№ 3а-65/2021
10OS0000-01-2021-000064-53
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
31 марта 2021 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретареСафоновой М.В., с участием прокурораИовлева Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лоймоевой Т.А. о признании недействующим решения ХХIII сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 г. № 3 «Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения»и решения ХХХIV сессииIII созыва Совета Прионежского муниципального районаот 20 июня 2017 г. № 4 «Об утверждении Правил землепользованияи застройки Нововилговского сельского поселения» в части,
у с т а н о в и л:
РешениемХХIII сессии III созыва Совета Прионежского муниципального районаот 22 марта 2016 г. № 3 «Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения» с учетом решения от 05 мая 2016 г. № 18 «О внесении изменений в Решение Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 года № 3» утвержден в новой редакции Генеральный план Нововилговского сельского поселения.
Решением ХХХIV сессии III созыва Совета Прионежскогомуниципального районаот 20 июня 2017 г. № 4 утверждены Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения.
Указанными нормативными правовыми актами установлена зона
с особыми условиями использования территории - второй пояс санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.
Лоймоева Т.А. обратиласьв суд с административным иском
о признании недействующими названных решений Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 г. № 3 и от 20 июня 2017 г. № 4
в части включения в границы второго поясазоны санитарной охраны источника питьевого водоснабженияпринадлежащего на праве аренды ей земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), сославшись на противоречие указанных нормативных правовых актов части 5 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г.№ 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закона № 52-ФЗ) и пунктам 1.5, 1.6, 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарноговрача Российской Федерации от 14марта 2002 г. № 10(далее -СанПин 2.1.4.1110-02), части 5 статьи 30, части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ), поскольку зона санитарной охраны источника питьевого водоснабжения,
в границах которой находится вышеуказанный земельный участок, установлена Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения
о соответствии ее границ и ограничений использования земельных участков
в границах зоны санитарным правилам.
Административный истец полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты нарушают ее права, посколькупрепятствуют в приобретении земельного участка с кадастровым номером (...)в собственность.
В судебном заседании представитель административного истцаЕрмолинская Т.В. поддержала административный иск.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены
о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, возражений против рассмотрения дела в их отсутствие не представили.
В возражениях на административный иск административный ответчик заявленные требования не признал, оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшегоиск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Лоймоева Т.А. на основании договоров аренды земельного участка от (...) г. № (...) и от (...) № (...), заключенных с администрацией Прионежского муниципального района и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия соответственно, является арендатором земельного участка с кадастровым номером (...), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: Республика Карелия, Прионежскийрайон,д. Вилга.
Также административный истец является собственником здания (жилое строение) с кадастровым номером (...), возведенного
на вышеуказанном земельном участке (право собственности зарегистрировано (...).).
Письмом от 14 ноября 2018 г. (...) Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало Лоймоевой Т.А. в предоставлении в собственность земельного участка
с кадастровым номером (...) по мотивам отнесения его документами территориального планирования Нововилговского сельского поселения к территории второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)
с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Учитывая, что оспариваемыми муниципальными правовыми актами осуществлено градостроительное зонирование земельного участка, правообладателем которого является административный истец, Лоймоева Т.А. вправе обратиться с настоящим административным иском.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 4 статьи 3 ГрК РФустановлено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которыене должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с пунктом 20 части 1, частью 4 статьи 14, частью 1 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей
на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений
на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию
при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения, входят в полномочия органов местного самоуправления района.
В соответствии с Уставом муниципального образования Прионежского муниципального района (далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения является Совет Прионежского муниципального района (статья 20 Устава).
Решением XXIII сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 22 марта 2016 г. № 3 «Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения»
и решением ХХХIV сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 20 июня 2017 г. №4 «Об утверждении Правил землепользования
и застройки Нововилговского сельского поселения» внесены изменения
в Генеральный план и приняты Правила землепользования и застройкиНововилговского сельского поселения, в результате которых генеральный план фактически изложен в новой редакции, изменен картографический материал к генеральному плану (в частности вместо карт функциональных зон каждого населенного пункта, входящего в поселение, принята одна карта функциональных зон всего поселения).
В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 2 ГрК РФ законодательство
о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываютсяна принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности
и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство об особо охраняемых природных территориях,
об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона № 52-ФЗ определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Процедуры принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки ивнесения изменений в Генеральный план Нововилговского сельского поселения неоднократно проверялись судом в порядке главы 21 КАС РФ.
В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному административному делу, имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел.
Так, вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Республики Карелия от 06 июня 2017 г. по административному делу
№ 3а-34/2017, от 13 сентября2018 г. по административному делу 3а-105/2018, от 05 декабря 2019 г. № 3а-227/2019 установлено, что Генеральный план Нововилговского сельского поселения принятс нарушением порядка проведения публичных слушаний, предусмотренного статьей 28 ГрК РФ
и статьей 12 Устава муниципального образования. Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения приняты уполномоченным органом с соблюдением порядка публичных слушаний.
В силу пункта 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в первом и втором поясах
зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения относятся к ограниченным
в обороте и не могут быть предоставлены в частную собственность
за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные
в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретных указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения
о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (часть 3 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ).
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ).
Как следует из пунктов 1.4 и 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений,
а также территорий, на которых они расположены. При этом второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом
из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются, в том числе, определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны
с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6
и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Вышеуказанными решениями Верховного Суда Республики Карелия также установлено, что оспариваемые решения Совета Прионежского муниципального района приняты с нарушением определенной законом компетенции органа и процедуры установления санитарно-защитных зон источников водоснабжения, поскольку отображение границ второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения на картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения произведено в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключенияо соответствии ее границ и ограничений использования земельных участков
в границах зоны санитарным правилам, что приводитк нарушению прав правообладателей земельных участков, включенныхв указанную зону.
Спорный земельный участок с кадастровым номером (...), отражен на картографическом материале Генерального плана и Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения в границах 500 метровой зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения - р. Вилга (второй пояс).
Следовательно, СоветПрионежского муниципального района при принятии Генерального планаи Правил землепользования Нововилговскогосельского поселения вышел за пределы компетенции в части установления границ второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения и в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером (...).
При таких обстоятельствах несоответствие приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, решений Совета Прионежского муниципального района в оспариваемой части является основанием для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу
и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку установлено применение оспариваемых нормативных правовых актов, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает их не действующими в оспариваемой части
с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
В связи с удовлетворением требований административного истца суд на основании статьи 111 КАС РФ считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Лоймоевой Т.А. удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу решение ХХIII сессии III созыва Совета Прионежскогомуниципального района от 22 марта 2016 г. № 3 «Об утверждении проекта изменений Генерального плана Нововилговского сельского поселения» и решение ХХХIV сессии III созыва Совета Прионежского муниципального района от 20 июня 2017 г. № 4 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения» в части включения в границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...).
Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Совета Прионежского муниципального района
Взыскать с Совета Прионежского муниципального района в пользу Лоймоевой Т.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня его принятияв окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
составлено 05 апреля 2021 г.