РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 06 июля 2022 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Иванова Н.В., рассмотрев в открытом заседании жалобу Щеклеиной Людмилы Владимировны на постановление заместителя руководителя – начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 07 февраля 2022 года № 012/04/14.9-1179/2021, которым
Щеклеина Людмила Владимировна <иные данные>,
привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст.14.9 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 07 февраля 2022 года № 012/04/14.9-1179/2021 заместитель главы, руководитель отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл Щеклеина Л.В. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 15000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Щеклеина Л.В. обратилась в Волжский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения. В обоснование жалобы указала, что мероприятия по заявлению лица о предоставлении земельного участка проводились с учетом требований земельного законодательства. Срок для проведения аукциона с целью предоставление земельного участка Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрен. 11 января 2022 года аукцион признан состоявшимся, победителем торгов объявлен О.Н.И. ООО «<иные данные>» заявку на участие в открытом аукционе не подавало. Считает, что ограничение конкуренции допущено не было.
Решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 05 апреля 2022 года указанное постановление изменено в части наказания – наказание заменено на предупреждение.
Административный орган обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Марий Эл.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 06 июня 2022 года решение суда первой инстанции отменено в связи с нарушением правил подсудности, дело направлено на новое рассмотрение в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл со стадии принятия жалобы к производству.
Щеклеина Л.В., Представитель УФАС по Республике Марий Э, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено без их участия.
Изучив письменные доказательства, рассмотрев дело по правилам ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Действия (бездействие) в том числе должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 статьи 14.32 Кодекса, квалифицируются по части 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приказом УФАС по Республике Марий Эл от 13 августа 2021 № 106 в отношении отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Волжского муниципального района возбуждено дело N 12/01/15-567/2021 по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия вынесла решение (резолютивная часть от 29 октября 2021 г., в полном объеме составлено 02 ноября 2021 г.), которым признала в действиях отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации Волжского муниципального района нарушение статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в бездействии по принятию мер к организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым № для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, площадью 600 кв.м., что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Комиссией управления решено выдать отделу администрации предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Ранее, 23 июня 2021 г. за № 02-16/162 УФАС по Республике Марий Эл указанному отделу было выдано предупреждение по делу № 012/01/15-567/2021 о необходимости прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о конкуренции путем исполнения возложенной частью 7 статьи 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации обязанности по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым № в течение тридцати дней с момента получения предупреждения.
Отделом предупреждение получено 30 июня 2021 г. (отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80095461925326).
Поскольку аукцион в срок, установленный в предупреждении, проведен не был, 24 января 2022 г. в отношении руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам Волжского муниципального района Щеклеиной Л.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Постановлением от 07 февраля 2022 г. Щеклеина Л.В. привлечена к административной ответственности за указанное нарушение.
В постановлении изложены следующие обстоятельства, подтверждающиеся материалами дела.
18 марта 2020 г. в администрацию обратился Ф.Г.Н., претендуя на заключение договора аренды земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства, расположенного в <адрес> (кадастровый №), с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Орган местного самоуправления опубликовал информацию о возможности предоставления указанного земельного участка в соответствии со ст. 39.3, 39.15, 39.18 ЗК РФ.
Извещение о приеме заявлений и граждан КФХ о намерении участвовать в аукционе № в порядке п. 19 ст. 39.11 ЗК РФ было опубликовано 09 апреля 2020 г., срок приёма заявок был установлен с 10 апреля 8:00 по 12 мая 2020 17:00.
Поскольку поступило заявление от иного лица, Ф.Г.Н. было отказано в удовлетворении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка постановлением главы администрации от 12 мая 2020 г. № 271.
На дату вынесения постановления о привлечении к административной ответственности аукцион проведён не был.
30 апреля 2021 г. Волжским межрайонным прокурором в УФАС по Республике Марий Эл было направлено заявление ООО «Основание» для проведения проверки на предмет нарушения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (обращение ООО «<иные данные>» от 16 сентября 2020 г. в администрацию МО «Волжский муниципальный район»).
Именно в рамках рассмотрения данного заявления отделу по управлению имуществом и было выдано предупреждение, которое не исполнено и это повлекло возбуждение дела об административном правонарушении.
Согласно постановлению о привлечении к административной ответственности, отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл нарушена часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в бездействии по принятию мер к организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым № по адресу: <адрес>, площадью 600 кв.м. для ИЖС, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Должностное лицо УФАС по Республике Марий Эл пришло к выводу, что имеются все основания утверждать, что в действиях заместителя главы, руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл Щеклеиной Л.В., назначенной на должность 07 декабря 2020 г., имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правонарушение совершено 31 июля 2021 г.
Как указано в оспариваемом постановлении, объективная сторона данного правонарушения характеризуется бездействием должностного лица, выразившимся в непринятии мер по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>, площадью 600 кв.м., что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Однако, материалы дела не содержат доказательств, что непринятие отделом по управлению имуществом и его руководителем мер по проведению аукциона повлекло недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо установило возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке (на рынке оказания услуг по строительству индивидуальных жилых домов) учитывая, что все лица, претендующие на заключение договора, в равной мере такой возможности были лишены.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о конкуренции дано понятие конкуренции Конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Данный запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в публично-правовой сфере в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду путем использования административных инструментов.
Антимонопольный орган, привлекая руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом Щеклеину Л.В., не представил доказательства того, что бездействие в виде неприятия мер по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного учат\стка под индивидуальное жилищное строительство привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке сельхозпроизводства.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (решение по жалобе на это постановление), при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления (решения) и о прекращении производства по делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Щеклеиной Л.В. удовлетворить.
Постановление от 07 февраля 2022 года в отношении заместителя главы, руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл Щеклеиной Людмилы Владимировны отменить.
Производство делу прекратить по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня получения постановления.
Судья - Н.В. Иванова