Уникальный идентификатор дела № 59RS0040-01-2024-001633-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 сентября 2024 года г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Мехряковой Л.И.,
при секретаре Баженовой С.В.,
с участием прокурора ФИО8,
представителя истца ФИО2 – ФИО9, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика ФИО15, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7, ФИО3 к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, изъятии долей в праве собственности на земельный участок, признании права собственности, прекращении права собственности, третьи лица – ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО5, <адрес>, Министерство строительства <адрес>, Отдел МВД России по Чайковскому городскому округу, территориальное управление Министерства социального развития <адрес>,
по встречному иску Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа к ФИО7, ФИО2 о возложении обязанности принять жилое помещение, заключить договор,
установил:
ФИО7, ФИО2, обратились в суд с иском к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о предоставлении в общую долевую собственность равноценного, благоустроенного жилого помещения на территории Чайковского городского округа общей площадью не менее 42,9 кв. м, равноценного изымаемому, принадлежащему им (истцам) на праве долевой собственности, жилого помещения общей площадью 42,95 кв. м, расположенного по <адрес> доли в праве собственности на земельный участок кадастровым номером № общей площадью 3051 кв.м, расположенный по <адрес> об изъятии указанного жилого помещения и долей в праве собственности на земельный участок, признании права собственности на жилое помещение за муниципальным образованием «Чайковский городской округ», о признании прекратившими право пользования жилым помещением.
В обосновании заявленных требований истцами указано, что им (истцам) на основании договора купли- продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит однокомнатная квартира, расположенная по <адрес> общей площадью 42,9 кв. м. Совместно с ними (истцами) в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают – ФИО1 (дочь) и ФИО10 (внучка). На основании постановления администрации Чайковского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес>, расположенный по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № Спорный многоквартирный жилой дом включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 г. № 227-П, постановлением администрации г. Чайковского от 23.05.2019 № 1001/1 по этапу 2023 г. 13.09.2021 г. Управлением жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа принято распоряжение № 115-р о принятии мер по сносу собственниками жилых домов. 05.04.2022 г. на основании постановления администрации Чайковского городского округа № 350 принято решение об изъятии для муниципальных нужд квартир в доме, подлежащих сносу, и на основании распоряжения Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа об изъятии земельного участка под домом от 30.03.2022 г. № 508-р. Они (истцы) выбрали способ возмещения за изымаемое жилое помещение в виде предоставления другого благоустроенного жилого помещения в новом жилом доме, без доплаты, поскольку это является их правом. При этом, им (истцам) на приеме у начальника Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа стало известно, что новое жилое помещение им будет предоставлено с доплатой разницы между изымаемым жилым помещением и жилым помещением в новом строящемся доме. Считают, что обязанность по предоставлению им (истцам) равнозначного жилого помещения на праве общей совместной собственности, взамен изымаемого следует возложить на ответчика, поскольку полномочия в области предоставления жилого помещения возложены на ответчика администрацией Чайковского городского округа. Ссылаясь на положения ст. ст. 6,32 Жилищного кодекса РФ, п.п. «з» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса РФ», п. 2 ст. 1, п.4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ, просят заявленные требования удовлетворить (л.д.3-9 том 1).
Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа обратилось в суд со встречным иском к ФИО7, ФИО2 о возложении обязанности принять жилое помещение, которое будет приобретено в собственность муниципального образования Чайковский городской округ по результатам исполнения (реализации) муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ №, заключить договор об изъятии жилого помещения, расположенного по <адрес> передаче взамен изымаемого жилого помещения в совместную собственность ФИО2, ФИО7 жилого помещения, которое будет приобретено в собственность муниципального образования Чайковский городской округ по результатам исполнения (реализации) муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ № с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (с доплатой Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилого помещения) (л.д.136-138 том 1).
В обосновании встречных требований указано, что истцам (ответчикам по встречному иску) на праве общей совместной собственности принадлежит квартира, расположенная по <адрес> Указанный многоквартирный дом в соответствии с постановлением администрации Чайковского городского поселения от 08.06.2015 № 902 признан аварийным. ДД.ММ.ГГГГ истцы (ответчики по встречному иску) выразили согласие на способ переселения в виде предоставления другого жилого помещения во вновь построенном многоквартирном доме (строительство). ДД.ММ.ГГГГ Управлением земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа заключен муниципальный контракт № по приобретению жилых помещений у застройщика в многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Поскольку в собственности ФИО2 на момент заключения договора мены имелась 1/2 доля в праве собственности на жилое здание, расположенное по <адрес> то одновременное соблюдение условий освобождения истцов (ответчиков по встречному иску) от доплаты разницы между предоставляемым жилым помещением и жилым помещением признанным аварийным, отсутствует, следовательно, у собственников спорного жилого помещения возникает обязанность по оплате разницы в стоимости жилых помещений (аварийного и предоставляемого). При этом, размер разницы в стоимости изымаемого жилого помещения и предоставляемого жилого помещения установить не предоставляется возможным, поскольку отчет об определении рыночной стоимости квартиры и затрат, связанных с изъятием жилого помещения не оформлялся, а срок передачи жилых помещений в строящемся жилом доме в соответствии с муниципальным контрактом -ДД.ММ.ГГГГ Считают, что обращение истцов (ответчиков по первоначальному иску) с иском является преждевременным, нарушение прав истцов (ответчиков по встречному иску) отсутствует. Предоставление жилого помещения в строящемся доме в настоящее время не предоставляется возможным. Заключение договора об изъятии жилого помещения и передачи в собственность жилого помещения взамен изымаемого является обстоятельством исключающим удовлетворение первоначальных исковых требований, поскольку данные условия содержатся в данном договоре. Поскольку условия договора об изъятии жилого помещения и передачи в собственность жилого помещения взамен изымаемого с собственниками жилого помещения, признанного аварийным, не определены, ссылаясь на положения ст. 131,132,137,138 ГПК РФ, ст. 32 Жилищного кодекса РФ, просит удовлетворить встречные требования (л.д.136-138 том 1)
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, в соответствии со ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц привлечены Отдел МВД России по Чайковскому городскому округу, территориальное управление Министерства социального развития <адрес> (л.д.1-2 том 1), определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечено Правительство Пермского края, Министерство строительства Пермского края (л.д.112 том 1), определением суда от 18.07.2024 г. в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечена администрация Чайковского городского округа.
Истцы (ответчики по встречному иску) – ФИО7, ФИО2 в судебное в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о дате, месте, времени судебного заседания (л.д.184 том 1), просили рассмотреть дело в их отсутствие, на исковых требованиях настаивают (л.д.145 том 1). В представленных письменных пояснениях указали, что многоквартирный жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу с ДД.ММ.ГГГГ. В осенне-зимний период в ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении проживать невозможно, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ в квартире установлено газовое отопление, которое отключено с ДД.ММ.ГГГГ Стены в доме рушатся, потолок сыпется. Они – истцы (ответчики по встречному иску) избрали способ возмещения в виде предоставления другого благоустроенного жилого помещения в новом строящемся доме без доплаты. На доплату согласия не давали, поскольку они являются пенсионерами и у них отсутствуют так денежные средства для производства оплаты. Считают, что встречные исковые требования являются незаконными, жилье из маневренного фонда им (истцам, ответчикам по встречному иску) не предлагалось, на первоначальном иске настаивают, просят отказать в удовлетворении встречного иска (л.д. 11 том 2).
Представитель истца ФИО2 (представитель ответчика по встречному иску) ФИО14 в судебном заседании на первоначальных требованиях настаивала, просила их удовлетворить и отказать в удовлетворении встречных требований. В письменных прояснениях указала, что доводы ответчика (истца по встречному иску) о том, что жилое помещение взамен аварийного может быть предоставлено только с условием зачета его стоимости в выкупную цену с доплатой разницы между изымаемым жилым помещением и предоставляемым жилым помещением основаны на неверном толковании законодательства. Положения региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, установлено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Положения программы предусматривают возможность предоставления жилья с зачетом стоимости лишь по соглашению сторон, кроме того, предусматривает случаи, при которых собственники освобождаются от доплаты разницы в стоимости помещений. При этом, соглашение между истцами (ответчиками по встречному иску) и ответчиком (истцом по встречному иску) не достигнуто. Источниками финансирования региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда являются только средства фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства бюджета <адрес> и средства местного бюджета. Региональная адресная программа переселения не предусматривает средства граждан, связанных с доплатой разницы между изымаемым и предоставляемым жильем. Требования истцов (ответчиков по встречному иску) направлены на предоставление жилого помещения взамен аварийного, а не на улучшение жилищных условий (л.д. 96-97 том 1). Предоставление гражданам в связи со сносом дома, другого жилого помещения носит компенсационный характер. Истцы (ответчики по встречному иску) отказались от квартиры в новостройке ввиду отсутствия денежных средств на доплату разницы в стоимости. Просили предоставить другое жилое помещение взамен аварийного и подлежащего сносу, равнозначное по площади в <адрес> края. (л.д.146-147 том 1).
Представитель ответчика (истца по встречному иску) в судебном заседании просила отказать в удовлетворении первоначального иска, на удовлетворении встречных исковых требованиях настаивала. Поддержала доводы, изложенных в возражениях на иск, из которых следует, что отсутствует одновременное соблюдение условий для освобождения истцов (ответчиков по встречному иску) от доплаты разницы между предоставляемым жилым помещением и жилым помещением признанным аварийным, в связи с чем, у них возникает обязанность по оплате разницы в стоимости аварийного и предоставляемого жилых помещений. При этом, размер разницы в стоимости изымаемого жилого помещения и предоставляемого жилого помещения установить не предоставляется возможным, поскольку отчет об определении рыночной стоимости квартиры и затрат, связанных с изъятием жилого помещения не оформлялся, а срок передачи жилых помещений в строящемся жилом доме в соответствии с муниципальным контрактом – ДД.ММ.ГГГГ Считают, что обращение истцов (ответчиков по первоначальному иску) в суд с иском является преждевременным, нарушение прав истцов (ответчиков по встречному иску) отсутствует (л.д.38-40 том 1).
Третье лицо – ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО10 уведомлена о дате, времени судебного заседания (л.д.190 том 1), в судебное заседание не явилась.
Третье лицо - Отдел МВД РФ по Чайковскому городскому округу надлежащим образом уведомлено о дате, времени судебного заседания, представителя в суд не направил, представили заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д.35, 155 том 1).
Третье лицо - Министерство строительства Пермского края надлежащим образом уведомлено о дате, времени судебного заседания (л.д.180,211 том 1), представителя в суд не направило, просили рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя (л.д.161-162,213 том 1, л.д.6 том 2). В ранее представленном отзыве на первоначальное исковое заявление указали, что поскольку спорный жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп в соответствии со ст. ст. 2, 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185 – ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является факт достижения либо факт отсутствия между сторонами соглашения сторон о предоставлении истцам (ответчикам по встречному иску) другого жилого помещения взамен изымаемого (л.д.121-123 том 1). Полагают, что истцами (ответчиками по встречному иску) не соблюдены все условия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 г.г., утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 г. № 227-п, поэтому встречное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Третье лицо - Территориальное управление Министерства труда и социального развития Пермского края по Чайковскому городскому округу уведомлено о дате, времени судебного заседания, представителя в суд не направило, просили рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя, в письменные пояснениях указали, что истцы (ответчики по встречному иску) являются собственниками жилого помещения, расположенного по <адрес>, ФИО1 является матерью несовершеннолетней ФИО10, которые зарегистрированы по <адрес> и являются членами семьи собственников жилого помещения и обладают правом пользования указанным жилым помещением. Указали, что органом опеки и попечительства выдается разрешение на изъятие жилого помещения, либо долей в праве на жилое помещение, признанного аварийным и подлежащим сносу при наличии у несовершеннолетних детей права собственности на жилое помещение (л.д. 37, 150-151, 156 том 1).
Третье лицо – Правительство Пермского края уведомлено о дате, времени судебного заседания (л.д.179, 212 том 1), представителя в суд не направило, просило рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя (л.д.218-том 2, л.д.1 том 2). В отзыве на первоначальное исковое заявление указали, что поскольку спорный жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп в соответствии со ст. ст. 2, 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. № 185 – ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Юридически значимым обстоятельством для разрешения дела является факт достижения либо факт отсутствия между сторонами соглашения сторон о предоставлении истцам (ответчикам по встречному иску) другого жилого помещения взамен изымаемого (л.д.128-130 том 1). Полагают, что истцами (ответчиками по встречному иску) не соблюдены все условия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 г.г., утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 г. № 227-п, поэтому встречное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Третье лицо – администрация Чайковского городского округа уведомлено о дате, времени судебного заседания, представителя в суд не направило, просили рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя, просили отказать в удовлетворении первоначальных исковых требований, встречные исковые требования удовлетворить в полном объеме. Считают, что основания освобождения истцов (ответчиков по встречному иску) от доплаты разницы между предоставляемым жилым помещением и жилым помещением признанным аварийным отсутствуют. Представленная в материалы дела справка о средне-рыночной стоимости квартиры подготовлена без учета факта аварийности жилого дома, кроме того, не учтены затраты на переезд и аренду жилья для временного проживания. Экспертное заключение подготовлено на основании документов о признании дома аварийным. Выезд эксперта на осмотр спорного жилого помещения не осуществлен, не установлено в чем заключается угроза жизни и здоровью истцов (ответчиков по встречному иску) (л.д.232-233 том 1).
Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы искового заявления, встречного искового заявления, письменные пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что первоначальные требования подлежат удовлетворению, а встречный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении первоначального иска и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований на основании следующего.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с ч.1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч.1 ст. 32 ЖК РФ).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2 ст. 32 ЖК РФ).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.4 ст. 32 ЖК РФ).
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения (ч.5 ст. 32 ЖК РФ).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч.6 ст. 32 ЖК РФ).
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч.7 ст. 32 ЖК РФ).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч.9 ст. 32 ЖК РФ).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч.10 ст. 32 ЖК РФ).
Как следует из п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 г. №14 Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» разъяснено, что в случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 №227-п утверждена «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы». Пунктом 6.2 раздела 6 программы предусмотрено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами: предоставление жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых жилых помещений; предоставление гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации; путем выплаты собственникам возмещения за изымаемые в муниципальную собственность жилые помещения; путем предоставления субсидий собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение других жилых помещений.
Пунктом 6.4 раздела 6 программы предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. В случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости предоставляемого жилого помещения, собственник обязан оплатить разницу в стоимости помещений. Порядок и сроки оплаты определяются соглашением с собственником жилого помещения, при этом срок оплаты не может быть установлен позднее 25 декабря года, в котором заключено соглашение с собственником, а при заключении такого соглашения в 2024 году срок оплаты разницы в стоимости помещений устанавливается не позднее 01 декабря 2024 года.
Собственники освобождаются от доплаты разницы в стоимости помещений, если они приобрели право собственности, долю в праве собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до принятия решения о признании его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при соблюдении следующих условий: на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также на дату заключения договора мены у собственников отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования; после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции собственниками не совершались действия по отчуждению жилых помещений.
Пунктом 6.1 названной выше региональной программы предусмотрено, что объем финансирования на проведение в рамках реализации Программы мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в соответствии с разделом IV настоящей Программы. Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, подлежащих расселению в рамках Программы, приведен в приложении 2 к настоящей Программе.
Приложением 2 к Региональной адресной программе по переселению граждан, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29 марта 2019 года № 227-п включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: Пермский край, г. Чайковский, пре. Колхозный д.4/1 с указанием планируемой даты окончания переселения в срок до 31.12.2024 года.
Основной целью данной Региональной программы является переселение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан; ликвидация аварийного жилищного фонда; снижение социальной напряженности в обществе.
Программа реализуется за счет средств Фонда, бюджета Пермского края, местных бюджетов (раздел 4).
Вместе с тем если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (раздел II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года).
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением администрации г. Чайковского от 23.05.2019 г. № 1001/14 утверждена муниципальная адресная программа по расселению аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования Чайковский городской округ на 2019-2024 годы, согласно которой по этапу 2023 года осуществляется расселение дома, расположенного по <адрес> (№ в программе).
Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела следует, что ФИО7 и ФИО2 состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ, являются родителями ФИО1, а ФИО1 является матерью ФИО5 (л.д.173-176 том 1).
ФИО7 и ФИО2 (на праве общей совместной собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по <адрес> площадью 42,9 кв. м (л.д.12, 33-34,48-50 том 1) на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-14 том 1).
Также ФИО2 принадлежат 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение и земельный участок, расположенные по <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Чайковского нотариального округа <адрес> ФИО11 (л.д.31 том 1).
ФИО1 принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенные по <адрес> (л.д.32 том 1). В ЕГРН отсутствуют сведения о принадлежащем на праве собственности недвижимого имущества ФИО10(л.д.29,58 том 1).
ФИО2, ФИО5, ФИО1, ФИО7 зарегистрированы по <адрес> (л.д.89-92 том 1).
В соответствии с техническим заключением по результатам обследования строительных конструкций двухэтажного жилого дома по <адрес> № выполненного ООО «Амперия-Н», общий физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования жилого дома составляло 84,78%, является аварийным и подлежит сносу (л.д.190-206 том 1).
На основании постановления администрации Чайковского городского поселения Пермского края № 902 от 08.06.2015 г. жилой дом, расположенный по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается материалами дела (л.д.51, 56, 86, 226, 228-229 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ истцы (ответчики по встречному иску) дали согласие на способ переселения в виде предоставления другого жилого помещения во вновь построенном многоквартирном доме (строительство) (л.д.74 том 1).
На основании распоряжения управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа №-Р ОТ ДД.ММ.ГГГГ, собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе по адресу<адрес> предложено принять меры по сносу жилых домов, освободить занимаемые помещения до ДД.ММ.ГГГГ и снести аварийные жилые дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ истцам (ответчикам по встречному иску) направлены требования о сносе спорного жилого дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61, 62 том 1), которые получены ими ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63 том 1).
В соответствии с распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа постановлено изъять для муниципальных нужд Чайковского городского округа земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 59:12:0010450:97, площадью 3051 кв. м с разрешенным использованием – жилая застройка малоэтажная, расположенный по <адрес> на котором расположен многоквартирный жилой дом, признанный аварийным и подлежащий сносу. Прекратить право общей долевой собственности на участок у собственников жилых помещений, расположенных на изымаемом участке (л.д.65 том 1). В списке граждан, являющихся собственниками жилых помещений, земельный участок под которым подлежит изъятию, в том числе указаны истцы (ответчики по встречному иску) (оборот л.д.65-66 том 1).
На основании постановления администрации Чайковского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение изъять жилые помещения у граждан, являющихся собственниками в жилом многоквартирном доме признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенном по <адрес> для изъятия земельного участка для муниципальных нужд Чайковского городского округа и освободить занимаемые жилые помещения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.75 том 1), в списке граждан, являющихся собственниками жилых помещений, подлежащих изъятию указаны истцы (ответчики по встречному иску) (л.д.76 том 1)
ДД.ММ.ГГГГ управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа и ООО строительная компания «Вега» заключили муниципальный контракт № о приобретении жилых помещений у застройщика в строящихся многоквартирных домах для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Цена контракта составляет 179140000 руб., контракт действует до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68-72 том 1).
На основании постановления администрации Чайковского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в муниципальную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Чайковский городской округ» на 2019-2024 годы (л.д.98-106 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Чайковского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Чайковский городской округ» на 2019-2025 годы, согласно которому этапы и сроки реализации программы 2019-2025 годы, в списке домов, подлежащих сносу указан спорный жилой дом, признанный аварийным в 2015 году, то есть до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77-85 том 1).
В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ автономной некоммерческой организации «Центр оценки и экспертиз» средне-рыночная стоимость квартиры, расположенной по <адрес> составляет 2480000-2 530000 руб. (л.д.164, 187 том 1).
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ автономной некоммерческой организации «Центр оценки и экспертиз» на основании установленных экспертизой фактов, с учетом допущений и ограничивающих условий, на основании требований предъявляемых к техническим характеристикам, установлено, что проживание в квартире, расположенной по <адрес>. угрожает жизни и здоровью граждан, существует опасность обрушения (л.д.224-225 том 1).
Включение жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предполагает с учетом применения к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 246 и пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, определение единого способа возмещения за изымаемое жилое помещение независимо от количества участников общей долевой собственности на жилое помещение и размера принадлежащих им долей: либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого равнозначного жилого помещения на праве собственности.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о том, что первоначальные исковые требования подлежат удовлетворению полном объеме.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что ФИО7 и ФИО2 приобрели право собственности на спорное жилое помещение на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следовательно, имеют право выбора способа возмещения независимо от даты принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Удовлетворяя требования ФИО7 и ФИО2, суд принимает во внимание, что ФИО7 какие-либо действия, направленные на отчуждение жилого помещения не совершал, иного жилья на праве собственности пригодного для постоянного проживания, либо занимаемого на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования не имеет, следовательно, вправе требовать от ответчика по встречному иску предоставление равнозначного жилого помещения, взамен изымаемого. Наличие на праве собственности у ФИО2 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение в порядке наследования не повлияло на улучшение её жилищных прав.
Осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. № 11-П, от 27 июня 2013 г. № 15-П, от 23 декабря 2013 г. № 29-П, от 22 апреля 2014 г. № 12-П и др.).
Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.
Однобокое трактование действующего законодательства со стороны органа местного самоуправления, без учета разъяснений Верховного суда РФ, изложенных в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., положений пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» свидетельствует о грубом нарушении прав и законных интересов граждан, поскольку изъятие жилого помещения, включенного в региональную программу, путем выкупа без согласия ответчиков при изъявлении ими желания на предоставлении жилого помещения взамен изымаемого не допускается.
Согласно муниципальной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Чайковский городской округ» на 2019-2024 года ответственным исполнителем программы является отдел реализации жилищных программ Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа. Целью указанной адресной программы является обеспечение благоустроенными жилыми помещениями граждан, проживающих в многоквартирных дома, признанных в установленном порядке до 01.01.2017 г. аварийными и подлежащими сносу, одной из задач программы является приобретение жилых помещений для переселения граждан.
В соответствии с положением об Управлении земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, утвержденного решением Чайковской городской думы от 19.06.2019 г. №235 Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа заключает соответствующие договоры от имени и в интересах Чайковского городского округа по вопросам предоставления муниципального имущества в собственность в порядке приватизации, аренду, концессию, безвозмездное пользование, доверительное управление, ответственное хранение в залог, установленном Думой Чайковского городского округа порядке, обеспечивает учет и хранение названных договоров. Управление, в соответствии с возложенными на него задачами в сфере жилищной политики является уполномоченным органом в сфере жилищной политики на территории Чайковского городского округа, обеспечивает реализацию участия Чайковского городского округа в региональных и федеральных программах, связанных с проведением жилищной политики в части обеспечения жильём льготных и иных категория граждан, приобретает в муниципальную собственность Чайковского городского округа на основании сделок, предусмотренных законодательством жилые помещения в целях пополнения жилищного фонда, организует и осуществляет переселение граждан и изъятием жилых помещений в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, заключает и расторгает договоры социального найма, служебного, коммерческого и иных видов найма специализированного муниципального жилого фонда Чайковского городского округа, договоры мены в связи с изъятием жилых помещений в домах, признанных аварийными, договоры передачи жилых помещений в собственность в порядке приватизации, на основании постановлений администрации и решений жилищной комиссии (л.д.52-55 том 1).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению ФИО7 и ФИО2 равнозначного жилого помещения на праве общей совместной собственности, площадью не менее 42,9 кв. м, расположенного в границах Чайковского городского округа Пермского края, взамен изымаемого следует возложить на Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа, поскольку полномочия в области предоставления жилого помещения делегированы администрацией Чайковского городского округа указанному юридическому лицу.
При этом равнозначным жилым помещением следует считать жилое помещение, площадь которого не меньше площади освобождаемого жилого помещения, а количество комнат соответствует количеству комнат в освобождаемом жилом помещении.
Возлагая на ответчика Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа обязанность по предоставлению истцам по встречному иску жилого помещения в общую совместную собственность без доплаты, суд, проанализировав условия региональной программы, исходит из того, что в соответствии с условиями названной программы переселение из аварийных домов, включенных в адресную программу, не предполагает обязанность собственников по доплате при предоставлении жилых помещений взамен изымаемых жилых помещений. Источниками финансирования программных мероприятий являются средства Фонда, средства бюджета Пермского края и средства местного бюджета, при этом возмещение части стоимости жилых помещений за счет внебюджетных источников, в том числе, средств собственников жилых помещений в плане мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено.
Ссылки представителя ответчика (представителя истца по встречному иску) о том, что в данном случае у истцов (ответчиков по встречному иску) возникает обязанность по доплате разницы в стоимости жилых помещений (аварийного и предоставляемого, поскольку ФИО17 не соблюдены одновременно условия освобождения от доплаты являются несостоятельными и отклоняются судом как основанные на неверном толковании законодательства.
Включение многоквартирного жилого дома в региональную адресную программу переселения является обстоятельством, расширяющим объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с пунктом 6.4 региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п, которым установлено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Собственники освобождаются от доплаты разницы в стоимости помещений, если они приобрели право собственности, долю в праве собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до принятия решения о признании его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при соблюдении следующих условий:
-на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также на дату заключения договора мены у собственников отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;
-собственники приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а собственники, право собственности у которых возникло в порядке наследования на жилое помещение в многоквартирном доме, - независимо от даты признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 29.12.2021 № 1108-п);
-после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции собственниками не совершались действия по отчуждению жилых помещений;
-предоставляемое по договору мены жилое помещение равнозначно по площади жилому помещению, занимаемому собственником в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Поскольку положения программы предусматривают возможность предоставления жилья с зачетом стоимости лишь по соглашению сторон, кроме того, предусматривают случаи, при которых собственники освобождаются от доплаты разницы в стоимости помещений, а истцы (ответчики) по встречному иску своего согласия на предоставление жилого помещения на указанных выше условиях не давали, Управлением земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа ФИО7, ФИО2 не предлагалось равнозначное жилое помещение, источниками финансирования региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227-п, являются только средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства бюджета Пермского края и средства местного бюджета, а предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер, поскольку в данном случае имеет место не предоставление жилого помещения в порядке очередности, исходя из времени постановки на учет, а замену жилого помещения, и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий только с точки зрения безопасности, суд приходит к выводу, что истцам (ответчикам по встречному иску) должно быть предоставлено отдельное жилое помещение в виде квартиры общей площадью не менее 42,95 кв.м.
Кроме того, судом установлено, чтообщий физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования жилого дома составляет 84,78 %. Жилой дом полностью исчерпал нормативный срок эксплуатации для деревянных зданий, что подтверждается материалами дела, иных доказательств суду не представлено. Таким образом, предоставление другого, равнозначного, жилого помещения взамен аварийного жилья истцам (ответчикам по встречному иску) является их правом, с учетом того, что изымаемое жилое помещение является единственным, принадлежащим ФИО7 на праве собственности.
Суд, принимая во внимание, что фактически истцы (ответчики по встречному иску), являясь собственниками квартиры и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом, имеют право пользования своим имуществом, после предоставления им другого жилого помещения их право собственности прекращается, что также влечет прекращение права пользования данным имуществом, и возникновения права муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность гражданина освободить соответствующее жилое помещение связывается с прекращением его права пользования этим помещением или выселением на основании решения суда в случае невыполнения требования собственника соответствующего жилого помещения по освобождению указанного жилого помещения.
Учитывая изложенное, в связи с изъятием аварийного жилого помещения, принадлежащего ФИО7, ФИО2, после предоставления иного жилого помещения на праве собственности, решение суда будет являться основанием для прекращения права собственности ФИО7, ФИО2, на квартиру, общей площадью 42,95 кв.м, расположенную по <адрес> в том числе доли в праве собственности на земельный участок под многоквартирным домом пропорционально площади квартиры, и возникновения права муниципальной собственности, поскольку земельный участок под многоквартирным домом является общим имуществом собственников жилых помещений в таком доме и не может отчуждаться как самостоятельный объект недвижимости, а также основанием для признания ФИО7, ФИО2, ФИО1, ФИО5 прекратившими права пользования указанным жилым помещением.
Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч.1 ст. 35 ЖК РФ).
Из положений п.1, 2 ст. 292 ГК РФ следует, что члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Таким образом, следует признать ФИО7, ФИО2, ФИО1, ФИО5 прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по <адрес> прекратить право собственности ФИО7, ФИО2 на долю в праве собственности, на земельный участок с кадастровым номером № площадью 3051 кв. метров и признать право собственности на указанное недвижимое имущество за муниципальным образованием «Чайковский городской округ».
Принимая во внимание, что судом удовлетворен первоначальный иск, который в полном объеме исключает удовлетворение встречного иска, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении встречных исковых требований Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа о возложении обязанности принять жилое помещение, заключить договор об изъятии жилого помещения и передаче взамен изымаемого жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении встречных требований о возложении обязанности принять жилое помещение, которое будет приобретено в муниципальную собственность, заключении договора об изъятии с доплатой Управлению земельных отношений администрации Чайковского городского округа разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений, суд обращает внимание истца по встречному иску (ответчика по первоначальному иску) на то, что компенсация разницы между стоимостью изымаемого у граждан жилого помещения и вновь предоставляемого, в связи с переселением в иное благоустроенное жилье, предусмотрена за счет средств фонда региональной программы и местного бюджета, ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном жилом фонде, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого жилого помещения.
Кроме того, предоставляемое истцам жилое помещение взамен изымаемого, признанного в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, должно являться равнозначным, соответствовать качеству, строительным нормам, предъявляемым к жилым помещениям. Истцом по встречному иску параметры жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого, в отношении которого они просят возложить на ФИО16 обязанность принять жилое помещение и заключить договор, в исковом заявлении не указаны, в связи с чем заявление требования не отвечают положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
При установленных судом обстоятельствах и исследованных судом доказательствах, с учетом указанных судом норм права, встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
исковые требования ФИО7, ФИО3 к Управлению земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа удовлетворить.
Возложить на Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа обязанность предоставить в общую совместную собственность ФИО7 и ФИО3 в Чайковском городском округе <адрес>, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 42,9 кв. м взамен изымаемого жилого помещения.
Возложить на Управление земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа обязанность изъять у ФИО7 и ФИО3 жилое помещение с кадастровым номером № общей площадью 42,9 кв.м., расположенное по <адрес> доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 3051 кв. м расположенный по <адрес> для муниципальных нужд, признать за муниципальным образованием Чайковский городской округ право собственности на жилое помещение, расположенное по <адрес>
Признать ФИО7 (ИНН №), ФИО3 (ИНН №), ФИО4 (ИНН №), ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. прекратившими право пользования квартирой, расположенной по <адрес>
Решение суда является основанием для снятия ФИО7 (ИНН №), ФИО3 (ИНН №), ФИО6 (ИНН №), ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с регистрационного учета по <адрес>
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о прекращении права собственности ФИО7 (ИНН №), ФИО3 (ИНН №), ФИО6 (ИНН №), ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на квартиру, общей площадью, 42,95 кв. м, расположенную по <адрес> регистрации права собственности на квартиру, общей площадью, 42,95 кв. м, расположенную по <адрес> за муниципальным образованием «Чайковский городской округ».
В удовлетворении встречных исковых требований Управления земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа к ФИО7, ФИО2 о возложении обязанности принять жилое помещение, заключить договор об изъятии жилого помещения и передаче взамен изымаемого жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: п/п (Л.И. Мехрякова)
|
Решение вступило в законную силу Подлинный документ подшит в дело № 2-962/2024 УИД № 59RS0040-01-2024-001633-75 Дело находится в производстве Чайковского городского суда Пермского края |
Мотивированное решение изготовлено 03.10.2024 г.