Дело № 2а-91/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 января 2018 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Моховиковой Ю.Н.,
при секретаре Пацира М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Третьякова Николая Алексеевича к Призывной комиссии Ужурского района Красноярского края, Военному комиссариату Красноярского края об оспаривании решения и действий,
У С Т А Н О В И Л:
Третьяков Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии Ужурского района Красноярского края, Военному комиссариату Красноярского края об оспаривании решения и действий, мотивируя свои требования следующим. 09 октября 2017 года в отношении административного истца призывной комиссией Ужурского района Красноярского края принято решение о призыве на военную службу. Считает, данное решение призывной комиссии, а также действия военного комиссариата Ужурского района Красноярского края по выдаче повестки, обязывающей его прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы незаконными по следующим основаниям. Пунктом 2 Распоряжения Губернатора Красноярского края от 22 сентября 2017 года № 560-РГ «Об организации призыва граждан 1990-1999 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре-декабре 2017 года» и Приложением 2 к данному Распоряжению по представлению военного комиссара Красноярского края от 30 августа 2017 года № 1/1270 была создана призывная комиссия Ужурского района Красноярского края. В силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывные комиссии создаются только при наличии представления военного комиссара. До 2010 года, согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», призывные комиссии создавались по представлению военного комиссара субъекта РФ. В 2010 году в указанную норму были внесены изменения, согласно которым представление о создании призывных комиссий вносит военный комиссар, то есть законодатель исключил слова «субъекта РФ», тем самым изъяв из компетенции военного комиссара субъекта РФ полномочие по внесению представления о создании призывных комиссий. Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 года № 1609 утверждено Положение «О военных комиссариатах». В силу п. 9 данного Положения в структуру военного комиссариата субъекта РФ входят военные комиссариаты муниципальных образований. Исходя из п. 9 и 21 Положения военные комиссариаты по муниципальным образованиям возглавляют военные комиссары муниципальных образований. Таким образом, Положением разведены должности военного комиссара субъекта РФ и военного комиссара по муниципальным образованиям. Статья 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что именно военные комиссариаты муниципальных образований как структурные подразделения военного комиссариата субъекта РФ организуют призыв граждан. Так как организация призыва включает в себя формирование призывных комиссий, внесение представления о формировании таких комиссий военным комиссаром должно считаться составной частью организации призыва. Поскольку обязанность организации призыва лежит на структурных подразделениях, именно они обязаны вносить представление о формировании призывных комиссий. От имени структурного подразделения (военного комиссариата муниципального образования), согласно Положению, выступает глава такого подразделения - военный комиссар по соответствующему муниципальному образованию. Военные комиссары по муниципальным образованиям обязаны вносить высшему должностному лицу субъекта РФ представления о создании призывных комиссий. Таким образом, военный комиссар по смыслу ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» понимается не как военный комиссар субъекта РФ, а как военный комиссар по муниципальному образованию. Третьяков Н.А. считает, что представления о создании призывных комиссий на территории Красноярского края должны были быть внесены Губернатору Красноярского края военными комиссарами по муниципальным образованиям. Вместе с тем, из пункта 2 Распоряжения Губернатора Красноярского края от 22 сентября 2017 года № 560-РГ «Об организации призыва граждан 1990-1999 годов рождения на военную службу и направлении на альтернативную гражданскую службу в октябре-декабре 2017 года» следует, что призывная комиссия по Ужурскому району была создана Губернатором Красноярского края на основании представления военного комиссара Красноярского края, что не соответствует порядку внесения представлений, предусмотренному Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Решение о призыве административного истца на военную службу принято призывной комиссией, созданной с нарушением порядка ее формирования, а потому решение данной призывной комиссии, а также действия военного комиссариата Ужурского района Красноярского края по выдаче повестки, обязывающей административного истца прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы, являются незаконными. Третьяков Н.А. просит признать решение призывной комиссии Ужурского района Красноярского края от 09 октября 2017 года о призыве его на военную службу незаконным, а также признать незаконными действия военного комиссариата Ужурского района Красноярского края по выдаче повестки, обязывающей его прибыть на сборный пункт для отправки к месту прохождения военной службы 24 ноября 2017 года.
Административный истец Третьяков Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении административные исковые требования поддержал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители административных ответчиков Призывной комиссии Ужурского района Красноярского края, Военного комиссариата Красноярского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела, извещены надлежащим образом.
Оценив доводы административного иска, исследовав обстоятельства и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 и 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каким в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в частности явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с п. 4, 9 и пп. 20 и 21 п. 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 года № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. В структуру военных комиссариатов входят командование, основные подразделения, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований, подразделения обеспечения и центры (отделы) социального обеспечения. Основными задачами военных комиссариатов являются организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования; проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (военно-медицинских учреждений) мероприятий: по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы; по контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с медицинским заключением об их годности к военной службе; по медицинскому освидетельствованию граждан, не проходящих военную службу и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военные образовательные организации; иных мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
В силу п. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п. 7 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
В силу ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, в том числе при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно п. 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Судом установлено, что Третьяков Николай Алексеевич принят на воинский учет Отделом Военного комиссариата Ужурского района 20 января 2016 года.
В соответствии с выпиской из протокола № от 09 октября 2017 года Третьяков Н.А. имеет категорию годности при ППГВУ: А. Согласно расписания болезней требований к состоянию здоровья граждан, при призыве граждан на военную службу постановления правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе» - годен к военной службе «А».
Таким образом, 09 октября 2017 года по результатам медицинского освидетельствования, на основании заключений врачей-специалистов, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, вынес итоговое заключение об установлении Третьякову Н.А. категорию годности к военной службе «А», что подтверждается записью в учетной карте призывника Третьякова Н.А.
09 октября 2017 года Призывной комиссией Ужурского района Красноярского края вынесено решение - призвать Третьякова Н.А. на военную службу. 20 октября 2017 года Третьякову Н.А. выдана повестка для отправки к месту прохождения военной службы на 24 ноября 2017 года.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Призывная комиссия муниципального образования является коллегиальным, межведомственным органом, не являющимся юридическим лицом, имеющим властные полномочия и создаваемым на основании Указа Губернатора субъекта РФ.
Распоряжением Губернатора Красноярского края от 22.09.2017 года № 560-рг по представлению военного комиссара Красноярского края от 30.08.2017 № 1/1270 созданы призывные комиссии для осуществления призыва граждан 1990-1999 годов рождения на военную службу и направления на альтернативную гражданскую службу в октябре-декабре 2017 года в городских округах и муниципальных районах Красноярского края и утверждены их составы, в том числе утвержден состав призывной комиссии Ужурского района Красноярского края.
Требования Третьякова Н.А. о признании незаконным решения призывной комиссии Ужурского района Красноярского края о призыве его на военную службу от 09 октября 2017 года основаны на отсутствие полномочий призывной комиссии, созданной с нарушением порядка её формирования, поскольку представление о её создании должно вноситься военным комиссаром муниципального образования. Вместе с тем, Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 07.12.2012 года № 1609, определены основные принципы создания военных комиссариатов, их подчинённость, задачи и порядок обеспечения деятельности, порядок взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Пунктами 2, 4, 5, 6 и 9 данного Положения установлено, что военный комиссариат создаётся в субъекте Российской Федерации в целях, в том числе и обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности. Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. Их создание, реорганизация и ликвидация осуществляется в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации. Военные комиссариаты являются юридическими лицами. В структуру военных комиссариатов входят, в том числе военные комиссариаты муниципальных образований.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц Федеральное казанное учреждение «Военный комиссариат Красноярского края» поставлено на учет в качестве юридического лица 30 декабря 1990 года, основным видом его деятельности является деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности, его структурным подразделением является, в том числе Военный комиссариат Ужурского района Красноярского края.
Таким образом, учитывая, что Военный комиссариат Красноярского края является юридическим лицом, территориальным органом Министерства обороны Российской Федерации, входящим в состав военных округов и осуществляющим полномочия в соответствии с Положением о военных комиссариатах, принимая во внимание, что военные комиссариаты муниципальных образований не являются юридическими лицами, а входят в состав Военного комиссариата Красноярского края, а потому именно военный комиссар Красноярского края вносит представление Губернатору Красноярского края о создании призывных комиссий для осуществления призыва граждан.
Доводы административного истца о том, что в нарушение п. 1 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» представление о создании призывных комиссий на территории Красноярского края вынесено военным комиссаром Красноярского края, а не военным комиссаром по муниципальному образованию, что указывает на незаконность решения Призывной комиссии Ужурского района Красноярского края и действий военного комиссариата Ужурского района Красноярского края по выдаче повестки, обязывающей прибыть для отправки к месту прохождения военной службы, суд находит несостоятельными, поскольку данные доводы основаны на неправильном толковании нормативных актов, регулирующих деятельность территориальных органов Министерства обороны РФ и их структурных подразделений, в том числе по проведению возложенных на них мероприятий по призыву граждан на военную службу.
Таким образом, решение о призыве Третьякова Н.А. на военную службу и выдача военным комиссариатам Ужурского района Красноярского края повестки, обязывающей прибыть для отправки к месту прохождения военной службы, приняты уполномоченными органами в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, порядок формирования призывной комиссии для осуществления призыва граждан на военную службу соблюден и выполнен уполномоченными должностными лицами, в установленные сроки, а потому оснований для признания решения призывной комиссии о призыве Третьякова Н.А. на военную службу и выдачи военным комиссариатам Ужурского района Красноярского края повестки, обязывающей прибыть для отправки к месту прохождения военной службы, незаконными не имеется.
Административным истцом не приведены доводы о нарушении каких-либо прав и свобод, за защитой которых он обратился в суд и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства. Вместе с тем, нарушение прав административного истца является обязательным условием для удовлетворения административного искового заявления и в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Исследовав все имеющиеся в деле материалы, судом не установлено нарушение прав административного истца действиями административных ответчиков, а потому отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Третьяковым Н.А. административных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Третьякову Николаю Алексеевичу в удовлетворении административных исковых требований кПризывной комиссии Ужурского района Красноярского края, Военному комиссариату Красноярского края об оспаривании решения и действий, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ужурский районный суд Красноярского края.
Решение в окончательной форме составлено и подписано 20 января 2018 года
Председательствующий Ю.Н. Моховикова