47RS0018-02-2020-001936-33
Дело № 2-204/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2021 года г.Тосно Ленинградской области
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Леоненко Е.А.
при секретаре Жигайло А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, ООО «Управляющая компания», Сурковой Е.М. о прекращении противоправных бездействий, обязании совершить определенные действия,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области (далее истец), действуя в интересах неопределенного круга лиц, первоначально обратилось в суд с исковыми требованиями к ООО «Управляющая компания» об обязании прекратить противоправные действия (бездействия) в части ненадлежащего содержания общего имущества жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> провести мероприятия по приведению дворовой уборной в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утв. Постановлением Главного государственного врача РФ от 05.12.2019 № 20.
В обоснование исковых требований указано, что в территориальный отдел Управления Росоптребнадзора по Ленинградской области обратилась с жалобой Поверенная С.Г. на ненадлежащее благоустройство территории близлежащей к многоквартирному дому <адрес> (общежитие) содержание и месторасположение общественного туалета (дворовой уборной) для жителей дома, наличие крыс. Администрацией Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области представлен ответ о том, что администрацией совместно с ООО «Управляющая компания», осуществляющем управление указанным многоквартирным домом (содержание и текущий ремонт общего имущества), проведено совещание по вопросу строительства нового общественного туалета, расположенного на придомовой территории многоквартирного жилого <адрес>.
Согласно представленной администрацией Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области информации до конца 2020 года будет завершено строительство нового общественного туалета в д.Горки.
В ходе осмотра 01 сентября 2020 г. территории, близлежащей к многоквартирному дому по адресу: <адрес>, установлено, что строительство нового туалета не начато, содержание дворовой уборной жилого многоквартирного дома по указанному адресу не соответствует требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утв. Постановлением Главного государственного врача РФ от 05.12.2019 № 20, а именно: дворовая уборная не имеет надземную водонепроницаемую часть и водонепроницаемый выгреб, выполненный из водонепроницаемых материалов, глубиной не менее 3 м, наземная часть дворовой уборной не непроницаема для грызунов и насекомых (деревянный настил сгнил), уборная не очищается не реже 1 раза в 6 мес., не проводится дезинфекция дворовой уборной в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».
Истец, ссылаясь на положения ст.11, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п.3.6-3.9 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утв. Постановлением Главного государственного врача РФ от 05.12.2019 № 20, СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», указывает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данные вопросы, в том числе участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортировке коммунальных отходов, силу ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся к вопросам местного значения в пределах полномочий.
Поскольку ответчиком данные действия не производятся, то истец в соответствии с положением ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обращается в суд с данным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя истца изменено процессуальное положение третьего лица администрации Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, которая привлечена в качестве соответчика по делу в порядке ст.40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
В ходе судебного разбирательства в порядке ст.40 ГПК РФ в качестве ответчика по делу привлечена председатель совета многоквартирного дома Суркова Е.М..
Впоследствии 03 июня 2021 в порядке ст.39 ГПК РФ судом принято к производству уточненное исковое заявление, в котором истец изменил предмет исковых требования и просил:
- об обязании ООО «Управляющая компания» прекратить противоправные бездействия в части ненадлежащего содержания общего имущества жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>, провести мероприятия по приведению дворовой уборной в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», а именно: обеспечить вывоз сточных вод и жидких отходов, обеспечивать дезинфекцию;
- об обязании администрации Нурминского сельского поселения <адрес> и председателя совета многоквартирного дома <адрес> Сурковой Е.М. прекратить противоправные бездействия в части ненадлежащего содержания общего имущества жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>, провести мероприятия по приведению дворовой уборной в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», а именно: не допускать наполнение выгреба уборной выше 0,35 метров до поверхности земли, очищать дворовой туалет по мере его заполнения, но не менее 1 раза в 6 месяцев.
Впоследствии 26 июля 2021 в порядке ст.39 ГПК РФ судом принято к производству уточненное исковое заявление, в котором истец изменил предмет исковых требования и просил:
- об обязании ООО «Управляющая компания» прекратить противоправные бездействия в части ненадлежащего содержания общего имущества жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> <адрес>, провести мероприятия по приведению дворовой уборной в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», а именно обеспечить: вывоз сточных вод и жидких отходов, дезинфекцию;
- об обязании администрации Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области и председателя совета многоквартирного <адрес> Сурковой Е.М. прекратить противоправные бездействия в части ненадлежащего содержания общего имущества жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> <адрес>, провести мероприятия по приведению дворовой уборной в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», а именно обеспечить: не допущение наполнения выгреба уборной выше 0,35 метров до поверхности земли, очищение дворового туалета не менее 1 раза в 6 месяцев.
Далее истец в порядке ст.39 ГПК РФ изменила предмет иска к администрации Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области и председателю совета многоквартирного дома <адрес> Сурковой Е.М., в которых просит об обязании прекратить противоправные бездействия в части ненадлежащего содержания общего имущества жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> <адрес>, провести мероприятия по приведению дворовой уборной в соответствии с требованиями пунктов 18, 21 СанПиН 2.1.3684-21, и пункта 3.7.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, а именно: обеспечить в уборной водонепроницаемый выгреб, естественное и электрическое освещение и вытяжную вентиляцию.
В судебном заседании от 23 августа 2021 г. представитель истца по доверенности Зорина Д.В. представила письменное заявление с отказом от исковых требований к ООО «Управляющая компания» об обязании прекратить противоправные действия в части ненадлежащего содержания общего имущества жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> <адрес>, в письменном заявлении представитель истца указала, что положения ст.220-221 ГПК РФ ей известны и понятны.
Представитель ответчика в судебном заседании ООО «Управляющая компания» возражала против заявленных исковых требований к организации, и не возражала против принятия судом отказа истца от исковых требований к организации.
Определением Тосненского городского суда Ленинградской области от 23 августа 2021 г. принят отказ истца Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, от исковых требований к ООО «Управляющая компания» об обязании прекратить противоправные действия (бездействия) в части ненадлежащего содержания общего имущества жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца Зорина Д.В. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание не явилась представитель ответчика администрации Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, и ходатайство которой об отложении судебного заседания определением суда оставлено без удовлетворения.
В судебное заседание не явилась ответчик председатель совета многоквартирного дома Сурова Е.М., извещена о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайства об отложении дела не поступало.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, свидетельствует об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, поэтому не препятствует рассмотрению судом дела по существу.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела и представленные доказательства, оценив доказательства в их совокупности в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее ФЗ №52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.11 ФЗ №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Из п.1 ст.22 ФЗ №52-ФЗ следует, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В развитие положений ФЗ №52-ФЗ постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 5 декабря 2019 г. №20 утверждены ранее действовавшие санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (далее СанПиН 2.1.7.3550-19).
В соответствии СанПиН 2.1.7.3550-19 следует, что хозяйствующие субъекты должны обеспечивать ремонт, содержание и эксплуатацию объектов накопления жидких бытовых отходов (далее ЖБО), в том числе вывоз ЖБО (п.3.2.); выгреб для канализационных стоков должен быть глубиной не более 3 м и оборудован люком с крышкой. Крышка люка выгреба должна быть закрыта и защищена от доступа посторонних лиц. Объем выгребов определяется с учетом количества образующихся сточных вод (п.3.3); расстояние от выгребов до жилых домов, территорий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, детских и спортивных площадок, мест массового отдыха населения, организаций общественного питания, медицинских организаций, объектов социального обслуживания должно составлять не менее 20 м (п.3.4); собираемые и накапливаемые в водонепроницаемых емкостях ЖБО посредством транспортных средств, специально оборудованных для вакуумного забора, слива и транспортирования ЖБО, должны транспортироваться и размещаться на объектах, предназначенных для приема или очистки сточных вод, с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водоснабжения и водоотведения. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для слива отходов (п.3.5).
Согласно п.3.6 СанПиН 2.1.7.3550-19 выгребы для накопления ЖБО в районах, не обеспеченных централизованной канализацией, устанавливаются в виде помойниц и дворовых уборных. Помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть глубиной не более 3 м и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. В целях очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся.
Дворовые уборные должны иметь надземную водонепроницаемую часть и водонепроницаемый выгреб, выполненный из водонепроницаемых материалов, глубиной не более 3 м. При наличии нескольких дворовых уборных выгреб допускается объединять. Дворовые уборные и выгребы должны быть удалены от детских и спортивных площадок, территорий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения. Расстояние от них до дворовых уборных и помойниц должно составлять не менее 20 м и не более 100 м. Расстояние от дворовых уборных и помойниц до жилых домов в районах, не обеспеченных централизованной канализацией, должно составлять не менее 10 м.
Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 м от поверхности земли. Выгреб следует очищать не реже 1 раза в 6 месяцев (п.3.7 СанПиН 2.1.7.3550-19).
В условиях отсутствия централизованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев, родников, предназначенных для общественного пользования, на расстояние не менее 50 м (п.3.8 СанПиН 2.1.7.3550-19).
Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых. Хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение дезинфекции дворовых уборных и выгребов. Дезинфекция дворовых уборных и выгребов осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" (п.3.9 СанПиН 2.1.7.3550-19).
Общественные туалеты должны быть обеспечены централизованной канализацией и водоснабжением, теплоснабжением, вентиляцией. В населенных пунктах, в которых отсутствует централизованная система канализации, общественные туалеты должны иметь подводку воды со спуском на локальные очистные сооружения или в водонепроницаемый выгреб с последующим вывозом сточной воды специальным транспортом в централизованную систему канализации (п.3.10 СанПиН 2.1.7.3550-19).
Общественные туалеты должны быть удалены от детских и спортивных площадок, территорий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения на расстояние не менее 20 м (п.3.11 СанПиН 2.1.7.3550-19).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 января 2021 г. № 3 утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно которым в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных (п.18); расстояние от выгребов и дворовых уборных с помойницами до жилых домов, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи и медицинских организаций, организаций социального обслуживания, детских игровых и спортивных площадок должно быть не менее 10 метров и не более 100 метров, для туалетов - не менее 20 метров. Дворовые уборные должны находиться (располагаться, размещаться) на расстоянии не менее 50 метров от нецентрализованных источников питьевого водоснабжения, предназначенных для общественного пользования (п.19); хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие выгребы, дворовые уборные и помойницы, должны обеспечивать их дезинфекцию и ремонт (п.20); выгреб и помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО. Объем выгребов и помойниц определяется их владельцами с учетом количества образующихся ЖБО (п.21); не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 метров до поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев (п.22); удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО, в период с 7 до 23 часов с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО (п.23); хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие общественные туалеты и мобильные туалетные кабины, обязаны обеспечить их содержание и эксплуатацию в соответствии с требованиями санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п.28).
Постановлением Главного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 131 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.1378-03, которые устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению работ и услуг, включающих разработку, испытание, производство, хранение, транспортирование, реализацию, применение и утилизацию средств, оборудования, материалов для дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации, а также контроль за эффективностью и безопасностью этих работ и услуг (далее - дезинфекционная деятельность) (п.1.2), санитарные правила обязательны для физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, занимающихся дезинфекционной деятельностью (п.1.3).
Статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть1).
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1.).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать (пункт 1 части 2).
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1.).
Частями 1 и 2 ст.164 ЖК РФ предусмотрено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров. Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Согласно ст. 161.1 ЖК РФ в случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется (часть 1).
Совет многоквартирного дома: 1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; 2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу; 3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме; 5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме; 7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса (часть 5).
Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома (часть6).
Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме (часть 7).
Председатель совета многоквартирного дома: 4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенностей, выданных собственниками помещений в многоквартирном доме, или, действуя без доверенности, в случае наделения таким полномочием по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса (часть 8).
Из ст.39 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть1). Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3).
В соответствии Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме …, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (пункт 11); собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений (пункт 28).
Пунктом 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 29.06.2020) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме"), предусмотрены работы по обеспечению вывоза, в том числе по откачке, жидких бытовых отходов, а именно: содержание сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения; вывоз жидких бытовых отходов из дворовых туалетов, находящихся на придомовой территории; вывоз бытовых сточных вод из септиков, находящихся на придомовой территории.
В ходе судебного разбирательства установлено, что по адресу: <адрес>, расположен многоквартирный дом (общежитие).
Из материалов дела следует, что 15 июля 2020 года в Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области территориальный отдел в Тосненском районе поступило обращение гр.Поверенной С.Г. с жалобой на ненадлежащее содержание дворовой уборной, расположенной около <адрес> (л.д.8).
Из актов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, составленных специалистами Управления Роспотребнадзора по <адрес>, следует, что проведена процедура предварительной проверки фактов, изложенных в обращении гр.Поверенной С.Г., и в ходе визуального осмотра установлено, что туалет (дворовая уборная) установлена на расстоянии более 20 метров от жилого <адрес>, содержание дворовой уборной не соответствует требованиям санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19, утв. Постановлением Главного государственного врача РФ от 05.12.2019 №20, а именно: дворовая уборная не имеет надземную водонепроницаемую часть и водонепроницаемый выгреб, выполненный из водонепроницаемых материалов, глубиной не более 3 м (закопаны 2 железобетонных кольца, на которых сверху установлен деревянный короб, верхняя часть колец не закрыта), наземная часть дворовой уборной не непроницаема для грызунов и насекомых (деревянный настил сгнил, пол в нечистотах, фекалии выливаются рядом с кольцами), уборная не очищается не реже 1 раза в 6 месяцев, не проводится дезинфекция дворовой уборной в соответствии с СП 3.5.13-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности», выгреб заполнен выше, чем на 0,35 м от поверхности земли, очистка выгреба не проведена, территория вокруг уборной заросла травой (не скошена), рядом с уборной вылита куча жидких бытовых отходов. Информация администрации Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области о том, что до конца августа 2020г. будет завершено строительство нового дворового туалета (дворовой уборной) не соответствует действительности, т.к. строительство не начато (л.д.12-22,94-100).
В протоколе совещания по строительству нового общественного туалета, расположенного на придомовой территории многоквартирного жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг., отражено, что принято решение о финансировании администрацией Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области строительства названного общественного туалета, а ООО «Управляющая компания» будет осуществлять данное строительство в срок до ДД.ММ.ГГГГ(л.д.11).
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в форме очно-заочного голосования, оформленным протоколом от 16.11.2015 №1, выбран способ управления домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме (л.д.85-86).
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ №, Суркова Е.М. избрана председателем совета многоквартирного дома сроком на 3 года (л.д.73-74).
В письменном отзыве на иск ООО «Управляющая компания» указывает, что требования истца к обществу не обоснованы, ввиду того, что договором оказания услуг по содержанию многоквартирного <адрес> предусмотрен перечень работ и оказываемых услуг, в который не входят работы и услуги по содержанию и ремонту дворовой уборной. Строительство нового туалета завершено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).
Данное обстоятельство подтвердила администрация Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области в ответе на запрос суда от 02.02.2021 №115, указав, что собственники помещений указанного многоквартирного дома выбрали непосредственное управление многоквартирным домом, поэтому сами должны принять решение о включении в перечень данного вида работ по содержанию и ремонту дворовой уборной (л.д.106,109).
Согласно представленному в материалы дела договору № оказания услуг и(или) выполнение работ на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между собственниками жилого <адрес> и ООО «Управляющая компания», в перечень услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома на 2020 год и на 2021 год не входят работы и услуги по содержанию и ремонту дворовой уборной (л.д.55-62,110).
Администрация Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области в возражениях на иск от 26.04.2021 указала, что администрация не признает исковых требований, поскольку в силу положений ст.ст.161,161.1, 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом, которое выбрано решением общего собрания собственников помещений от 16.11.2015 (протокол №1), обязанность по принятию решений о порядке содержания общего имущества многоквартирного дома лежит на всех собственниках дома, а администрация, как представитель собственника муниципального имущества, обязана лишь выполнять решения, принятые на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома. При этом, обязанность по содержанию общего имущества жилого дома может быть возложена на администрацию только на основании решения общего собрания собственников о порядке содержания общего имущества многоквартирного дома. Администрация, исполняя полномочия собственника муниципальных квартир в жилом доме, восстановила дворовую уборную в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент СанПиН 2.1.7.3550-19, что подтверждается муниципальным контрактом от 07.08.2020 № 19-2020 и актом выполненных работ от 16.09.2020. Кроме того, из требований истца неясно, что понимается под «проведением мероприятий по приведению дворовой уборной в соответствии с требованиями СанПиН», в связи с чем представитель ответчика просит отказать в удовлетворении иска к администрации.
Факт построения нового дворового туалета (уборной) у <адрес> подтверждается представленными в материалы дела актом о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65-66), муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ № между администраций Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области и ИП Горленко А.А. на строительство новой общественной уборной (л.д.75-78), товарной накладной (л.д.79-80,116-117), актом ООО «Управляющая компания» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81,84).
В материалы дела представлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, в форме очно-заочного голосования, согласно которому собственниками принято решение о включении в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного <адрес>.Горки выполнение работ по содержанию общественного туалета на <данные изъяты> год, а именно: особые и специализированные работы - дезинфекция общественного туалета Горки 1 периодичностью 48 раз в год, дератизация и дезинсекция мест общего пользования <адрес> периодичностью 1 раз в год; ТБО и благоустройство территории - вывоз бытовых сточных вод и жидких отходов периодичностью 4 раза в год.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, в форме очно-заочного голосования от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), собственники включили в перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного <адрес> выполнение работ по содержанию общественного туалета, а именно: на 2021 год, а именно: особые и специализированные работы - дезинфекция общественного туалета Горки 1 периодичностью 48 раз в год, дератизация и дезинсекция мест общего пользования Горки 1 периодичностью 1 раз в год; ТБО и благоустройство территории - вывоз бытовых сточных вод и жидких отходов периодичностью 2 раза в год.
Проанализировав положения названных законов и иных нормативно-правовых актов, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что доводы представителя ответчика администрации Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области о том, что на основании ст.39, 161, 161.1, 164 ЖК РФ обязанность по принятию решений о порядке содержания общего имущества многоквартирного дома лежит на всех собственниках дома, в том числе и на администрации, как на собственнике муниципальных квартир. В связи с чем суд не усматривает оснований для возложения обязанностей на Суркову Е.М., как на председателя совета многоквартирного дома, по содержанию дворовой уборной и проведению каких-либо непосредственных мероприятий, поскольку ею выполнены необходимые мероприятия в пределах полномочий, установленных ч.5 ст.161.1 ЖК РФ, а именно, вынесен на обсуждение общего собрания собственников помещений вопрос о порядке содержания дворовой уборной, в связи с чем решениями общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о содержании дворовой уборной возложен на ООО «Управляющая компания», с которым заключен договор на обслуживание дома. При этом, суд учитывает, что на Сурковой Е.М., как на председателе совета многоквартирного дома, лежит обязанность по контролю за исполнением обществом возложенных на него обязанностей.
При указанных обстоятельствах исковые требования к Сурковой Е.М. удовлетворению не подлежат.
Поскольку решениями общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ вопрос о содержании дворовой уборной (а именно – дезинфекция, дезинсекция, дератизация, вывоз бытовых сточных вод и жидких отходов) возложен на ООО «Управляющая компания», то суд приходит к выводу, что хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим общественный туалет, является ООО «Управляющая компания», с которым заключен договор на обслуживание дома. В связи с чем и в силу п.20 СанПиН 2.1.3684-21 суд считает обоснованными исковые требования истца к ООО «Управляющая компания» об обязании обеспечить вывоз сточных вод, жидких бытовых отходов, дезинфекцию, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом суд считает, что оснований полагать, что общество на момент подачи иска в суд и до ДД.ММ.ГГГГ проявляло в данном вопросе бездействие, не имеется, так как ранее на общество не было возложено данных обязанностей решением общего собрания собственников.
Относительно исковых требований к администрации Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области об обязании провести мероприятия по приведению дворовой уборной в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно: об обеспечении не допущения наполнение выгреба уборной выше 0,35 м до поверхности земли, очищения дворового туалета (уборной) по мере его заполняемости, но не менее 1 раза в 6 мес., обеспечении в уборной водонепроницаемого выгреба, естественного и электрического освещения и вытяжной вентиляции, суд считает следующее.
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п.4); участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.18); утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения (п.19).
Пунктом 3.7.10. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, установлено, что в помещениях общественных уборных должны быть гладкие стены и полы, допускающие их промывку. Уборные должны иметь естественное и электрическое освещение и вытяжную вентиляцию. Допускается устраивать теплые (внутриквартальные) уборные с унитазом со смывом из ведра, а также неотапливаемые дворовые уборные. Промывка унитазов неканализованных выгребных уборных непосредственно от водопроводов не допускается.
Вопросы наполнения выгреба уборной выше 0,35 м до поверхности земли, очищения дворового туалета (уборной) по мере его заполняемости, но не менее 1 раза в 6 мес. в силу пункта 26 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 29.06.2020), пункта 20 СанПиН 2.1.3684-21, то есть очистки (выгреба) дворовой уборной относятся к вопросу о содержании сооружений и оборудования, используемых для накопления жидких бытовых отходов в многоквартирных домах, не подключенных к централизованной системе водоотведения, хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими выгребы, дворовые уборные и помойницы, которые должны обеспечивать их дезинфекцию и ремонт. Как указывалось выше, таким хозяйствующим субъектом хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим общественный туалет, является ООО «Управляющая компания», с которым заключен договор на обслуживание дома, в связи с чем суд считает, что данные исковые требования к администрации Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области об обязании провести мероприятия по приведению дворовой уборной в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно: об обеспечении не допущения наполнение выгреба уборной выше 0,35 м до поверхности земли, очищения дворового туалета (уборной) по мере его заполняемости, но не менее 1 раза в 6 мес., не подлежат удовлетворению.
Поскольку СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что в населенных пунктах без централизованной системы водоотведения накопление жидких бытовых отходов (далее - ЖБО) должно осуществляться в локальных очистных сооружениях либо в подземных водонепроницаемых сооружениях как отдельных, так и в составе дворовых уборных (п.18); выгреб и помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления ЖБО. (п.21), частью 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы обеспечения организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а вопрос о производстве ремонтных работ в отношении дворовой уборной, таких как обеспечение в уборной водонепроницаемого выгреба, естественного и электрического освещения и вытяжной вентиляции, не возложен собственниками помещений дома на ООО «Управляющая компания», то суд приходит к выводу, что на ответчика администрацию Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области должны быть возложены обязанности по обеспечению в уборной водонепроницаемого выгреба, естественного и электрического освещения и вытяжной вентиляции, то есть фактически обеспечить проведение ремонта дворовой уборной.
При этом суд считает, что постройка ответчиками новой дворовой уборной (туалета) в ином месте, никаким образом не влияет на обязанность ответчиков по содержанию и ремонту старого туалета. Кроме того, суд учитывает, что указанными ответчиками в силу положений ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что старый туалет (дворовая уборная) вычищен, демонтирован, проведена дезинфекция.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить частично.
Обязать ООО «Управляющая компания» провести мероприятия по приведению общего имущества многоквартирного <адрес>, а именно: в соответствии с требованиями п.20 СанПиН 2.1.3684-21- обеспечить вывоз сточных вод, жидких бытовых отходов, дезинфекцию дворовой уборной.
Обязать администрацию Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области обеспечить проведение мероприятий по приведению общего имущества многоквартирного <адрес>, а именно: дворовой уборной в соответствии с требованиями п.18,21 СанПиН 2.1.3684-21- по обеспечению в уборной водонепроницаемого выгреба, естественного и электрического освещения и вытяжной вентиляции, в течении двух лет с момента вступления решения в законную силу.
Отказать в удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Нурминского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области о прекращении противоправных бездействий, об обязании провести мероприятия по приведению дворовой уборной в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а именно: об обеспечении не допущения наполнение выгреба уборной выше 0,35 м до поверхности земли, очищения дворового туалета (уборной) по мере его заполняемости, но не менее 1 раза в 6 мес.,
Отказать в удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Сурковой Е.М. о прекращении противоправных бездействий, обязании совершить определенные действия.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Тосненский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме (мотивированного) 28 августа 2021 года.
Судья Е.А.Леоненко
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>