Решение по делу № 33а-840/2018 от 27.08.2018

Дело                                                                                         Председательствующий – ФИО8

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                          <адрес>

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего ФИО8,

судей                                  ФИО8. и ФИО8,

    при секретаре ФИО8

    рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО8 об оспаривании действий Министерства внутренних дел по <адрес>

    по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ

    Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия

    у с т а н о в и л а:

    ФИО8 обратилась в Малгобекский городской суд с административным исковым заявление, указывая, что в 1944 г. вместе со всеми представителями чеченской и ингушской национальности ее родители подверглись депортации с места постоянного проживания на спецпоселение в Казахскую ССР. Она родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Казахской ССР. Обратившись в МВД по <адрес> с заявлением о выдаче справки о реабилитации, ФИО8 получила отказ в связи с отсутствием архивных данных о проживании ее и ее родителей на территории ЧИАССР до ДД.ММ.ГГГГ Отказ в выдаче справки истец полагала нарушающим ее права и законные интересы, поскольку депортация ингушского и чеченского народов в 1944 г. является общеизвестным фактом, не подлежащим доказыванию. Ссылаясь на эти обстоятельства, инициатор административного иска просила суд признать действия МВД по <адрес> неправомерными и обязать административного ответчика выдать ей справку о реабилитации.

    В судебном заседании административный истец ФИО8 поддержала заявленные требования.

    Представитель административного ответчика ФИО8 иск не признала.

    Решением Малгобекского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено.

    В апелляционной жалобе представитель административного ответчика, полагая, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

    Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административный истец и представитель МВД по <адрес> в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили и не просили об отложении судебного разбирательства, в связи с чем судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

    Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, выслушав объяснения представителя административного истца ФИО8, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее – Закон N 1761-I) политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

В силу ст. 1.1. Закона N 1761-I подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются, в частности, дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Согласно ст. 6 и 7 Закона N 1761-I заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий либо по месту жительства заявителя в отношении лиц, указанных в п. "в" ст. 3 настоящего Закона, - в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных - в органы прокуратуры. Органы внутренних дел по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций устанавливают факт применения ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы и иных ограничений прав и свобод, установленных в административном порядке, и составляют заключение и выдают справку о реабилитации или сообщают об отказе в выдаче такой справки.

В соответствии со ст. 8.1. Закон N 1761-I по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в ст. 1.1 настоящего Закона, либо пострадавшими от политических репрессий детей, супругов, родителей репрессированных лиц, указанных в ст.е 2.1 настоящего Закона, органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно: органы прокуратуры - в случаях, когда репрессии осуществлялись по решениям судов и внесудебных органов; органы внутренних дел - в случаях, когда репрессии осуществлялись в административном порядке органами исполнительной власти, должностными лицами, общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями. Решения об отказе в выдаче справок о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец ФИО8 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Казахской ССР.

В заседании суда первой инстанции свидетели ФИО8 и ФИО8 показали, что в 1944 г. родители административного истца наряду со всем ингушским народом были высланы с места постоянного проживания <адрес> РСО-Алания.

В соответствии с ч. 2 ст. 59 КАС РФ в качестве доказательств допускаются, в частности, показания свидетелей.

Письмом МВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий в связи с отсутствием архивных данных о ее проживании и проживании ее родителей на территории ЧИАССР до ДД.ММ.ГГГГ

Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной Войны» были сняты с учета спецпоселений и освобождены из-под административного надзора Министерства внутренних дел СССР чеченцы, ингуши, карачаевцы и члены их семей.

Между тем ч. 2 названного Указа было установлено, что снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в ст. 1 настоящего Указа, не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены.

    Ограничения сняты фактически только после издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР», ч. 3 которого было предусмотрено считать утратившими силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории» и ст. 2 Указа от ДД.ММ.ГГГГ в части запрещения чеченцам и ингушам возвращаться на прежнее местожительство.

В своем Постановлении -П от ДД.ММ.ГГГГ «По делу о проверке конституционности ст. 2-1 и 16 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с жалобой гражданки ФИО8» и Определении от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе гражданина ФИО8 на нарушение его конституционных прав ст. 2.1, 4.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» Конституционный Суд РФ указал, что действовавшее в период репрессий законодательство формально не требовало вынесения решений о применении репрессий в отношении детей, не достигших 16-летнего возраста. Однако по существу эти дети репрессировались, фактически подвергаясь мерам принуждения. То обстоятельство, что к моменту необоснованного применения репрессий они не достигли возраста, не имеет значения для оценки их правового положения и не может служить основанием для ограничения их прав и свобод в процессе реабилитации.

Согласно ч. 1 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

        При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что ФИО8 находилась на спецпоселении и подлежит реабилитации.

        Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах.

        Каких-либо доводов, свидетельствующих о незаконности и необоснованности постановленного судом решения, в апелляционной жалобе не приведено. Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств и ошибочное толкование норм материального права.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия

    о п р е д е л и л а:

    решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению ФИО8 об оспаривании действий Министерства внутренних дел по <адрес> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

Подлинное за надлежащей подписью

верно:

Судья                                  ФИО8

33а-840/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Борзова Л.Х.
Ответчики
МВД по Республике Ингушетия
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
28.08.2018[Адм.] Передача дела судье
06.09.2018[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее