№ 2-2427/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Наро-Фоминский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи ФИО6., при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Наро-Фоминского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> об обязании принять меры по исключению из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке,
у с т а н о в и л:
Наро-Фоминский городской прокурор <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации <адрес> и уточнив требования в окончательной редакции (л.д. 107-109 т. 7) просит обязать ответчика принять меры по исключению из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке.
Требования заявлены по тем основаниям, что городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения природоохранного, земельного и водного законодательства при предоставлении земельных участков вблизи водных объектов. Установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, ЗАО «Таширово», № представляет собой единое землепользование площадью <данные изъяты> кв.м. и принадлежит на правах аренды от ДД.ММ.ГГГГ г., дополнительным соглашением № от 24.09.2009г.
Комитетом по управлению имуществом администрации Наро-Фоминского муниципального района согласован раздел ООО «Таширово» единого землепользования с кадастровым номером № на 41 обособленный земельный участок.
Все указанные земельные участки расположены по адресу: <адрес>, ЗАО «Таширово», уч.3 и относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
По результатам раздела единого земельного участка с кадастровым номером № образован, в том числе, земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., границы которого установлены в результате кадастровых работ. Дата постановки на кадастровый учет 13.06.2006. В ходе проверки установлено, что в состав земельного участка с кадастровым номером № входит участок реки Нара, а именно по данным ГКН от межевой точки № с координатами № до межевой точки № с координатами №.
В силу норм законодательства река Нара является водным объектом, находящимся в федеральной собственности. Таким образом, предоставленный на праве аренды земельный участок имеет наложение на реку Нара и его береговую полосу.
Наро-Фоминским отделом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> проведены мероприятия по постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенный по адресу: <адрес>, ЗАО «Таширово», уч.№ и ему присвоен кадастровый номер №.
Представление в аренду спорного участка создает угрозу химического и биологического загрязнения источника водоснабжения, и как следствие, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также законные интересы государства, на которое возложены функции по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране окружающей среды.
Кроме того, формирование участка за счет дна водохранилища и его береговой полосы создает препятствия в реализации прав Российской Федерации, как собственника водного объекта, а также нарушает законные интересы неопределенного круга лиц в сфере использования водного объекта общего пользования и его береговой полосы.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора ФИО3 уточненные требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации <адрес> МО ФИО4, действующий на основании доверенности (л.д. 132 т.7), в судебное заседание явился, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО, ООО «Таширово» в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в письме просит рассмотреть настоящее гражданское дело без их участия (л.д. 130 т.7).
Суд, с учетом мнения представителя истца и ответчика считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся в порядке ст.167 ГПК РФ с учетом их надлежащего извещения.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Прокурор вступает в гражданский процесс в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц по основаниям, предусмотренным законом.
В зависимости от характера спорного материального правоотношения обращение прокурора возможно в форме искового заявления, заявления в порядке особого производства, заявления о признании незаконным правового акта, заявления о защите избирательных прав, иных в сфере публичных правоотношений.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ муниципальных образований.
Из указанной нормы следует, что прокурор может предъявить иск (заявление) по любому гражданскому делу в случаях нарушения прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или государства. Также основания ст. 45 ГПК РФ не определяют порядок гражданского судопроизводства, в котором осуществляется защита интересов других лиц, поэтому порядок гражданского судопроизводства по делам определяется в соответствии с нормами гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующими рассмотрение и разрешение заявления (иска) в гражданском процессе.
Под понятием «защита неопределенного круга лиц» в силу действующего законодательства понимается защита общих интересов физических лиц, когда установление их общего количества не требуется.
«Неопределенный круг лиц» - такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Статьей 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями.
Требованиями ч.ч. 1, 2 ст. 6 Водного кодекса РФ установлено, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными объектами, если иное не предусмотрено настоящим кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ, все водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, установленных ч. 2 данной статьи (пруды, обводненные карьеры, находящиеся в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу).
В соответствии с ч. 1 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, при этом ч. 3 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Согласно п. 2 ст. 102 Земельного кодекса РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Согласно материалам дела, городской прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного, земельного и водного законодательства при предоставлении земельных участков вблизи водных объектов.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, ЗАО «Таширово», уч.3, представляет собой единое землепользование площадью <данные изъяты> кв.м. и принадлежит на правах аренды ООО «Таширово» в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. 110-115, т. 1) соглашением о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 97-98, т. 1), дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ (к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № №) (л.д. 92, т. 1).
По результатам раздела единого земельного участка с кадастровым номером № образован, в том числе, земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., границы которого установлены в результате кадастровых работ. Дата постановки на кадастровый учет 13.06.2006. В ходе проверки установлено, что в состав земельного участка с кадастровым номером № входит участок реки Нара, а именно по данным ГКН от межевой точки № с координатами №.50 до межевой точки № с координатами №, что подтверждается актом осмотра земельного участка (л.д. 152, т.1).
В силу приведенных норм законодательства река Нара является водным объектом, находящимся в федеральной собственности.
Таким образом, предоставленный на праве аренды земельный участок имеет наложение на реку Нара и его береговую полосу.
Наро-Фоминским отделом филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> проведены мероприятия по постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенный по адресу: <адрес>, ЗАО «Таширово», № и ему присвоен кадастровый номер №.
Представление в аренду спорного участка создает угрозу химического и биологического загрязнения источника водоснабжения, и как следствие, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также законные интересы государства, на которое возложены функции по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и охране окружающей среды.
Кроме того, формирование участка за счет дна водохранилища и его береговой полосы создает препятствия в реализации прав Российской Федерации, как собственника водного объекта, а также нарушает законные интересы неопределенного круга лиц в сфере использования водного объекта общего пользования и его береговой полосы.
Таким образом, анализируя представленные доказательства, позицию представителя ответчика, суд считает, что исковые требования Наро-Фоминского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Наро-Фоминского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> об обязании принять меры по исключению из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке - удовлетворить.
Обязать администрацию Наро-Фоминского муниципального района <адрес> принять меры по исключению из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течении одного месяца с момента вынесения решения.
Председательствующий судья Е.Н. Шибаева