Решение по делу № 33а-3210/2019 от 08.04.2019

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-3210

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Мороз И.Г.

судей Романовой И.А., Герасимовой О.В.

с участием прокурора Косныревой Е.В.

при секретаре Афанасьевой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 24 мая 2019 года дело по административному исковому заявлению Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерству природных ресурсов Хабаровского края, Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей», Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе руководителя Федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» - Савина А.А. на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 26 февраля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Герасимовой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с учетом уточненных требований обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края, Министерству природных ресурсов Хабаровского края, ФБУ «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей», ФГУП «Росморпорт» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства в сфере соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду было установлено, что на береговой линии реки Амур 16.07.2018 в 15:58 в районе дома <адрес> обнаружен фрагмент судна, размещённый частью как на прибрежной защитной полосе земельного участка с кадастровым в акватории реки Амур в географических координатах <данные изъяты> Идентифицировать собственника либо владельца не представляется возможным. Объект загрязнён бытовыми отходами, в том числе пластиковыми бутылками. Данный объект утратил свои потребительские свойства, эксплуатации и использованию по функциональному назначению не подлежит, в связи с чем является ломом чёрного металла, то есть отходом и загрязняет почву земельного участка и акваторию реки Амур. В соответствии с информацией ФГБНУ «ТИНРО-Центр» от 18.07.2018 нахождение в водных объектах, затонувших или частично затонувших судов, кораблей и их фрагментов, в том числе находящихся на мелководье и берегу в водоохранной зоне водоёма, представляет реальную угрозу водным биоресурсам и среде их обитания и наносит им определённый ущерб. Администрацией городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» мер по организации утилизации промышленных отходов в виде фрагмента корпуса судна не принимается. Вместе с тем, фрагмент судна находится на территории городского поселения, в связи с чем, обязанность по организации утилизации промышленных отходов в виде остатков корпуса бесхозяйного судна должна быть возложена на орган местного самоуправления. В силу пунктов 3.6.2, 3.6.22, 3.6.3 Положения о Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утверждённого Постановлением Правительства Хабаровского края от 14.02.2009 -пр, к компетенции данного органа отнесено осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, в том числе по организации разработки, утверждению и реализации территориальных программ по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории края; по разработке и осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории края. Учитывая, что Николаевск-на-Амуре является городским поселением, а также то, что нахождение в реке Амур фрагмента судна оказывает негативное воздействие на данный водный объект, принятие мер по охране реки Амур от данного воздействия (в рамках исполнения переданных полномочий) относится к полномочиям Министерства природных ресурсов Хабаровского края.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 № 1800-р «Об утверждении перечня внутренних водных путей Российской Федерации» река Амур является водным объектом, в границах которого расположены водные пути. Помимо этого, в соответствии с пунктами 2.1, 3.2.1 Устава ФБУ «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей», утвержденного распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 20.02.2013 № АД-41-р, Учреждение осуществляет функции по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта, осуществляет выявление и учет бесхозяйных судов, установление их владельцев. ФБУ «Администрация Амурводпуть» обязано исполнить возложенные законом в статье 49 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ полномочия по подъему бесхозяйного фрагмента судна из реки Амур. Неисполнение уполномоченным государственным учреждением своих функций по предотвращению загрязнения водного объекта в пределах зоны своей ответственности нарушает права Российской Федерации как собственника данного водного объекта.

Просил суд признать бездействие Администрации Николаевского муниципального района по непринятию мер по организации сбора, транспортирования и утилизации отходов в виде фрагмента судна, находящегося в районе земельного участка с и в акватории реки Амур в географических координатах <данные изъяты> незаконным; обязать Администрацию Николаевского муниципального района организовать сбор, транспортирование, утилизацию отходов в виде фрагмента корпуса судна, находящегося в районе земельного участка с кадастровым и в акватории реки Амур в географических координатах <данные изъяты> признать бездействие Министерства природных ресурсов Хабаровского края по непринятию мер, обеспечивающих охраны реки Амур от негативного воздействия отходов в виде фрагмента корпуса судна, находящегося в районе земельного участка с кадастровым и в акватории реки Амур в географических координатах <данные изъяты>) незаконным; возложить на Министерство природных ресурсов Хабаровского края обязанность обеспечить охрану реки Амур от негативного воздействия путем извлечения из нее фрагмента корпуса судна, находящегося в районе земельного участка с кадастровым и в акватории реки Амур в географических координатах <данные изъяты> признать бездействие ФБУ «Администрация Амурводпуть» в части невыполнения обязанности по поднятию, удалению или утилизации фрагмента корпуса судна, находящегося в районе земельного участка с кадастровым и в акватории реки Амур в географических координатах <данные изъяты> незаконным; обязать ФБУ «Администрация Амурводпуть» организовать (осуществить) поднятие, удаление или утилизацию фрагмента корпуса судна, находящегося в районе земельного участка с кадастровым и в акватории реки Амур в географических координатах <данные изъяты>

Определением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 28.08.2018 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство природных ресурсов Хабаровского края.

Определениями Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 29.01.2019 произведена замена административного ответчика Администрации городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» Николаевского муниципального района Хабаровского края на правопреемника – Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края; к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФБУ «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей», ФГУП «Росморпорт».

Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 26 февраля 2019 года административный иск Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен частично.

Признано незаконным бездействие Федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» выразившееся в неисполнении обязанности по принятию мер к поднятию, удалению или утилизации фрагмента корпуса судна, находящегося в районе земельного участка с кадастровым и в акватории реки Амур в географических координатах <данные изъяты>

На Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» возложена обязанность осуществить поднятие, удаление или утилизацию фрагмента корпуса судна, находящегося в районе земельного участка с кадастровым и в акватории реки Амур в географических координатах <данные изъяты> в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В апелляционной жалобе руководитель Федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» - Савин А.А. с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что фрагмент судна находится за пределами действия Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ), за пределами внутренних водных путей Амурского бассейна. КВВТ РФ является основным нормативным правовым актом на речном транспорте. Фрагмент корпуса судна находится в гавани порта и на территории муниципального образования, то есть за пределами сферы применения КВВТ РФ и находится в сфере деятельности Кодекса торгового мореплавания. Кроме того, ФБУ «Администрация Амурводпуть» не является собственником фрагмента корпуса судна, находящегося за пределами действия КВВТ РФ. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на апелляционную жалобу директор ФГУП «Росморпорт» - Е.А. Буданова просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ФБУ «Администрации Амурского бассейна внутренних водных путей» Есипчук И.А., доводы апелляционной жалобы поддержавшей, прокурора Косныревой Е.В., представителя Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края Костырина И.И., с доводами апелляционной жалобы не согласившихся, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из содержания п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что в районе дома <адрес> находится фрагмент судна, размещённый частью как на прибрежной защитной полосе земельного участка с кадастровым и в акватории реки Амур в географических координатах <данные изъяты> что подтверждается актом осмотра от 16.07.2018 (л.д.7 т.1). Из данного акта также следует, что по внешнему виду фрагмент судна состоит из металла, по всей обозримой площади со следами коррозии, разукомплектован, опознавательных знаков, регистрационных номеров, наименований не имеет; идентифицировать собственника либо владельца не представляется возможным; объект загрязнён бытовыми отходами.

Согласно сообщению ФГБНУ «ТИНРО-Центр» от 18.07.2018 нахождение в водных объектах, затонувших или частично затонувших судов, кораблей и их фрагментов, в том числе находящихся на мелководье и берегу в водоохранной зоне водоёма, представляет реальную угрозу водным биоресурсам и среде их обитания и наносит им определённый ущерб.

Из ответа ФБУ «Администрация Амурводпуть» от 19.07.2018 на запрос Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, следует, что указанные останки судов размещены ниже границы обслуживания внутренних водных путей ФБУ «Администрация Амурводпуть». Информация от владельцев указанных судов не поступала.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в аренде у ФГУП «Росморпорт».

Статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее КВВТ РФ) определено, что администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ст.34 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей кроме прочего навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов и путевые работы на внутренних водных путях.

В ч.6 ст.47.1 КВВТ РФ указано, что в случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.

В соответствии с п.1 ст.49 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.

На территории Хабаровского края такой организацией является ФБУ «Администрация Амурводпуть».

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу требований статьи 49 КВВТ РФ ФБУ «Администрация Амурводпуть» обязано осуществить поднятие, удаление или утилизацию указанного фрагмента корпуса судна, однако до настоящего времени не принято мер по сбору и утилизации фрагмента судна, что свидетельствует о бездействии со стороны административного ответчика.

Давая оценку всем обстоятельствам по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, в совокупности со всеми материалами дела дал оценку представленным доказательствам и по мотивам, изложенным в решении, правильно разрешил дело.

Доводы апелляционной жалобы о том, что к данным правоотношениям не подлежат применению положения Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, ввиду расположения фрагмента судна, подлежат отклонению.

Согласно ч.1 ст.56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) запрещается.

Следовательно, законодатель проводит различие между отходами производства, потребления и затонувшим имуществом как особыми объектами гражданских прав.

В абзаце 3 статьи 3 КВВТ РФ установлено, что внутренние водные пути Российской Федерации – естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства.

Согласно п.1 ст.7 КВВТ РФ внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами.

Обязанность по подъему и утилизации затонувшего судна возложена на государственные органы исполнительной власти федеральным законодательством.

Статьей 3 КВВТ РФ определено, что администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ФБУ «Администрация Амурводпуть», уполномоченное, в соответствии со ст.49 КВВТ РФ, на осуществление указанных мероприятий по поднятию и транспортировке затонувшего имущества в реке Амур и возложил на ФБУ «Администрация Амурводпуть» обязанность осуществить поднятие, удаление или утилизацию фрагмента корпуса судна.

В апелляционной жалобе не приводится никаких новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судом и положенных в основу судебного постановления.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 26 февраля 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя Федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» - Савина А.А., без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий    И.Г. Мороз

Судьи И.А. Романова

О.В. Герасимова

33а-3210/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Николаевская-на-Амуре межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчики
Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края
ФГУП Росморпорт
ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей"
Министерство Природных ресурсов Хабаровского края
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Герасимова Оксана Витальевна
Дело на сайте суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
10.04.2019Передача дела судье
24.05.2019Судебное заседание
03.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее