Дело № 3а-240/2018
Решение
Именем Российской Федерации
26 декабря 2018 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
судьи Машкиной Н. Ф.,
при секретаре судебного заседания Зеленцовой Н. З.,
с участием прокурора Вострокнутовой В. К.,
представителя административного ответчика Совета депутатов муниципального образования «Пироговское» - Главы муниципального образования «Пироговское» А.А.В., действующего на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя заинтересованного лица Правительства Удмуртской Республики У.Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),
представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики М.С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ),
представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Ш.С.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решение Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от 31 октября 2013 года № 29 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «<данные изъяты>»,
установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, в котором в просит признать недействующим решение Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от 31 октября 2013 года № 29 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «<данные изъяты>» в части включения в границы д. Новая Крестьянка участков, расположенных на землях лесного фонда: в выделе 9 квартала 205, в выделах 16, 20 квартала 218 Подшиваловского участкового лесничества Завьяловского лесничества Удмуртской Республики.
Требования мотивированы тем, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы МО «<данные изъяты>», определенные основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы д. Новая Крестьянка лесных участков, расположенных на землях лесного фонда: в выделе 9 квартала 205, в выделах 16, 20 квартала 218 Подшиваловского участкового лесничества Завьяловского лесничества Удмуртской Республики. При принятии вышеуказанного решения, согласование проекта документа территориального планирования МО «<данные изъяты>», в части включения в границы населенного пункта вышеуказанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не обеспечено. Считает, что указанные нормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства.
В судебном заседании представитель административного ответчика А.А.В. не оспаривал доводы административного искового заявления, против удовлетворения требований не возражал.
Представители заинтересованных лиц Правительства Удмуртской Республики У.Е.В., Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики М.С.А. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Ш.С.А. против удовлетворения заявленных требований не возражали.
В судебное заседание представитель административного истца, представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике» в лице филиала по Удмуртской Республике не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. Согласно поступившего письменного заявления, представитель административного истца просит дело рассмотреть в их отсутствие, на заявленных требованиях настаивает. Суд в порядке части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил дело рассмотреть в отсутствие указанных лиц.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Вострокнутовой В. К., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план сельского поселения является документом территориального планирования муниципальных образований.
Генеральный план утверждается решением представительного органа местного самоуправления с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний (часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) утверждение Генерального плана относится к вопросам местного значения сельского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 1 Устава муниципального образования «Пироговское» (здесь и далее по тексту в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта), муниципальное образование наделено статусом сельского поселения.
Пунктом 20 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Пироговское»к вопросам местного значения муниципального образования относится утверждение генеральных планов.
По вопросам местного значения населением муниципального образования непосредственно и (или) органами местного образования и должностными лицами муниципального образования принимаются муниципальные правовые акты, предусмотренные настоящим Уставом (часть 1 статьи 38 Устава). К муниципальным правовым актам относятся, в том числе решения Совета депутатов муниципального образования (подпункт 2 части 1 статьи 39 Устава).
Решением Совета депутатов муниципального образования «Пироговское» от 31 октября 2013 года № 29 утвержден Генеральный план муниципального образования «Пироговское», которое опубликовано в Собрании муниципальных правовых актов муниципального образвоания «Пироговское» (информационное издание МО «Пироговское) № 27 от 05 ноября 2013 года.
Нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, его вид и форма, порядок опубликования и вступления в силу соответствуют правилам, установленным главой 5 Устава муниципального образования «Пироговское», и в указанной части лицами, участвующими в деле не оспаривается.
На дату рассмотрения настоящего дела в оспариваемой части нормативный правовой акт является действующим.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.Подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого правового акта) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с частью 4 и пунктами 1-3 части 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого правового акта) генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы поселения, городского округа, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы земель лесного фонда.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, городского округа и особенности его согласования регламентированы статьями 24 и 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми проект генерального плана до его утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда.
Из содержания Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 (далее по тексту - Положение № 736), следует, что таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Рослесхоз, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1).
Рослесхоз осуществляет в порядке и пределах, которые определены законодательством Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 данного Положения сфере деятельности (пункт 5.2 Положения № 736).
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» названный орган согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда, установление или изменение видов разрешенного использования земельных участков земель лесного фонда.
Пунктом 5.4.2 Положения № 736 (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого правового акта) установлены полномочия по рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий, а пунктом 5.4.3 Положения - полномочия по рассмотрению схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 18 части 1 Закона Удмуртской Республики от 13 мая 2005 года № 18-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района Удмуртской Республики» населенный пункт – дер. Новая Крестьянка входит в состав муниципального образования «Пироковское».
Решением Собрания депутатов муниципального образования «Пироговское» от 31 октября 2013 года № 29 утвержден Генеральный план муниципального образования сельское поселение «Пироговское», которым установлены границы населенного пункта – д. Новая Крестьянка.
Таким образом, в силу действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта законодательства, проект Генерального плана муниципального образования «Пироговское», которым установлены границы населенного пункта – д. Новая Крестьянка, предусматривающий включение лесных участков земель лесного фонда в границы этого сельского поселения, мог быть утвержден Собранием депутатов муниципального образования «Пироговское» только при соблюдении процедуры его согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства.
При рассмотрении дела установлено, что по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы муниципального образования «Пироговское», определенных оспариваемым нормативным правовым актом, выявлено включение в границы сельского поселения (д. Новая Крестьянка) лесных участков, находившегося в федеральной собственности и расположенных на землях лесного фонда Подшиваловского участкового лесничества Завьяловского лесничества Удмуртской Республики (выдел 9 квартал 205, выдел 16 и 20 квартала 218).
Право собственности Российской Федерации на указанные участки лесного фонда подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 24 июня 2013 года.
Перевод земель лесного фонда в земли других категорий в установленном порядке, не осуществлялся, в связи с чем, вопрос о включении лесных участков в земли населенного пункта должен решаться с согласия Федерального агентства лесного хозяйства.
Между тем, как следует из обстоятельств дела, проект Генерального плана муниципального образования «Пироговское» с Федеральным агентством лесного хозяйства согласован не был, на согласование не представлялся, что повлекло несоблюдение установленного градостроительным законодательством условия о согласовании проекта генерального плана в части включения лесных участков в границы сельского поселения.
Установленные обстоятельства свидетельствует о наличии безусловных и достаточных оснований для признания незаконным оспариваемого нормативного правового акта в указанной части, поскольку они привели к существенному нарушению порядка принятия и утверждения указанного документа, повлиявшему на законность принятия оспариваемого нормативного правового акта, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт до вынесения настоящего решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и юридических лиц, суд приходит к выводу о признании его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решение Совета депутатов муниципального образования «Пироговское» от 31 октября 2013 года № 29 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «<данные изъяты>» удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов муниципального образования «Пироговское» от 31 октября 2013 года № 29 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования «<данные изъяты>» в части включения в границы д. Новая Крестьянка участков, расположенных на землях лесного фонда: в выделе 9 квартала 205, в выделах 16, 20 квартала 218 Подшиваловского участкового лесничества Завьяловского лесничества Удмуртской Республики.
Возложить обязанность на Совет депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда на официальном портале Муниципального образования «Пироговское» в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 09 января 2019 года.
Судья Н. Ф. Машкина