Решение по делу № 2-842/2018 от 10.04.2018

Дело № 2-842/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июня 2018 г.                                      г. Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Бойко З.А., при секретаре Байдиной <данные изъяты> участием помощника прокурора Карпова <данные изъяты>., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, муниципального образования <адрес> и неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Харахады <данные изъяты>, о признании недействительными постановления Администрации <адрес>, свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, исключении записи из ЕГРП о регистрации права собственности на земельный участок, -

                                                    УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, действуя в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, муниципального образования <адрес> и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации <адрес> Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Харахады <данные изъяты>, в котором просит признать недействительным пункт 9 Приложения Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в собственность гражданам в порядке завершения оформления прав на земельные участки», которым в собственность Харахады <данные изъяты> <данные изъяты> передан земельный участок, площадью 701 кв.м., кадастровый , расположенный по <адрес>, Республики Крым; исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности за Харахады <данные изъяты> <данные изъяты> на указанный земельный участок; признать недействительным свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок, выданное на имя Харахады <данные изъяты>; обязать Харахады <данные изъяты> передать по акту приема-передачи спорный земельный участок в земли муниципальной собственности в лице Администрации <адрес> Республики Крым; признать право собственности на указанный земельный участок за муниципальным образованием городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации <адрес>.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка законности выделения и использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации <адрес> поступило заявление Харахады <данные изъяты> в порядке оформления прав на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 0,0701 га, кадастровый на основании Решения 59 сессии 5 созыва Берегового сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно предоставленной Харахады <данные изъяты>. в Администрацию <адрес> Республики Крым выписки из Решения 59 сессии 5 созыва Берегового сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ Харахаде <данные изъяты> разрешено составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 700,59 кв.м. по адресу: АР Крым, <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок), категория земель: земли жилой и общественной застройки, за счет земель непереданных в собственность или постоянное пользование в границах <адрес>, из земель коммунальной собственности. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в собственность гражданам в порядке завершения оформления прав на земельные участки» Харахаде <данные изъяты> в собственность предоставлен в порядке завершения оформления прав земельный участок площадью 0,0701 га, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , для строительства и обслуживания жилого дома, вид разрешенного использования земельного участка - малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство: размещение дачных домов и садовых домов), код 2.1. Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановления Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ » внесены изменения в Постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вместо слов «малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство: размещение дачных домов и садовых домов), код 2.1. на «для индивидуального жилищного строительства, код 2.1». На основании указанного постановления Администрации <адрес> за Харахады <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 701 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> за . Предоставление в собственность земельного участка Харахаде <данные изъяты>. противоречит требованиям законодательства, поскольку в выписке из решения 59 сессии 6 созыва Берегового сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ указаны недостоверные сведения о даче Харахаде <данные изъяты> разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: <адрес>. Так, приговором Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу Щукина <данные изъяты> осуждена за совершение преступлений, в том числе по ч. 1 ст. 330 УК РФ - по эпизоду незаконного отчуждения земельного участка в пользу Харахады <данные изъяты>., по ч. 2 ст. 327 УК РФ - по эпизоду подделки документа в отношении незаконного отчуждения земельного участка в пользу Харахады <данные изъяты>. В связи с вышеизложенным прокурор <адрес> обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании помощник прокурора Карпов <данные изъяты>. заявленные требования поддержала в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям и имеющимся в деле доказательствам.

Представитель Администрации <адрес> Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии, исковые требования признал в полном объеме.

Ответчик Харахады <данные изъяты> в судебное заседание не явилась, представила суду заявление, в котором просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.

От представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в суд поступили письменные возражения с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд, выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина и человека – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

В соответствии со статьями 12, 56, 57 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. При этом доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.

В соответствии со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как усматривается из материалов дела, приговором Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу Щукина <данные изъяты> осуждена за совершение преступлений, в том числе по ч. 1 ст. 330 УК РФ - по эпизоду незаконного отчуждения земельного участка в пользу Харахады <данные изъяты>., по ч. 2 ст. 327 УК РФ - по эпизоду подделки документа в отношении незаконного отчуждения земельного участка в пользу Харахады <данные изъяты>

В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Так, указанным приговором суда установлено, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к Щукиной <данные изъяты>. обратилась Харахады <данные изъяты>., с целью получения в собственность земельного участка в <адрес> Республики Крым. Щукина <данные изъяты>., имея свободный доступ к официальным документом Берегового сельского совета, в том числе к сессионным материалам, печати и штампу Берегового сельского совета, книге регистрации входящей корреспонденции, которые в совокупности своей давали возможность беспрепятственно внести ложные сведения в решение сессии Берегового сельского совета, действуя умышленно, осознавая противоправность своих действий, достоверно зная о предусмотренном законом порядке выделения гражданам земельных участков, решила совершить самоуправные действия по предоставлению Харахады <данные изъяты> земельного участка в <адрес>. Щукина <данные изъяты>., реализуя свой преступный умысел, сообщила Харахады <данные изъяты>. о возможности внесения ложных сведений в решение сессии Берегового сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ и выдачи ей выписки из данного решения, на основании которой возможно получение в собственность земельного участка. Преследуя цель получения в собственность земельного участка в <адрес>, Харахады <данные изъяты>. предоставила Щукиной <данные изъяты> соответствующее заявление о выделении земельного участка.

Щукина <данные изъяты> реализуя преступный умысел, направленный на противоправное изъятие земельного участка из собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, желая придать правомерность полученному заявлению от Харахады <данные изъяты>., которое должно было поступить до проведения заседания сессии Берегового сельского совета ДД.ММ.ГГГГ, используя находящийся у нее в распоряжении штамп регистрации входящих документов Берегового сельского совета, на заявлении Харахады <данные изъяты>. незаконно проставила оттиск штампа регистрации входящих документов Берегового сельского совета, а также указала регистрацию заявления под от ДД.ММ.ГГГГ. Продолжая свои действия, направленные на придание правомерности полученного заявления от Харахады <данные изъяты>., путем регистрации его в прошедшем времени, Щукина <данные изъяты>. в журнале регистрации входящей корреспонденции 02-ДД.ММ.ГГГГ Берегового сельского совета, в регистрации под от ДД.ММ.ГГГГ корректором зачеркнула фамилию лица, ранее подавшего заявление, а поверх нее вписала заявление Харахады <данные изъяты> о выделении земельного участка. В дальнейшем, продолжая реализовывать свой преступный умысел, Щукина <данные изъяты>. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь в помещении МКУ «Береговая сельская администрация Администрации <адрес> Республики Крым» по адресу: <адрес>, на рабочем компьютере внесла ложные сведения в приложение к решению 59 сессии 6 созыва Берегового сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ , указав о даче разрешения Харахады <данные изъяты> на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 700,59 м.кв. по адресу: АР Крым, <адрес>. После чего, используя служебный компьютер, Щукина <данные изъяты>. распечатала заведомо подложную выписку из решения 59 сессии 6 созыва Берегового сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ , в которой указала недостоверные сведения о даче Харахады <данные изъяты>. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: <адрес>, подписала ее от имени секретаря Берегового сельского совета и заверила свою подпись печатью «Береговой сельский совет», придав тем самым данной выписке статус официального документа. Указанную заведомо подложную выписку из решения 59 сессии 6 созыва Берегового сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ Щукина <данные изъяты> передала Харахады <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Харахады <данные изъяты>. предоставила указанную выписку из решения 59 сессии 6 созыва Берегового сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ в числе иных документов в Администрацию <адрес> Республики Крым с заявлением о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность в порядке завершения оформления права собственности. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> Республики Крым постановлением Харахады <данные изъяты>. предоставлен указанный земельный участок в собственность в порядке завершения оформления права собственности. В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ Харахады <данные изъяты> обратилась в Феодосийский отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для регистрации права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>. На основании поданных документов, в Единый государственный реестр была внесена запись о регистрации права собственности на земельный участок площадью 700,59 м.кв., расположенный по адресу: <адрес>.

Таким образом, в результате умышленных самоуправных действий Щукиной <данные изъяты>., из собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым незаконно отчужден земельный участок площадью 700,59 м.кв., расположенный по адресу: <адрес>.

На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой <адрес> имеет особый статус.

Согласно части 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.

В соответствии с пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Положениями пункта «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Полномочия органа государственной власти Республики Крым в сфере земельных отношений определены, в том числе частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ, которой установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования, в том числе земельных отношений, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым PK от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона -ЗРК, право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона, на территории Республики Крым у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.

В соответствии со статьей 13 Закона PK от ДД.ММ.ГГГГ, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ и действовавших на эту дату.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

В соответствии с положениями Федерального конституционного Закона -ФКЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», статьями 3 и 13 Закона PK, постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).

Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона -ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона PK.

Согласно пункту 2 Порядка, переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - подлежащие переоформлению права).

    Наделение органов местного самоуправления распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления, предусматривает обязательный характер принятых ими решений для лиц, в отношении которых они вынесены.                                    Органы местного самоуправления, принимая правовые акты, которыми регулируются правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, выступают гарантом стабильности общественных отношений между самими органами и гражданами.

    В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, договоры и другие сделки.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

Таким образом, учитывая выше изложенные обстоятельства, суд полагает требования прокурора о признании недействительным пункта 9 Приложения Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в собственность гражданам в порядке завершения оформления прав на земельные участки», которым в собственность Харахады <данные изъяты> передан земельный участок, площадью 701 кв.м., кадастровый , расположенный по <адрес>, Республики Крым, и обязательстве ответчика передать указанный земельный участок по акту приема-передачи в земли муниципальной собственности в лице Администрации <адрес> Республики Крым, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действующей в период регистрации прав ответчика) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе, являлись акты, изданные органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством.

В пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Таким образом, учитывая, что ответчиком право собственности на спорный земельный участок приобретено на основании незаконного постановления Администрации <адрес>, следует исключить запись о регистрации права собственности на спорный земельный участок за Харахады <данные изъяты> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что, в свою очередь, будет являться основанием для аннулирования свидетельства о государственной регистрации права.

Таким образом, суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, полагает исковые требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, -

                               РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, муниципального образования <адрес> и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать недействительным пункт 9 Приложения Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельных участков в собственность гражданам в порядке завершения оформления прав на земельные участки», которым в собственность Харахады <данные изъяты> передан земельный участок, площадью 701 кв.м., кадастровый , расположенный по <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права собственности за Харахады <данные изъяты> на земельный участок площадью 701 кв.м., кадастровый , расположенный по <адрес>.

Признать недействительным свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество — земельный участок площадью 701 кв.м., кадастровый , расположенный по <адрес>, на имя Харахады <данные изъяты>.

Обязать Харахады <данные изъяты> передать по акту приема-передачи земельный участок площадью 701 кв.м., кадастровый , расположенный по <адрес>, в земли муниципальной собственности в лице Администрации <адрес> Республики Крым.

Признать право собственности за муниципальным образованием городской округ Феодосия Республики Крым в лице Администрации <адрес> на земельный участок площадью 701 кв.м., кадастровый , расположенный по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья            /подпись/             З.А.Бойко

2-842/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Феодосии
Ответчики
Администрация г. Феодосии
Харахады Д.И.
Госкомрегистр РК
Суд
Феодосийский городской суд Республики Крым
Судья
Бойко Зоя Александровна
Дело на странице суда
feodosiya.krm.sudrf.ru
10.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2018Передача материалов судье
11.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.04.2018Предварительное судебное заседание
21.05.2018Судебное заседание
04.06.2018Судебное заседание
06.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее