Дело (УИД) 29RS0026-01-2019-001609-07
Производство №2а-33/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Холмогоры
6 февраля 2020 года
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Поддубняк Г.А.
при секретаре Ворониной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры 6 февраля 2020 года административное дело по административному иску министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Холмогорскому району Управления ФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Рынцевой Н.С. об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП,
у с т а н о в и л:
министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в лице представителя по доверенности Макарова А.В. обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Холмогорскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Рынцевой Н.С. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлениями от 12.09.2019 года по исполнительным производства №-ИП.
В обоснование заявленных требований указывается, что решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 28 августа 2018 года удовлетворены требования прокурора Холмогорского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», об обязании ликвидировать несанкционированные свалки, находящиеся на территории Холмогорского района Архангельской области.
Министерство полагает, что в неисполнении решения отсутствует его вина, поскольку полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов реализуется посредством функций по принятию соответствующих правовых актов, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 13.10.2015 №26-П. На данный момент полномочие по организации сбора, вывоза и утилизации отходов передано министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.
Из указанного следует, что понятие «организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов» не подразумевает ликвидацию несанкционированных свалок. В то же время, министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области не наделено полномочиями по осуществлению прав и обязанностей собственника от Архангельской области или Российской Федерации в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности или собственности субъекта, следовательно, ликвидация несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, не является обязанностью министерства.
С целью организации, сбора, вывоза и утилизации отходов на территории Архангельской области министерством разработана региональная программа в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе, с твердыми коммунальными отходами в Архангельской области, которая утверждена Постановлением Правительства Архангельской области от 12.12.2017 №556-пп; подписано Соглашение от 05.04.2018 г. об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области, разработан региональный проект «Экология Архангельской области», разработана территориальная схема обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области, которая утверждена Постановлением Правительства Архангельской области от 11.04.2017 №144-пп «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области». Также на данный момент министерством заключено соглашение с региональным оператором ООО «ЭкоИнтегратор» от 29.10.2019. Поэтому считает, что министерством предприняты все меры для исполнения решения суда.
Просит освободить министерство от уплаты исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Холмогорскому району Рынцевой Н.С. о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП.
Определением Холмогорского районного суда Архангельской области от 10 января 2020 года, административное исковое заявление министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Холмогорскому району Управления ФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Рынцевой Н.С. об освобождении от уплаты исполнительского сбора, передано для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства (л.д.60-61).
В суд представитель истца – министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, согласно представленного письменного отзыва, иск не признал (л.д.38).
Ответчик - судебный пристав – исполнитель Отдела судебных приставов по Холмогорскому району Управления Федеральной Службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Рынцева Н.С. – в суд не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель третьего лица – помощник прокурора Холмогорского района Архангельской области Рудакова Э.С. – иск не признала.
Представители третьих лиц – Администрации МО «Холмогорский муниципальный район», Администрации МО «Матигорское», Администрации МО «Светлозерское» - в суд не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счёл возможным рассмотреть дело пи данной явке.
Заслушав объяснения представителя третьего лица – помощника прокурора Холмогорского района Рудакову Э.С., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 и части 3 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Судом установлено, что решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 23 августа 2018 года удовлетворен иск прокурора Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц: на Министерство природных ресурсов лесопромышленного комплекса Архангельской области и администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные на территории Холмогорского муниципального района Архангельской области:
-Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование «Матигорское», справа от дороги, ведущей от трассы М-8 в деревне Горка (Копачево), на расстоянии около 50 метров западнее дома № 1 в деревне Горка, географические координаты: широта 63°903558, долгота 41°611798, свалка расположена в границах земельного участка с кадастровым номером 29:19:070601:84, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения;
- Архангельская область, Холмогорский район, вблизи дороги, ведущей от трассы М-8 в деревне Канзово муниципального образования «Матигорское» (на отвороте от дороги в деревню Зелёный Городок муниципального образования «Ракульское»), географические координаты: широта 63°846508, долгота 41°597464, свалка расположена в границах земельного участка, находящегося в кадастровом квартале с номером 29:19:070601, категория земель – земли лесного фонда;
- Архангельская область, Холмогорский район, деревня Копачёво, муниципального образования «Матигорское», на склоне берега реки Северная Двина в границах водоохраной зоны, географические координаты: широта 63°956763, долгота 41°704777, свалка расположена в границах земельного участка, находящегося в кадастровом квартале 29:19:070701, категория земель – земли населённых пунктов;
- Архангельская область, Холмогорский район, деревня Ичково, на расстоянии около 70 метров южнее дома № 2, свалка расположена в границах земельного участка, находящегося в кадастровом квартале 29:19:073701, категория земель – земли населённых пунктов;
-Архангельская область, Холмогорский район, на расстоянии около 300 метров от деревни Берёзы по дороге в сторону переправы на пос. Усть-Пинега через реку Северная Двина, вправо в лесном массиве по лесной дороге, свалка расположена в границах земельного участка, находящегося в кадастровом квартале 29:19:102002, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения;
- Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование «Светлозерское», в 400 метрах от посёлка Светлый (свалка древесных отходов), географические координаты: широта 64°040804, долгота 42°710643; широта 64°039343, долгота 42°713830; широта 64°038310, долгота 42°708980; широта 64°039348, долгота 42°707210, свалка расположена в границах земельного участка, находящегося в кадастровом квартале 29:19:180201, категория земель – земли лесного фонда.
Решение вступило в законную силу 25 сентября 2018 года.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Холмогорскому району Драчёвой О.К. от 07.05.2019 г. на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ. возбуждено исполнительное производство №-ИП, в отношении должника – министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (л.д.44).
Должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; установлен срок для исполнения требований исполнительного документа.
Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
12.09.2019 года составлен акт совершения исполнительских действий, согласно которому по состоянию на 12.09.2019 г. решение суда не исполнено (л.д.48).
Полагая, что должник министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области без уважительных причин не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный ему в соответствии с частями 11, 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» для добровольного исполнения, 12 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Холмогорскому району Рынцевой Н.С. вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.49).
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 год №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника. Вместе с тем, из материалов дела не усматривается, что должником подобные меры предпринимались.
Согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания наличия причин освобождения от уплаты исполнительского сбора (степени вины, имущественного положения и иных существенных обстоятельств) возлагается на истца, то есть должника в исполнительном производстве.
Из Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П следует, должник должен надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Должником не было доказано, что им были приняты возможные меры для исполнения судебного акта в установленный срок в добровольном порядке, что не позволяет освободить его от уплаты исполнительского сбора, представляющего собой санкцию штрафного характера, как меру его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным правонарушением в процессе исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, установленные по делу обстоятельства в совокупности не дают основания для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
Размер исполнительского сбора установлен ч.3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», поэтому у судебного пристава-исполнителя Рынцевой Н.С. оснований для установления иного размера исполнительского сбора, не имелось.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Холмогорскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Рынцевой Н.С. об освобождении от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Холмогорскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Рынцевой Н.С. о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в рамках исполнительного производства №-ИП, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Холмогорский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Г.А. Поддубняк
Мотивированное решение вынесено 11 февраля 2020 года.