Решение по делу № 2-177/2022 от 12.04.2022

Дело № 2-177/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2022 года                                    п. Пограничный

Пограничный районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Кирсановой Н.В., при секретаре Бледновой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края к Симоновой Людмиле Николаевне об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия,

УСТАНОВИЛ:

Истец - Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края обратилась в суд с указанным иском к Симоновой Л.Н., в обоснование которого указал, что согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Положению об инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 02.11.2016 № 514-па, инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края является региональным органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации игосударственной охраны объектов культурного наследия (памятников историии культуры) народов Российской Федерации на территории Приморского края; Государственной охраной объектов культурного наследия является деятельность инспекции связанная, в том числе, с предотвращением разрушения объектов культурного наследия или причинения им вреда.

    Объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу:   <адрес>, <адрес>,<адрес>, включающий <адрес> кадастровым номером , площадью 67,3 кв.м и <адрес> кадастровым номером , площадь 49,4 кв.м, в соответствии с постановлением <адрес> «Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры местного (краевого) значения» от 29.09.2000 № 653 был принят на государственную охрану с наименованием «Дом жилой служащих железнодорожной станции «Гродеково», начало XX в.

На основании ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», этот памятник отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с присвоением регистрационного номера .

Правообладателем частей памятника (<адрес>) является Симонова Людмила Николаевна, вид права: собственность; номер государственной регистрации права: от 19.06.2018 и от 19.06.2018.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3, требования к сохранению, к содержанию и использованию, к обеспечению доступа к объекту культурного наследия, к размещению наружной рекламы на объекте культурного наследия и его территории, а также к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия устанавливаются охранным обязательством собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия.

Поскольку объекты недвижимости с кадастровыми номерами 25:14:040101:919 и 25:14:040101:920 являются частями объекта культурного наследия, включенного в реестр, утверждённым приказом инспекции от 02.06.2020 № 175 охранным обязательством установлены обязательные требования.

В том числе, в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ предусмотрена обязанность правообладателя осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии. Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия либо его частью, также обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Бездействие ответчика Симоновой Л.Н., выраженное в фактическом отказе от содержания памятника и поддержания его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (бесхозяйном содержании), создаёт реальную угрозу физической сохранности и сохранению историко-культурной ценности объекта культурного наследия: он длительное время находится в полуразрушенном состоянии, заброшен, отсутствует заполнение оконных и дверных проёмов, в помещениях межкомнатные перегородки имеют разрушения, потолочное перекрытие провисшее, деревянный пол частично разрушен, крыша частично разрушена, помещения захламлены, представляет угрозу жизни и здоровью людей. Кроме того, 31.07.2021 на крыше памятника произошёл пожар.

Специальные основания прекращения права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, регламентированы ст. 54 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3.

Согласно предусмотренной процедуре, в случае, если собственник объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия обращается в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия.

Просит судизъять из собственности Симоновой Людмилы Николаевны объекты недвижимости, расположенные по адресу:   <адрес>,<адрес>, <адрес>, а именно <адрес> кадастровым номером и <адрес> кадастровым номером , которые являются частями объекта культурного наследия регионального значения, включенного в реестр, памятника «Дом жилой служащих железнодорожной станции «Гродеково», начало XX в.» регистрационный , для последующей организации его продажи с публичных торгов в порядке, установленном статьёй 54 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Определением Пограничного районного суда от 10.07.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований привлечены Администрация Пограничного муниципального округа Приморского края и ООО «Тихоокеанское транспортное агентство».

    В судебном заседании представитель истца - Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края (далее Инспекция) – по доверенности Зуев А.С. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме. Указал, что в 2018 году ответчица Симонова Л.Н. приобрела в собственность две квартиры, расположенные в указанном доме по адресу:пгт. Пограничный, ул. Вокзальная, д.22. В соответствии с постановлением Губернатора Приморского края «Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры местного (краевого) значения» от 29.09.2000 № 653 указанный дом был принят на государственную охрану с наименованием «Дом жилой служащих железнодорожной станции «Гродеково», начало XX в. За состоянием и содержанием этого здания Инспекция наблюдала, но собственник самоустранился от содержания этого объекта культурного наследия.

Согласно приказу № 175 от 02.06.2020 Инспекцией утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия регионального значения Данный приказ был размещен на официальном сайте Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края на странице инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края, а также направлено в адрес собственника объекта культурного наследия. Указанные сведения имеются в свободном доступе на сайте Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края и опубликованы в Постановлении Губернатора Приморского края «Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры местного (краевого) значения» от 29.09.2000 № 653.

Надписи и обозначения, содержание информацию об объекте культурного наследия, утвержденные Приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края № 175 от 02.06.2020, на здании не установлены. За период владения, пользования и распоряжения Симоновой Л.Н. данным памятником, состояние объекта культурного наследия ухудшилось, непрерывно идут процессы его разрушения, видоизменения и утраты материальных компонентов памятника, здание находится в полуразрушенном состоянии, заброшен, нет стекол и дверей, внутри разрушены стены, крыша протекает,потолок, печь, пол, в доме произошел пожар, внутри помещение захламлено бытовым горючим и не горючим мусором. Также разрушен фасад здания, памятник развален, не имеет ограждения, прилегающая территория заросла бурьяном, помещения дома и территории завалена мусором. Памятник не пригоден для использования, представляет угрозу жизни и здоровью людей.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, обязан выполнять требования к сохранению объект культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.Кроме того Симонова Л.Н. была привлечена Пограничным районным судом 25 апреля 2022 года к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление суда вступило в законную силу.

В судебном заседании представитель ответчика Симоновой Л.Н. – Куцый Д.Г. с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении. Указал, что Инспекция – является не надлежащим истцом. В Росреестре нет сведений о том, что указанный дом отнесен к объектам культурного наследия и является памятником культуры. В 2018 году дом был приобретен без каких-либо препятствий и особых отметок о его статусе и его характеристиках. Никакого договора с собственником данного объекта недвижимости о его сохранности с Инспекцией не заключался, охранного обязательства в адрес Симоновой Л.Н. не направлялось, в связи с чем, нет оснований полагать, что указанный дом является объектом культурного наследия. Согласно п.8 ст.16.1.Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» именно на региональный орган охраны объектов культурного наследия возложена обязанность уведомлять собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия. Пункт 14 ст.18 указанного Федерального закона также возлагает обязанность письменного уведомления собственника выявленного объекта культурного наследия о принятии решения о включении такого объекта в реестр на Региональный орган охраны объектов культурного наследия.В нарушение вышеуказанных норм ни ответчик, ни предыдущий собственник    не были    уведомлены    об особом статусе объектаи непредупреждались о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия. Дополнительные меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия, предусмотренные абзацем 2 данного пункта на ответчика также не возлагались.

            Кроме того, в соответствии    с п.1.    ст.21    Федерального закона № 73-ФЗ наобъекткультурногонаследия,включенныйв реестр,    собственнику илииному

            законномувладельцу указанного    объекта культурного наследия,земельного участкав границах территории объекта культурногонаследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании сведений об объекте культурного наследия, содержащихся в реестре, выдается паспорт объекта культурного наследия. На спорный Объект паспорт объекта культурного наследия собственнику не выдавался. Не выдано также собственнику Охранное свидетельство, указанное в ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ. То есть, бремя выполнять требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия - памятника градостроительства и архитектуры на ответчика возложено небыло.

            Доказательств,опровергающих вышеуказанный довод истцом не предоставлено. В Постановлении Губернатора Приморского края №653 от 29.09.2000 года, где Объектуказан памятником архитектуры, вынесено 29.09.2000, а исходя извыписки из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации дата создания объекта (то есть внесения его в реестр) 13.12.2017, спустя почти 17 лет. То есть, именно истец по настоящему делу своевременно не осуществив действия, предусмотренные в п. 16.1. Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, способствовал все большему разрушению Объекта.Согласно п.1ст.20.2. указанного Федерального закона от№ 73-ФЗ,региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, федеральный орган охраны объектов культурного наследия, региональный орган охраны объектов культурногонаследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр направляют указанные документы, а также сведения, содержащие графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, с перечнем координат характерных точек этих границ в системекоординат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в орган регистрации прав.

             Ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости, что в данном случае сделано не было. Так как согласно сведений содержащихся в Росреестре на день заключения сделки информация о том, что Объект является памятником градостроительства и архитектуры не содержалось, Объект не имел обременений и ограничений. Сделка купли- продажи Объекта и переход права на него были зарегистрированы в ЕГРП, в процессе регистрации органом государственной регистрации никакие дополнительные документы не запрашивались, государственная регистрация сделки не приостанавливалась. Поэтому, заключая договор купли-продажи Симонова Л.Н., не знала и не могла знать о том, что Объект является объектом культурного наследия регионального значения, находящимся под охранной государства. В противном случае, учитывая аварийное состояние Объекта, сделка не была бы заключена.

В результате чего обязанность выполнять требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия - памятника градостроительства и архитектуры у ответчика на настоящий день отсутствует, а значитоснований для применения ст. 54 ФЗ также отсутствуют.

Постановление Губернатора Приморского края «Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры местного (краевого) значения» от 29.09.2000 № 653 нигде не опубликовано, а значит не имеет никакой юридической силы.

О том, что указанный дом является объектом культурного наследия, ему стало известно лишь в 2018 году в результате прокурорской проверки. Привлечение Симоновой Л.Н. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ не является основанием для удовлетворения указанного иска. Также указал, что у него имеется доверенность от ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» на представление интересов Общества в суде. С иском ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» также не согласен и в случае удовлетворения иска судом, будут нарушены права арендатора земельного участка, на котором расположен спорный дом.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований - Администрации Пограничного муниципального округа Приморского края – Ульянова Н.В. (по доверенности) просила суд принять решение на усмотрение суда в соответствии с нормами действующего законодательства. Пояснила, что 25.02.2003 между Администрацией Пограничного района и ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» был заключен договор аренды земельного участка, на котором расположен дом, отнесенный к объектам культурного наследия, но из-за не внесения арендной платы в настоящее время решается вопрос о расторжении указанного договора. Подтвердила, что памятник культуры развален, не имеет ограждения, прилегающая территория заросла бурьяном, помещения дома и территории завалена мусором. Памятник не пригоден для использования, представляет угрозу жизни и здоровью людей.

Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований - ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» в судебное заседание не явился, направил в суд возражения, согласно которых25.02.2003 между ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» и Муниципальным образованием Пограничного района Приморского края заключен договор №20 аренды земельного участка, расположенного на территории муниципального образования Пограничный район, который действует на настоящий момент. Объектом аренды является: земельный участок площадью 892,56 кв.м., на котором расположен спорный объект недвижимости. Свои обязательства по внесению арендной платы арендатор - ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» с момента заключения договора и до настоящего времени исполняет своевременно, является добросовестным арендатором.

На момент заключения договора арендатору не было известно о том, что здание, расположенное на арендуемом земельном участке является памятником градостроительства и архитектуры.

ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» считает, что при изъятии собственности Симоновой Л.Н. Объекта может привести к нарушению его прав как добросовестногоарендатора.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследияотносятся к землям историко-культурного назначения,правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Действующим законодательством (в том числе ст.99 Земельного кодекса РФ, ст.54 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, возможность расторжения договора аренды и изъятия земель историко-культурного назначения у добросовестного арендаторапри изъятии у собственника памятника градостроительства и архитектуры в соответствии со ст. ст.54 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не предусмотрено. Несмотря на указанное в связи с тем, что Объект, расположен на Земельном участке, то есть тесно с ним связан для удобства, в том числе и дальнейшей реализации (хотя и вопреки закону), Инспекцией по охране объектов культурного наследия Приморского края к ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» может быть в дальнейшем подан иск о расторжении договора аренды и изъятии Земельного участка.Так как, несмотря на то, что в отношении собственника Объекта истцом по настоящему делу было допущенное множество нарушений закона (несвоевременное внесение Объекта в реестр Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не уведомление собственника объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, отсутствие факта оформления и выдачи собственнику необходимых документов, непринятия предусмотренных законом мер направленных на внесение сведений об особом статусе объекта в ЕГРП для регистрации ограничений), Инспекцией по охране объектов культурного наследия Приморского края был предъявлен необоснованный иск об изъятии Объекта. Необоснованный иск может быть предъявлен и к ООО «Тихоокеанское транспортное агентство», что приведет ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» к существенным финансовым затратам (на представителя, транспортные расходы и т.д.). Просил в иске Инспекции отказать.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ст.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются, в том числе, на памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.

Пунктом 2 статьи 10 указанного Закона закреплено, что меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурные подразделения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенные функциями, не предусмотренными настоящим Федеральным законом (далее - региональные органы охраны объектов культурного наследия).

Согласно ч.1 ст. 15 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи40 Федерального закона года № 73-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 33 названного закона предусмотрено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов (пункт 1 статьи 34.1 Федерального закона года № 73-ФЗ).

Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника (пункт 3). В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника (пункт 4).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, дом, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, состоящий из двух квартир, на основании Постановления Губернатора Приморского края № 653 от 29.09.2000, принят на государственную охрану, с наименованием «Дом жилой служащих железнодорожной станции «Гродеково», начала ХХ в., и на основании ст.64 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с присвоением номера .

Собственником указанного памятника – объекта недвижимости: <адрес> кадастровым номером , площадью 67,3 кв.м и <адрес> кадастровым номером , площадью 49,4 кв.м является Симонова Людмила Николаевна, что подтверждается сведениями о государственной регистрации права: от 19.06.2018 и от 19.06.2018 соответственно.

При проведении Инспекцией по охране объектов культурного наследия Приморского края мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия, был выявлен факт нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а именно несоблюдение требований по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия, установленных п.п. 2 п.2 ст.11, п.1-3 ст.27 и п. 1, 2 ст.47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

         Постановлением губернатора Приморского края от 29.09.2000 № 653 "Об утверждении государственного списка недвижимых памятников истории и культуры местного (краевого) значения" здание, расположенное по адресу: п. Пограничный, ул. Вокзальная, д. 22 Пограничного района Приморского края включено в список памятников культуры, имеет наименование «Дом жилой служащих железнодорожной станции "Гродеково", начало XX в.».

В соответствии с ч.9 ст.16.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия.

Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора (ч.11 ст.47.6 указанного Федерального закона).

Согласно пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Статьей 51 указанного Федерального закона закреплены основания возникновения права пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и права пользования выявленным объектом культурного наследия.    Право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникает, в том числе, в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия.

В соответствии с п.3 ст.44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В силу ч.1 ст.33 Федерального закона от 25 июня 2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного населения подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

За период владения, пользования и распоряжения Симоновой Л.Н. данным памятником, состояние объекта культурного наследия ухудшилось, непрерывно идут процессы его разрушения, видоизменения и утраты материальных компонентов памятника, здание находится в полуразрушенном состоянии, заброшен, нет стекол и дверей, внутри разрушены стены, потолок, печь, пол, внутри помещение захламлено бытовым горючим и не горючим мусором. Также разрушен фасад здания, памятник развален, не имеет ограждения, прилегающая территория завалена мусором. Памятник не пригоден для использования, представляет угрозу жизни и здоровью людей.

Приказом Министерства культуры РФ № 135069-р от 13.12.2017, здание по адресу: <адрес> - «Дом жилой служащих железнодорожной станции "Гродеково", начало XX в.» было зарегистрировано в качестве объекта культурного наследия регионального значения и включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с присвоением номера .

Объект культурного наследия был приобретен в собственность Симоновой Л.Н. 19.06.2018.

Согласно приказу № 175 от 02.06.2020 Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края, утверждено охранное обязательство объекта культурного наследия регионального значения Данный приказ был размещен на официальном сайте Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края на странице инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края, а также направлено в адрес собственника объекта культурного наследия.

О том, что представителям ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» при заключении договора аренды земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости, отнесен к объектамкультурного наследия – «Дом жилой служащих железнодорожной станции "Гродеково", начало XX в.». суд относится критически, поскольку согласно выписке из ЕГРН, с 18.04.2002 право собственности на указанный объект недвижимости было зарегистрировано за ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» на основании договора-купли-продажи (свидетельство о регистрации № 25-1/12-9/2022-164), однако 19.06.2018 ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» на основании договора купли-продажи продало указанный дом Симоновой Л.Н., 17.02.1938 г. рождения. У представителя Симоновой Л.Н. – Куцого Д.Г. имеется доверенность на представление интересов во всех инстанциях и регистрирующих органов, в том числе от ООО «Тихоокеанское транспортное агентство».

Кроме того, представитель ответчика Симоновой Л.Н. в судебном заседании подтвердил, что с 2018 года ему было известно о том, что указанный дом является объектом культурного наследияв результате прокурорской проверки

Договор аренды земельного участка от 25.02.2003 был заключен ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» с Администрацией Пограничного муниципального района в период владения на праве собственности памятником культуры - «Дом жилой служащих железнодорожной станции "Гродеково", начало XX в.».

В судебном заседании также установлено, что ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» не является добросовестным арендатором земельного участка с кадастровым номером: 25:14:040101:16, так как за период с 25.02.2003 по 01.06.2020 задолженность по арендной плате перед Администрацией составляет 124 367,64 руб., в том числе пеня – 69577, 26 руб. В настоящее время Администрацией Пограничного муниципального округа в адрес ООО «Тихоокеанское транспортное агентство» направлена претензия и требование о расторжении договора аренды, что подтверждается письмом администрации Пограничного муниципального округа от 02.06.2020.

Согласно ч.1 ст.54 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 21.12.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"В случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению такого объекта или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращается, в том числе региональный орган охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границахкоторых располагаются объекты археологического наследия, включенные в реестр (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия либо регионального органа охраны объектов культурного наследия соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает указанный объект либо указанный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.

В соответствии с требованиями ст.240 ГК РФв случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком Симоновой Л.Н. и ее представителем не представлены относимые и допустимые доказательства, с бесспорностью свидетельствующие о том, что за весь период владения Объектом принимались меры, направленные на обеспечение физического сохранения объекта культурного наследия.

Требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края к Симоновой Людмиле Николаевне об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия – удовлетворить

Изъять из собственности Симоновой Людмилы Николаевныбесхозяйственно содержимогообъекта культурного наследия регионального значения - "Дом жилой служащих железнодорожной станции «Гродеково», начало ХХ в.» – <адрес>, площадью 67,3 кв.м, с кадастровым номером и <адрес>, площадью 49,4 кв.м, с кадастровым номером , регистрационный , расположенные по адресу: <адрес> <адрес>, зарегистрированные на праве собственности от 19.06.2018 и от 19.06.2018, для организации последующей продажи указанного объекта с публичных торгов в порядке, установленном статьей 54 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов, собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12.07.2022.

Судья:                                Н.В. Кирсанова

2-177/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Инспекция по охране объектов культурного наследия Приморского края
Ответчики
Симонова Людмила Николаевна
Другие
Куцый Дмитрий Геннадьевич
Администрация Пограничного муниципального округа
ООО Тихоокеанское транспортное агентство
Суд
Пограничный районный суд Приморского края
Судья
Кирсанова Н.В.
Дело на странице суда
pogranichny.prm.sudrf.ru
12.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2022Передача материалов судье
14.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022Подготовка дела (собеседование)
25.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2022Судебное заседание
10.06.2022Судебное заседание
14.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2022Подготовка дела (собеседование)
07.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее