Судья Д.А. Хабибрахманов Дело № 33-19251/2016
Учет № 082г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 ноября 2016 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей А.Р. Гаянова и Г.А. Сахиповой,
при секретаре судебного заседания Э.Ф. Мухаметшиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 11 августа 2016 года, которым постановлено:
иск Р.В. Шеваловской к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан об оспаривании решения, удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда России в Пестречинском районе Республики Татарстан восстановить Р.В. Шеваловской как лицу, осуществляющему уход за ребенком инвалидом.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда России в Пестречинском районе Республики Татарстан в пользу Р.В. Шеваловской пенсионные выплаты за март, апрель, мая, июнь, июль 2016 года в размере 27500 (двадцать семь тысяч пятьсот) рублей и в возврат госпошлины 300 (триста) рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика И.А. Косенко в поддержку жалобы, объяснения истца Р.В. Шеваловской, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Р.В. Шеваловская обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан о возложении обязанности выплачивать ежемесячную компенсационную выплату и взыскании задолженности.
В обоснование своих требований истица указала, что она являлась получателем ежемесячной компенсационной выплаты за осуществление ухода за нетрудоспособным лицом в сумме 5 500 рублей, однако решением ответчика от 12 марта 2016 года .... осуществление указанной выплаты было прекращено. С таким решением истица не согласна, считает его незаконным и необоснованным, в связи с чем просит суд возложить на ответчика обязанность по восстановлению указанных выплат и взыскать с последнего задолженность по этим выплатам за период с марта по июль 2016 года в сумме 27 500 рублей.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указывается на отсутствие правовых оснований для выплаты истице спорных ежемесячных компенсационных выплат.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Истица с доводами жалобы не согласилась, считая их необоснованными.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан с 1 января 2013 года были установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы (далее - ежемесячные выплаты) в следующих размерах: а) родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 рублей; б) другим лицам - в размере 1200 рублей.
Во исполнении положений этого Указа Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы» утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт «д» пункта 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.
По смыслу статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.
Из материалов дела следует, что 17 июня 2013 года Р.В. Шеваловская обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан с заявлением о назначении ей как лицу осуществляющему уход за нетрудоспособной ФИО1 ежемесячной компенсационной выплаты.
Решением ответчика от 18 июня 2013 года .... с 1 июня 2013 года Р.В. Шеваловской как лицу осуществляющему уход за ребенком-инвалидом ФИО1 была назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 5 500 рублей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы».
Истица и ФИО2 являются приемными родителями, которым органом опеки и попечительства Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан на основании договоров от 4 июня 2008 года ...., от 1 августа 2011 года ...., от 18 февраля 2013 года ...., от 16 декабря 2013 года .... и от 27 декабря 2014 года .... были переданы на воспитание несовершеннолетние ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9, с выплатой соответствующих денежных вознаграждений, установленных законодательством Республики Татарстан.
Предусмотренные этими договорами обязанности по воспитанию детей истица с ФИО2 исполняют на возмездной основе до настоящего времени, получая предусмотренные договорами денежные вознаграждения.
Решением ответчика от 12 марта 2016 года .... выплата Р.В. Шеваловской ежемесячной компенсационной выплаты как лицу осуществляющему уход за ребенком-инвалидом была прекращена с 1 марта 2016 года.
В ответ на обращения истицы письмами от 4 апреля 2016 года и от 16 мая 2016 года, ответчик разъяснил, что лицо, принявшее на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение, теряет право на получение ежемесячной компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособными лицами.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что вознаграждение приемным родителям относится к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, поэтому осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе в соответствии с заключенным договором о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой трудовой деятельности, в связи с чем Р.В. Шеваловская имеет на получение ежемесячной компенсационной выплаты.
С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации («Опека и попечительство над детьми»). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из положений пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
В данном случае, как следует из письма Министерства образования и науки Республики Татарстан от 21 августа 2016 года .... Р.В. Шеваловская с 1 июля 2008 года получает ежемесячно вознаграждение за выполнение обязанностей приемного родителя с которого уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Перечисление страховых взносов подтверждается также сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, истец, являясь стороной договоров о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, фактически выполняет обязательства по оказанию услуг по воспитанию приемных детей за вознаграждение, то есть выполняет оплачиваемую работу, в связи с чем как работающее лицо не имеет права на получение ежемесячных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы».
При таких обстоятельствах принятое судом первой инстанции решение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований Р.В. Шеваловской в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 11 августа 2016 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Шеваловской Р.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Пестречинском районе Республики Татарстан о возложении обязанности выплачивать ежемесячную компенсационную выплату и взыскании задолженности отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи