Решение по делу № 3а-1186/2020 от 20.07.2020

УИД: 59OS0000-01-2020-805-81

№ 3а-1186/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 сентября 2020 г. г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Алексеева А.А.,

при секретаре Елисеевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Толстикова Виталия Владимировича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

установил:

Толстиков В.В. обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером **:553, площадью 17928, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, в размере его рыночной стоимости 14826000 руб. на 01.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **:554, площадью 2708 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, в размере его рыночной стоимости 2497000 руб. на 01.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **:555, площадью 4276 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, в размере его рыночной стоимости 3942000 руб. на 01.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **:556, площадью 9860 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, в размере его рыночной стоимости 7868000 руб. на 01.01.2019.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных выше земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков утверждена приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12.11.2019 № СЭД-31-02-2-2-1393 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края" по состоянию на 1.01.2019:

- с кадастровым номером **:553 – 30731819, 04 руб.;

- с кадастровым номером **:554 – 4641 999,44 руб.;

- с кадастровым номером **:555 – 7329833, 68 руб.;

- с кадастровым номером **:556 –13007213,4 руб.

Установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной стоимости объекта недвижимости, что подтверждается отчетом об оценке от15.05.2020, выполненным оценщиком ООО «Авангард» Б., согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1.01.2019 составляет:

- с кадастровым номером **:553 –14826000 руб.;

- с кадастровым номером **:554 –2497000 руб.;

- с кадастровым номером **:555 –3942000 руб.;

- с кадастровым номером **:556 –7868000 руб.

Несоответствие кадастровой стоимости рыночной нарушает законные интересы административного истца, как плательщика земельного налога.

Административный истец Толстиков В.В. и его представитель Маст Д.А. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Лядов К.Э. извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск Министерство не возражает против установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельных участков в заявленном административным истцом размере.

Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельных участков кадастровая стоимость этих земельных участков устанавливается равной их рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 3.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Из материалов дела следует, что Толстиков В.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами **:553, **:554, **:555, **:556, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости в материалах дела.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как собственник земельных участков, Толстиков В.В. является плательщиком земельного налога, исчисляемого от размера кадастровой стоимости объектов недвижимости, следовательно, вправе поставить вопрос об оспаривании их кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельных участков утверждена приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12.11.2019 № СЭД-31-02-2-2-1393 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края» по состоянию на 1.01.2019 составляет:

- с кадастровым номером **:553 – 30731819, 04 руб.;

- с кадастровым номером **:554 – 4641 999,44 руб.;

- с кадастровым номером **:555 – 7329833, 68 руб.;

- с кадастровым номером **:556 –13007213,4 руб.

Административным истцом представлен в суд отчет от 15.05.2020 № 20/0130-10 об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленный оценщиком ООО «Авангард» Б., согласно которому рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на 1.01.2019 составила:

- с кадастровым номером **:553 –14826000 руб.;

- с кадастровым номером **:554 –2497000 руб.;

- с кадастровым номером **:555 –3942000 руб.;

- с кадастровым номером **:556 –7868000 руб.

Отчет об оценке составлен с соблюдением требований Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ, в части, применяемой к спорным правоотношениям, Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299, Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО № 7)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611, содержит подробное описание объекта оценки, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, описание процесса оценки объекта оценки в части применения подхода к оценке. Суждение специалиста относительно рыночной стоимости объекта оценки подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Оценщик соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: является членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет соответствующие дипломы, свидетельства и квалификационный аттестат по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", необходимый стаж работы в оценочной деятельности, застраховал гражданскую ответственность.

Выводы сделаны оценщиком в рамках сравнительного подхода к оценке, применение которого, а также отказ от применения доходного и затратного подходов и определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки суд находит обоснованным.

Оценщиком проведен анализ рынка земельных участков категории земли населенных пунктов, предназначенных под строительство. По результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости: категория и вид разрешенного использования, имущественные права, условия финансирования, условия продажи, условия рынка, скидка на торг, местоположение, площадь, рельеф, коммуникации, подъездные пути, разрешенное использование.

Применяя сравнительный подход с применением метода сравнения продаж, из предложенного рынка купли-продажи земельных участков на территории города Перми, оценщик выбрал подходящие по элементам сравнения: передаваемые права, дата предложения, местоположение, категория земель и вид разрешенного использования, наличие обременений, подъездные пути, наличие коммуникаций. Из представленной выборки оценщик выбрал 4 объекта-аналога для объекта оценки. При этом оценщик ориентировался на то, чтобы аналоги были наиболее близки по основным элементам сравнения к объекту оценки. С учетом внесения корректировок на дату предложения, на торг, на местоположение, на площадь, сведения о стоимости объекта достаточно полно отражают среднерыночный уровень цен продаж на рынке объектов типичных для объекта оценки. Обоснование применения корректировок, как и отказа от применения корректировок, оценщиком приведено в отчете со ссылкой на источники, которыми он руководствовался.

Выбор объектов-аналогов оценщиком в отчете надлежащим образом обоснован с учетом анализа рынка объекта оценки. Вся информация об объектах-аналогах является проверяемой, приложенные к отчету скриншоты страниц сайта являются читаемыми. С учетом изложенного, проведенная оценщиком идентификация объектов-аналогов позволяет установить, что отобранные аналоги относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по основным ценообразующим факторам.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Стороны по административному делу не высказали несогласия отчетом №20/0130-10 от 15.05.2020.

Таким образом, суд приходит к выводу о возможности принять в качестве надлежащего доказательства указанный отчет № 20/0130-10 от 15.05.2020 об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленный оценщиком ООО «Авангард» Б.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценив отчет об оценке в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о достоверности размера рыночной стоимости объектов оценки.

Согласно ч. 3 ст. 249 КАС Российской Федерации резолютивная часть решения суда по делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости объектов недвижимости. Следовательно, результатом рассмотрения судебного дела данной категории является определение достоверной величины рыночной стоимости объекта недвижимости. При этом в отсутствие доказательств иной рыночной стоимости объектов недвижимости истцу не может быть отказано в реализации права на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.

Учитывая, что доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объектов недвижимости, чем в отчете об оценке, административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, кадастровую стоимость земельных участков следует установить равной их рыночной стоимости в размере 31368000 рублей по состоянию на1.01.2019:

- с кадастровым номером **:553 –14826000 руб.;

- с кадастровым номером **:554 –2497000 руб.;

- с кадастровым номером **:555 –3942000 руб.;

- с кадастровым номером **:556 –7868000 руб.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», положений Закона об оценочной деятельности, датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию или в суд.

Принимая во внимание, что Законом о кадастровой оценке не предусмотрен обязательный досудебный порядок, заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 20.07.2020, на что суд указывает в резолютивной части настоящего решения.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Толстикова Виталия Владимировича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером **:553, площадью 17928кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 14826000рублей по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **:554, площадью 2708кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2497000рублей по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **:555, площадью 4276кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3942000рублей по состоянию на 1.01.2019;

- земельного участка с кадастровым номером **:556, площадью 9860кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 7868000рублей по состоянию на 1.01.2019;

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 20.07.2020.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

3а-1186/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Толстиков Виталий Владимирович
Ответчики
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Другие
Маст Денис Александрович
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Титовец Андрей Алексеевич
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
20.07.2020Регистрация административного искового заявления
21.07.2020Передача материалов судье
22.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.08.2020Предварительное судебное заседание
01.09.2020Судебное заседание
03.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее