной жалобы истца возражали.
Истица в заседание судебной коллегии не явилась, извещалась надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Правоотношения по оказанию экстренной социальной помощи регулируются Законом Московской области от 30.12.2013 №189/2013-03 «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области», а также Порядком оказания экстренной социальной помощи и Перечнем видов доходов, учитываемых в целях оказания экстренной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, утвержденными Постановление Правительства Московской области от 20.07.2015 №585/27.
В соответствии со ст. 2.1. Закона Московской области от 30.12.2013, ( в редакции от 21.06.18г., на момент возникновения правоотношений) получателями экстренной социальной помощи являются:
-семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), - лица, связанные отношениями родства и (или) свойства, являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие место жительства в одном жилом помещении в Московской области, попавшие в кризисную ситуацию, повлекшую за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), являвшегося их постоянным местом жительства; (абз.5)
- семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы, - супруг (супруга), дети, родители, лица, находившиеся на иждивении погибших (умерших) в результате стихийных бедствий, техногенных аварий, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа граждан Российской Федерации, имевших место жительства в Московской области.
Таким образом, применительно к спорным правоотношениям, предусмотрено 2 вида экстренной социальной помощи: в связи с кризисной ситуацией, повлекшей за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), и в связи с кризисной ситуацией, повлекшей за собой человеческие жертвы.
Статья 4.1. Закона Московской области от 30.12.2013 устанавливает размер экстренной социальной помощи лицам, указанным: - в абзаце пятом статьи 2.1 настоящего Закона, - в размере, не превышающем 30000 рублей на каждого члена семьи (ч.2); - в абзацах шестом и седьмом статьи 2.1 Закона, оказывается в размерах, установленных распоряжением Губернатора Московской области и не превышающих 2 000 000 рублей на основании заявления об оказании экстренной социальной помощи и документов, подтверждающих состав семьи и сложившуюся кризисную ситуацию (ч.3).
Согласно подпункту «е» п.2 Порядка получателями экстренной социальной помощи являются:
е) семья, попавшая в кризисную ситуацию, повлекшую за собой человеческие жертвы, - супруг (супруга), дети, родители, лица, находившиеся на иждивении погибших (умерших) в результате стихийных бедствий, техногенных и иных аварий (происшествий), катастроф, террористических актов, пожаров, взрывов бытового газа граждан Российской Федерации, имевших место жительства в Московской области.
Согласно п.4 Порядка в случаях, указанных в подпунктах "б" и "г" пункта 2 настоящего Порядка, заявление может быть подано одним из членов семьи.
То есть при получении экстренной социальной помощи по подпункту «е» п.2 Порядка заявление должно быть подано каждым членом семьи.
Согласно п.5 Порядка решение об оказании экстренной социальной помощи принимается на основании заявления, документов (сведений), указанных в пункте 6, либо 7, либо 8, либо 9 настоящего Порядка, а также на основании следующих документов (сведений): а) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) документа, удостоверяющего личность совершеннолетнего члена семьи заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) свидетельства о браке (о расторжении брака); г) свидетельства о рождении ребенка; д) документа, подтверждающего место жительства в Московской области…е) копии финансового лицевого счета или иного документа, подтверждающего количество лиц, зарегистрированных по месту жительства заявителя, - для лиц, указанных в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящего Порядка; ж) документа, содержащего сведения о реквизитах банка…
Согласно п.7 Порядка к документам, подтверждающим кризисную ситуацию в случае повреждения (утраты) жилого помещения (имущества, находящегося в нем), относятся:
а) справка Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Московской области;
б) акт обследования поврежденного (утраченного) жилого помещения (имущества, находящегося в нем) Комиссии, создаваемой из представителей территориального подразделения Министерства, по решению руководителя территориального подразделения Министерства.
Пункт 9 Порядка предусматривает, что к документам, подтверждающим кризисную ситуацию в случае человеческих жертв, относятся:
а) постановление уполномоченного органа о признании потерпевшим в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации - в случае возбуждения уголовного дела;
б) документы, подтверждающие родство с погибшим (умершим);
в) свидетельство о смерти погибшего (умершего);
г) заключение судебно-медицинской экспертизы о причине смерти или медицинское свидетельство о смерти с указанием причины смерти (в соответствии с п.12 Порядка представляются заявителем в копиях с предъявлением подлинников для сверки или копиях, заверенных в соответствии с законодательством Российской Федерации);
д) документ, подтверждающий место жительства в Московской области погибшего (умершего);
е) документы, подтверждающие произошедшеестихийное бедствие, техногенную аварию, террористический акт, взрыв бытового газа.Согласно п.11 ст.2 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" жалоба на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги - требование заявителя или его законного представителя о восстановлении или защите нарушенных прав или законных интересов заявителя органом, предоставляющим государственную услугу,… государственным или муниципальным служащим либо организациями, предусмотренными частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, или их работниками при получении данным заявителем государственной или муниципальной услуги;
Согласно ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд (далее - суд) в соответствии с их компетенцией.
Указанное означает, что истец, заявляющий требование, должен доказать реальное нарушение его прав, а удовлетворение иска должно быть направлено на восстановление нарушенного права
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.03.2019г. ФИО3 через МФЦ обратилась в Озерское управление социальной защиты населения с заявлением об оказании экстренной социальной помощи, как семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации: в заявлении с датой регистрации 22.03.19г. указано «в результате стихийного бедствия» (т.1л.д.11); в заявлении, на котором дата регистрации отсутствует - «в связи с утратой (повреждением) жилого помещения (частного дома)» (т.1 л.д.12-15).
Согласно выписке из электронного журнала наименование услуги: «экстренная социальная помощь». К заявлению были приложены документы: выписка из домовой книги, паспорт гражданина РФ, свидетельство о заключении брака, справка о доходах, справка о пожаре, справки о составе семьи, свидетельство о рождении детей, свидетельство о смерти, реквизиты счета, фото.
Как следует из материалов дела, ФИО3 и ФИО1 являются родителями несовершеннолетних детей: ФИО5, <данные изъяты> года рождения и ФИО, <данные изъяты> года рождения.
Согласно справкам, выписке из домовой книги ФИО6, ФИО2, ФИО3, ФИО1 и несовершеннолетние ФИО5 и ФИО3 проживали по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Согласно справке отдела надзорной деятельности по г.о Озеры Московской области от 29.01.19г., постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 28.01.19г. в жилом доме произошел пожар.
28.01.2019г. умерла мать ФИО3 (согласно свидетельству о рождении и свидетельству о регистрации брака) - ФИО6, что подтверждается свидетельством о смерти VII-ИК <данные изъяты> от 30.01.2019г. и справкой о смерти от 30.01.19г. (причина смерти: ожог термический 30-39% поверхности тела, воздействие других уточненных источников огня и пламени).
Из материалов дела следует, что решением (уведомлением) Z<данные изъяты> от 26.03.2019 ФИО3 установлена мера социальной поддержки ввиду кризисной ситуации, повлекшей за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем) в размере 150 000 рублей из расчета 30 000 рублей на каждого члена семьи ФИО3 в соответствии с абз. 2 п.2 ст. 4.1 Закона Московской области от 30.12.2013 <данные изъяты> «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области».
Решениями <данные изъяты> от 23.07.2019г., <данные изъяты> от 20.07.19г. ФИО3 установлена мера социальной поддержки: «Единовременная материальная помощь от депутата», по категории «Гражданин, имеющий право на материальную помощь от депутата» в размере 25 000 руб. и 5000 руб.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку решением (уведомлением) Z<данные изъяты> от 26.03.2019 ФИО3 оказана экстренная социальная помощь в связи с кризисной ситуацией, повлекшей за собой повреждение (утрату) жилого помещения (имущества, находящегося в нем) в наивысшем размере (30000*5) и ею не оспаривается. Иных вопросов данное решение не затрагивает, изложенные в решении положения прав истца не нарушают, соответственно, оснований для признания этого решения незаконным не имеется. Принимая во внимание, что семья ФИО3, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума на душу населения, попала в кризисную ситуацию в результате пожара дома, повлекшего за собой утрату жилого помещения и имущества, находящегося в нем, а также последствия в виде человеческой жертвы, а именно, гибель матери истца, суд счел доказанным, что истец имеет право на получение экстренной социальной помощи в кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы, однако, поскольку заявление истца о предоставлении экстренной социальной помощи в кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы, фактически не рассмотрено, на Министерство социального развития МО необходимо возложить обязанность о рассмотрении ее обращения (заявления) о предоставлении данного вида помощи.
В удовлетворении требований об обязании Министерства социального развития Московской области назначить и выплатить испрашиваемую экстренную социальную помощь судом отказано, поскольку в соответствии с п.20 Правил относится к компетенции Губернатора Московской области, учитывая, что Губернатору Московской области на рассмотрение предложения Министерства социального развития Московской области по заявлению истца пакет документов не поступали, решение об отказе в назначении не выносилось, то есть права истца не нарушались, а потому у суда отсутствовали основания для удовлетворения данных требований истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их законными и обоснованными, как соответствующие нормам материального и процессуального права.
Из анализа действующего законодательства следует, что при обращении за оказанием экстренной социальной помощи в кризисной ситуации в случае повреждения (утраты) жилого помещения предоставление свидетельства о смерти погибшего (умершего) не требуется, данный документ предоставляется, если гражданин претендует на помощь при кризисной ситуации в случае человеческих жертв.
Поскольку истец предоставила справку о пожаре, свидетельство о смерти матери, о чем указано в выписке электронного журнала (№<данные изъяты> описи принятых документов), из поданного ею заявления, зарегистрированного ответчиком в установленном порядке (т.1л.д.11), однозначно определить на какой вид экстренной социальной помощи истец претендовала, не представляется возможным (причиной указано «стихийные бедствия»), учитывая требования ст.5.2 ФЗ от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ч.6 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года №1994 «Об утверждении Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления и о внесении изменений в Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения», а также дальнейшее обращение истца в судебные инстанции, суд считает, что волеизъявление истца было направление на получение 2-х видов социальной экстренной помощи.
Статьей 5.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что порядок информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений статьи 6.9 настоящего Федерального закона.
Из части 6 постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года №1994 «Об утверждении Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления и о внесении изменений в Положение о Единой государственной информационной системе социального обеспечения» следует, что участники информирования, указанные в подпункте "в" пункта 3 настоящих Правил (Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, органы государственной власти и органы — местного самоуправления, Уполномоченные на назначение и предоставление мер социальной защиты, организации, предоставляющие меры социальной защиты), обеспечивают. В том числе, предоставление гражданину персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а так же информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты.
Согласно п. 16 Порядка заявление со всеми необходимыми документами (сведениями) подлежит рассмотрению территориальным подразделением Министерства в течение 7 рабочих дней с даты его регистрации в территориальном подразделении Министерства. При необходимости проведения комиссионного обследования, указанного в пункте 14 настоящего Порядка, срок рассмотрения заявления может быть продлен до 25 рабочих дней.
Согласно п.20 Порядка экстренная социальная помощь в кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы, вред здоровью граждан, оказывается по решению Губернатора Московской области в установленных им размерах, в том числе на основании предложений Министерства.
Вопреки доводам жалобы истицы о том, что она обращалась с заявлением единолично, в том числе и от имени отца, ввиду очевидного психологического потрясения, суд не вправе подменять собой и брать на себя функции административного органа, а может лишь рассмотреть вопрос о законности принятого органом решения. Кроме того, ФИО2 не лишен права самостоятельного обращения с заявлением о получении помощи в Министерство социального развития Московской области.
Судебной коллегией отклоняется довод жалобы истца об отказе суда первой инстанции предпринять действия, направленные на пресечение нарушений прав истицы в будущем, поскольку предполагаемое нарушение права в будущем не подлежит защите в судебном порядке, поскольку ответчики не совершили действий (бездействий) нарушающих права истца.
Иные доводы апелляционной жалобы истицы, а также доводы апелляционных жалоб ответчиков, в том числе о том, что ФИО3 не относится к лицам, имеющим право на экстренную социальную помощь в кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, с учетом удовлетворения требований истицы в части обязания рассмотреть обращение (заявление) ФИО3 о предоставлении ей экстренной социальной помощи в кризисной ситуации, повлекшей за собой человеческие жертвы, без указания необходимого к принятию решения, не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана надлежащая оценка представленным доказательствам, спор разрешен с соблюдением требований материального и процессуального законодательства и оснований для отмены решения суда не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Озерского городского суда Московской области от 19 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО3, Министерства социального развития Московской области, Администрации Губернатора Московской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи