Решение по делу № 2-1215/2019 от 31.07.2019

Гр.дело №2-1215/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                              <адрес>       

                

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Ивановой Т.В.,

при секретаре Алексеевой И.В.,           

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Софроновой Анастасии Юрьевны к администрации г.Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления,

установил:

Софронова А.Ю. обратилась в суд с иском к администрации г.Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления ( л.д.2-3).

Обосновывая свои исковые требования, Софронова А.Ю. указала, что постановлением главы администрации г.Канаш Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ она признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; ее условный номер в названном списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - .

Как указывает в своем исковом заявлении Софронова А.Ю., в настоящее время ей исполнилось <данные изъяты> лет. Однако администрация г.Канаш до настоящего времени не обеспечила ее благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений. В связи с этим она проживает у своей тети К. по адресу: <адрес> Своего жилья у нее нет.

В судебном заседании истица Софронова А.Ю. свой иск поддержала по изложенным в заявлении основаниям, уточнив и дополнив, что с детства она со своими родителями - отцом С. и матерью Н. проживала по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ умерла ее мать - Н.; ДД.ММ.ГГГГ умер отец - С. После смерти родителей ее забрала жить к себе тетя со стороны матери - К., последняя оформила над ней опекунство. Она проживала у К. по адресу: <адрес> была зарегистрирована по вышеуказанному адресу. В ДД.ММ.ГГГГ году она закончила <данные изъяты> классов, после чего поступила учиться в <данные изъяты>, в <адрес> проживает в общежитии, своего жилья у нее нет. Жилой <адрес>, собственником которого она является, признан непригодным для проживания.

Представитель истца - Гаврилов А.Н. исковые требования Софроновой А.Ю. поддержал.

Представитель ответчика - администрации г. Канаш Чувашской Республики Прохорова С.В. иск Софроновой А.Ю. не признала, пояснив, что в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, Софронова А.Ю. числится под номером . В соответствии с распределением субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2019 год городу Канашу выделена сумма в размере 3967920 рублей на приобретение 4 жилых помещений. Кроме этого на администрацию г.Канаш Чувашской Республики возложена обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления по решениям суда ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 ФИО15,ФИО16, ФИО17 и ФИО18 В бюджете города Канаш на 2019 год не предусмотрены денежные средства по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому все денежные средства, поступившие в 2019 году в бюджет города Канаш, уйдут на исполнение решений суда. Предоставление жилого помещения Софроновой А.Ю. должно осуществляться в порядке очередности, чтобы не были нарушены права и законные интересы других лиц названной категории, и по мере финансирования данных обязательств.

3-и лица на стороне ответчика - представитель Министерства финансов Чувашской Республики и представитель Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона ( в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первомпункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пунктаи достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий пункта 1).

Согласно пункту 3 статьи 8приведенного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма пункт 7).

Пунктом 8 статьи 8Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Чувашской Республике регулируются Законом Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» от 17 октября 2005 года №42.

Частью 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42      «О регулировании жилищных отношений» установлено, что детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.

В соответствии с частью 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

Из содержания вышеприведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Софронова А.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией записи акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.129).

Из указанной копии записи акта о рождении, а также копии записи акта об установлении отцовства от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 130) следует, что ее матерью является Н., отцом - С.

ДД.ММ.ГГГГ умерла мать Софроновой А.Ю. - Н., что подтверждается копией записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец - С., что подтверждается копией записи акта о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.132).

Следовательно, в соответствии с положениями ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Софронова А.Ю. относилась к категории детей-сирот, а затем - лиц из числа детей-сирот.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном над Софроновой А.Ю. была назначена К. ( л.д.86).

Этим же постановлением за Софроновой А.Ю. было закреплено право пользования жилой площадью по адресу: <адрес>.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Софроновой А.Ю. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как лицо из числа детей-сирот ( л.д.19).

Очередность Софроновой А.Ю. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, сформированным администрацией <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ под номером 59, что следует из сообщения заведующего сектором опеки и попечительства администрации <адрес> ( л.д.6).

Софронова А.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой ( л.д.47).

Собственником указанного жилого помещения является К.1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости ( л.д.74).

Сама же Софронова А.Ю. является собственником жилого <адрес> в порядке наследования, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости ( л.д.72) выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости ( л.д.73).

Между тем, заключением межведомственной комиссии администрации Янгличского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ названный дом признан непригодным для проживания ( л.д.133, 134).

Таким образом, проживание Софроновой А.Ю. в жилом <адрес> является невозможным в силу п.2 ч.3 ст.23.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» от ДД.ММ.ГГГГ ( жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации).

Следовательно, Софронова А.Ю. нуждается в улучшении жилищных условий и должна быть обеспечена жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.

ДД.ММ.ГГГГ Софроновой А.Ю. исполнилось 19 лет. Однако до настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда ей не предоставлено.

Доводы представителя ответчика о том, что Софронова А.Ю. находится в списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для приобретения жилых помещений не в числе первых, а внеочередное предоставление жилья истице повлечет за собой нарушение прав других лиц названной категории являются несостоятельными, поскольку исходя из вышеприведенных положений действующего законодательства с момента включения в список детей-сирот на получение жилья и достижения Софроновой А.Ю. совершеннолетия у ответчика возникла обязанность по предоставлению последней жилого помещения.

Из содержания положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что основанием возникновения права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных является наличие следующих фактов: нуждаемость лиц названной категории в жилом помещении, достижение возраста 18-ти лет, окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по заявлению таких лиц завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.

При этом ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование субъектом РФ сводного списка указанной категории лиц означает планирование числа лиц, нуждающихся в жилых помещениях, и призвано обеспечить жилыми помещениями лиц названной категории незамедлительно по мере наступления основания для представления жилья, а не с целью формирования очередности в обеспечении жильем исходя из времени включения в такой список.

При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в жилье, и времени принятия их на такой учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств.

Следовательно, названным решением суда права иных лиц вышеуказанной категории, состоящих в списке для обеспечения специализированным жилым помещением, не нарушаются.

Ссылка представителя ответчика на отсутствие финансирования обязательств по предоставлению лицам названной категории жилых помещений также не может являться основанием для отказа в иске, поскольку обеспечение жилым помещением названной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск Софроновой А.Ю. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

        Иск Софроновой Анастасии Юрьевны удовлетворить.

        Обязать администрацию г.Канаш Чувашской Республики предоставить Софроновой Анастасии Юрьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.

       Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья                        Т.В. Иванова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-1215/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Софронова Анастасия Юрьевна
Ответчики
Администрация г. Канаш Чувашской Республики
Другие
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Министерство финансов Чувашской Республики
Гаврилов Анатолий Николаевич
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
20.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2020Передача материалов судье
20.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2020Судебное заседание
20.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.11.2019Дело оформлено
21.11.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее