Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-3931/2019
Судья Ермолаева Т.П.
УИД: 21RS0023-01-2019-002403-21
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 сентября 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Шац А.А. к администрации г. Чебоксары, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики об истребовании документов, о признании действий по переносу сроков капитального ремонта общего имущества собственников помещений многоквартирного дома незаконными и о возложении обязанности предоставить документы капитального ремонта для актуализации Республиканской программы капитального ремонта с новыми сроками, поступившее по апелляционной жалобе Шаца А.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Шац А.А. обратился в суд с иском администрации г. Чебоксары, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики с требованиями:
- об истребовании у администрации г. Чебоксары ежегодных сведений и предложений по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, находящихся на территории г. Чебоксары, для подготовки актуализации Республиканской программы и краткосрочных планов, направленных в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, мониторингов Госжилинспекции Чувашской Республики, протоколов общих собраний собственников о переносе сроков капитального ремонта за 2016-2018 годы;
- о признании незаконными действий администрации г. Чебоксары по переносу сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <......> на более поздний срок с 2020 года на 2028 год, с 2030 года на 2043 год;
- о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности для актуализации Республиканской программы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики в 2014-2043 годы в срок до 1 июля 2019 года предоставить в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики документы капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <......> со следующими сроками: в 2020 году - по крыше МКД и по системе отопления (установке общедомовых узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов); в 2030 году - по наружной отделке (фасад) и по фундаменту; в 2043 году - по системе электроснабжения и газоснабжения;
- о возложении на администрацию г. Чебоксары обязанности для актуализации краткосрочного плана капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики в 2018-2020 годах в срок до 01 июля 2019 года предоставить в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики документы капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <......> со следующими сроками: в 2020 году - по крыше МКД и по системе отопления (установке общедомовых узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов).
Требования мотивированы тем, что истец Шац А.А. является собственником квартиры № <......> в доме № <......> по ул. <......>. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики
№ 77 от 14.03.2014 названный дом включен в Республиканскую программу
капитального ремонта на 2014 - 2043 годы с проведением следующих работ: в 2014 году: по системам электроснабжения, газоснабжения, холодного водоснабжения; горячего водоснабжения, канализации и водоотведения; вентиляции, по подвальным помещениям; в 2020 году: по крыше МКД, по системе отопления (установке общедомовых узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов); в 2030 году: по наружной отделке (фасаду), по фундаментам; в 2043 году: по системам электроснабжения, газоснабжения. В 2014-2015 годах были выполнены работы по капитальному ремонту систем холодного и горячего водоснабжения, системе канализации, электроснабжению, газоснабжению. В конце 2017 года, указывает истец, он узнал, что в Региональную программу были внесены изменения, связанные со сроками проведения работ: сроки по ремонту крыши дома и ремонту системы отопления (установка общедомовых узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов) с 2020 года перенесены на 2028 год; по утеплению и ремонту фасада, ремонту фундаментов с 2030 года - на 2039 год, а такие работы, как ремонт системы вентиляции и ремонт подвальных помещений - исключены. По вопросу изменения сроков в январе 2018 года он обращался в МБУ «Управление жилищным фондом г. Чебоксары», Некоммерческую организацию «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики, в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, администрацию г. Чебоксары и в управляющую организацию ООО «Текстильщик». Минстрой ЧР в своем ответе сообщил ему, что формирует изменения в программу и краткосрочные планы капитального ремонта многоквартирных домов на основании муниципальных планов, представленных органами местного самоуправления. Некоммерческая организация «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» сообщила, что формирование и перенос сроков капитального ремонта в Республиканскую программу и краткосрочные планы реализации Республиканской программы капитального ремонта не входит в компетенцию НО «Фонд капремонта». Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики 8.05.2018 дополнительно провела мониторинг технического состояния общего имущества многоквартирного дома и подтвердила необходимость капитального ремонта кровли. Названные сведения были направлены в управляющую компанию ООО «Текстильщик» и администрацию г. Чебоксары. В ответе на досудебную претензию от 14.07.2018 года администрация г. Чебоксары своим письмом от 8.08.2018 сообщила ему, что не считает себя надлежащим ответчиком, поскольку Республиканская программа разрабатывается органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в области жилищно-коммунального хозяйства, на основании проведенного в установленном порядке мониторинга технического состояния многоквартирных домов. В данном случае, таковым органом исполнительной власти является Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. По мнению истца, изменения в Республиканскую программу по переносу работ по капитальному ремонту общего имущества дома на более поздний срок администрация г. Чебоксары произвела самовольно, в нарушение положений Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 года № 41 и Жилищного Кодекса Российской Федерации при отсутствии оснований для принятия такого решения.
В судебном заседании истец Шац А.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Ответчики администрация г. Чебоксары, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, а также третьи лица Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики, НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», УК ООО «Текстильщик» явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований Шацу А.А. отказано в полном объеме.
Указанное решение обжаловано истцом Шацем А.А. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе приводятся доводы о необоснованности отказа судом в удовлетворении его ходатайства об истребовании от ответчиков информации о законности переноса сроков капитального ремонта МКД; об отсутствии решения общего собрания собственников МКД, позволяющего внесение изменений в Региональную программу капитального ремонта многоквартирных домов, касающихся сроков и перечня работ; о незаконности окончательных выводов суда ввиду отсутствия документов, подтверждающих соответствие вновь установленных сроков критериям определения очередности проведения капитального ремонта.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Шаца А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика администрации г. Чебоксары Ильина А.А., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Шац А.А. является собственником квартиры № <......> в доме № <......> по ул. <......>.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 № 77 утверждена Республиканская программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014-2043 годы и Порядок разработки и утверждения краткосрочных республиканского и муниципальных планов реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики, на 2014-2043 годы.
В последующем в указанный правовой акт вносились изменения постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.11.2014 № 398, от 24.12.2015 № 486, от 01.12.2016 № 496, от 20.07.2017 № 280, от 30.12.2017 № 558, от 06.07.2018 № 255.
В настоящее время Республиканской программой в доме № <......> по ул. <......> предусмотрены следующие сроки и виды работ: в 2014 году - система канализации и водоотведения, система газоснабжения, система холодного водоснабжения, система горячего водоснабжения; в 2028 году - ремонт крыши, система теплоснабжения, система электроснабжения; в 2039 году - подвальные помещения, ремонт фасада.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Шац А.А. указал, что первоначально предусмотренные Республиканской программой сроки по производству ремонтных работ в многоквартирном доме № <......> по ул. <......> были в последующем изменены, в результате чего сроки по ремонту крыши дома и ремонту системы отопления (установка общедомовых узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов) с 2020 года перенесены на 2028 год; по утеплению и ремонту фасада, ремонту фундаментов с 2030 года - на 2039 год, а такие работы, как ремонт системы вентиляции и ремонт подвальных помещений - исключены.
Указанные изменения по переносу сроков проведения капитального ремонта многоквартирного дома, по мнению истца, произведены в результате незаконных действий администрации г. Чебоксары, представившей недостоверные сведения.
Разрешая спор и отказывая Шацу А.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что истцом выбран неверный способ защиты нарушенного права.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям законодательства.
В силу части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В силу части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
4.2. Изменения в региональную программу капитального ремонта по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, должны предусматривать плановый период оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) после устранения соответствующих обстоятельств. Сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, не допускается.
5. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
6. Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.
7. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Согласно статье 10 Закона Чувашской Республики от 30.07.2013 № 41 «О регулировании отдельных видов правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики» подготовка и утверждение Республиканской программы включает в себя следующие этапы:
разработка проекта республиканской программы;
утверждение республиканской программы Кабинетом Министров Чувашской Республики (пункт 1);
проект республиканской программы разрабатывается органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в области жилищно-коммунального хозяйства (далее - государственный заказчик), на основании проведенного в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики, мониторинга технического состояния многоквартирных домов (пункт 2);
органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 июля представляют сведения о техническом состоянии многоквартирных домов, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, необходимые для подготовки республиканской программы, в орган государственного жилищного надзора по форме, утвержденной указанным органом (пункт 2.1);
проект республиканской программы представляется государственным заказчиком в установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики порядке на утверждение в Кабинет Министров Чувашской Республики (пункт 3);
республиканская программа подлежит ежегодной актуализации (пункт 5).
Пунктом 6 статьи 10 указанного Закона установлено, что внесение в республиканскую программу при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный республиканской программой, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом Кабинета Министров Чувашской Республики, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в республиканскую программу изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 № 77 администрация г. Чебоксары своими постановлениями от: 17.06.2015 № 2023; 8.06.2016 № 1517; 22.11.2016 № 3127; 31.07.2017 № 1864 утверждала краткосрочные муниципальные планы реализации Республиканской программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории г. Чебоксары, на 2015-2016 годы; на 2016-2017 годы; на 2017 год; на 2018-2020 годы в соответствии с приложением к каждому из таких постановлений.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что именно вышеуказанное постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14.03.2014 № 77 в редакции постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 06.07.2018 № 255 оказало влияние на права и обязанности истца по настоящему гражданскому делу, а не действия ответчиков, связанные, как полагает истец, с самовольным и произвольным внесением изменений в Республиканскую программу, либо с обращением в уполномоченный орган с просьбой о переносе сроков работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, в котором приобретена квартира истцом.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что административным истцом выбран неверный способ защиты своего права, поскольку сами по себе действия администрации г. Чебоксары по актуализации программы, связанные с утверждением краткосрочных муниципальных планов, не порождают для истца в обязательном порядке каких-либо правовых последствий. Администрация г. Чебоксары является уполномоченным органом на предоставление сведений для подготовки и утверждения Региональной программы капитального ремонта. При этом достоверность представленных им сведений подлежит проверке при оспаривании решения уполномоченного органа, вынесенного на основании данных сведений.
Исходя из положений статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта является правовым ориентиром и федеральное законодательство не исключает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта и уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и их объема, и при наличии к тому оснований - соответствующих изменений (дополнений) региональной программы путем ее актуализации и утверждения краткосрочных планов ее реализации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые имели бы юридическое значение для рассмотрения дела по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции по существу заявленных сторонами требований и возражений против них.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Шаца А.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 июня 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
Л.И. Стародубцева