Судья 1 инстанции Петрович К.Э. УИД 38RS0029-01-2020-000961-31
Судья-докладчик Гусарова Л.В. № 33а-863/2021 (33а-8139/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 января 2021 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Медведевой Н.И.,
судей Гусаровой Л.В., Каракич Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Гордееве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-753/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области к Макееву Сергею Владимировичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
по апелляционной жалобе Макеева С.В. на решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 21 июля 2020 г.,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование административного иска указано, что Макеев С.В. состоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области.
В соответствии со ст. 388 НК РФ Макеев С.В. является налогоплательщиком земельного налога.
На основании расчета налогового органа земельный налог, подлежащий уплате за 2016 год, составил 258 рублей.
Кроме того, в соответствии со ст. 400 НК РФ Макеев С.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год составила 929 рублей.
Кроме того, на основании ст. 357 НК РФ Макеев С.В. является плательщиком транспортного налога.
Сумма задолженности по транспортному налогу за 2016 год составила 4 425 рублей.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 6 июля 2017 г. № 7286097 со сроком уплаты до 1 декабря 2017 г.
В связи с неуплатой налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок в соответствии со ст. 75 НК РФ Макееву С.В. начислены пени за неуплату земельного налога за 2016 год в размере 4,47 рублей, пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 16,09 рублей, пени за неуплату транспортного налога за 2016 год в размере 76,63 рублей.
В соответствии со ст. 69 НК РФ налогоплательщику направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 6 февраля 2018 г. со сроком уплаты до 3 апреля 2018 г.
В связи с неисполнением Макеевым С.В. требований об уплате налога налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 116 г. Шелехова и Шелеховского района Иркутской области с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ от 2 октября 2018 г. № 2а-3541/2018 отменен определением мирового судьи от 6 июня 2019 г. в связи с поступлением возражений ответчика относительно его исполнения.
Административный истец просил суд взыскать с Макеева С.В. в свою пользу задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 258 рублей и пени в размере 4,47 рублей, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 929 рублей, пени в размере 16,09 рублей, задолженность по транспортному налогу за 2016 год в размере 4 425 рублей, пени в размере 76,63 рублей.
Решением Шелеховского городского суда Иркутской области от 21 июля 2020 г. административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Макеев С.В. просит решение суда по данному делу отменить и прекратить производство по административному делу, ссылаясь в обоснование доводов жалобы, что не был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по месту фактического проживания, поскольку с апреля месяца 2020 года не проживает по указанному в административном исковом заявлении адресу. Указывает, что налоговый орган в официальном ответе подтвердил, что административный ответчик как инвалид "данные изъяты" не оплачивает земельный налог и налог на имущество физических лиц. Оплата транспортного налога является спорной, поскольку подлежит взысканию на основании регионального закона, а льготу административный истец имеет в соответствии с федеральным законодательством. Вместе с тем, региональное законодательство о транспортном налоге не должно противоречить федеральному законодательству, учитывая также, что в последней редакции закона инвалиды "данные изъяты" освобождаются от налога на транспортные средства до 175 л.с. Кроме того, суд не учел, что административный ответчик является инвалидом "данные изъяты" и принадлежащий ему автомобиль с государственным знаком Номер изъят является специально оборудованным ручным управлением по его медицинским показаниям.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №19 по Иркутской области Романова Н.А. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гусаровой Л.В., объяснения представителя Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 19 по Иркутской области Банщиковой С.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика или плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Уплата в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки влечет начисление пеней в силу ст. 75 НК РФ.
На основании статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, если этим законодательством не предусмотрено иное. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Макеев С.В. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области в качестве налогоплательщика.
Согласно поступившим в налоговую инспекцию сведениям органов, осуществляющих учет и регистрацию имущества, Макеев С.В. в спорный налоговый период (2016г.) являлся собственником следующего имущества:
- автомобиля Номер изъят, дата возникновения права собственности – 4 мая 2008 г., дата отчуждения – 28 февраля 2016 г.,
- автомобиля Номер изъят, дата возникновения права собственности – 28 февраля 2016 г.,
- земельного участка с кадастровым Номер изъят, расположенного по <адрес изъят>;
- квартиры по <адрес изъят>;
- квартиры по <адрес изъят>;
В адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № 7286097 от 6 июля 2017 г. о необходимости уплаты за 2016 год транспортного налога в размере 4 425 руб., налога на имущество физических лиц в сумме 929 руб., земельного налога в сумме 258 руб. в срок не позднее 1 декабря 2017 г.
Макеев С.В. в указанный период обязанность по уплате налогов не исполнил, в связи с чем в соответствии со ст. 75 НК РФ административному ответчику за несвоевременную уплату налогов начислены пени: по транспортному налогу в размере 76,63 руб., по земельному налогу – 4,47 руб., по налогу на имущество физических лиц – 16,09 руб.
9 февраля 2018 г. Межрайонной ИФНС России №19 по Иркутской области в адрес налогоплательщика направлено требование № 1528 об уплате налогов и начисленных пени в срок до 3 апреля 2018 г.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования об уплате недоимки по налогам и пеней Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 116 г. Шелехова и Шелеховского района Иркутской области с заявлением о вынесении судебного приказа.
2 октября 2018 г. мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-3541/2018 о взыскании с Макеева С.В. недоимки по транспортному налогу за 2016г. в размере 4 425 руб., пеней по транспортному налогу в размере 76 руб. 63 коп., недоимки по налогу на имущество за 2016 г. в размере 929 руб., пеней по налогу на имущество в размере 16 руб. 09 коп., недоимки по земельному налогу за 2016г. в размере 258 руб., пеней по земельному налогу в размере 4 руб. 47 коп.
Определением мирового судьи от 6 июня 2019 г. судебный приказ отменен в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
Копия определения мирового судьи об отмене судебного приказа от 6 июня 2019 г. направлена в адрес Межрайонной ИФНС России № 19 по Иркутской области только 21 апреля 2020 г., в связи с чем суд признал причины пропуска процессуального срока для обращения в суд уважительными.
Разрешая спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд исходил из того, что налоговым органом расчет налога, пеней произведен в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ, порядок взыскания налога соблюден, в суд административный истец обратился с соблюдением установленных сроков с учетом направления в его адрес копии определения об отмене судебного приказа, в связи с чем удовлетворил административные исковые требования налогового органа.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не был извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по месту фактического проживания, поскольку с апреля месяца 2020 года не проживает по указанному в административном исковом заявлении адресу, не могут быть приняты во внимание.
Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю.
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом гражданин несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по указанным адресам, а сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Доводы о том, что административный ответчик как инвалид "данные изъяты" не оплачивает земельный налог и налог на имущество физических лиц, также не могут быть приняты во внимание, поскольку по земельному налогу в отношении одного земельного участка Макееву С.В. предоставлен вычет в размере 10 000 рублей, что было предусмотрено п. 5 ст. 391 НК РФ до 2017 года, а по налогу на имущество физических лиц Макееву С.В. предоставлена льгота в размере 100% в отношении одного объекта в силу п. 3 ст. 407 НК РФ.
Доводы жалобы об освобождении Макеева С.В. от уплаты транспортного налога не свидетельствуют о незаконности принятого решения, поскольку от уплаты транспортного налога освобождаются инвалиды всех категорий в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно и до 125 л.с. для автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 7 лет. Принадлежащие административному ответчику транспортные средства имеют большую мощность двигателей, при этом в материалах дела не представлено доказательств переоборудования транспортного средства с государственным знаком Номер изъят для использования инвалидами.
Доводы о том, что в последней редакции Закона Иркутской области «О транспортном налоге» инвалиды "данные изъяты" освобождаются от налога на транспортные средства до 175 л.с., не влияет на выводы суда, поскольку указанные изменения введены Законом Иркутской области от 5 июня 2019 г., вступившим в законную силу с 1 января 2020 г., в то время как транспортный налог административному ответчику начислен за 2016 год.
Доводы жалобы не основаны на нормах действующего законодательства, являются несостоятельными, направлены на иное толкование закона и оценку представленных доказательств, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были предметом исследования суда первой инстанции. Сама по себе иная оценка норм действующего законодательства в апелляционной жалобе не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено, в связи с этим, оснований для отмены или изменения правильного по существу решения суда первой инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда.
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шелеховского городского суда Иркутской области от 21 июля 2020 г. по настоящему административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Н.И. Медведева
Судьи Л.В. Гусарова
Л.Л. Каракич