в„–5-659/2021
ПОСТАНОВЛЕНРР•
по делу об административном правонарушении
26 апреля 2021 года г. Воронеж
РЎСѓРґСЊСЏ Коминтерновского районного СЃСѓРґР° Рі. Воронежа Рў.Р. Будаковская,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении в отношении Бондаренко Д.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, <адрес>, работающего администратором в АО «РТК», зарегистрированного по адресу: <адрес>А, проживающего по адресу: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
31.01.2021 в 14 час. 45 мин. Бондаренко Д.В. находился по адресу: г. Воронеж, пр. Революции, д. 56, где с группой граждан участвовал в проведении публичного несанкционированного мероприятия, а именно митинга с очным присутствием граждан, своими действиями подверг угрозе распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, проявляющейся в нарушении функций дыхательной системы вплоть до летального исхода, в нарушение, п. «а» ст. 10 ФЗ от 21. 12. 1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в нарушение п. «б» ч. 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в нарушение п. «г» ч. 2 Указа Губернатора Воронежской области от 13.05.2020 №184-у «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции Указа Губернатора Воронежской области №464-у от 24.11.2020), в силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N54-ФЗ " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие не может проводиться в местах, где имеется угроза безопасности его участников. Гражданин Бондаренко Д.В. во время проведения публичного мероприятия не выполнил законные требования органа исполнительной власти субъекта РФ, своими действиями нарушил п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебное заседание Бондаренко Д.В. не явился, извещен о судебном заседании надлежащим образом, ходатайство об отложении не заявил, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Начальник смены ОП №7 майор полиции Вишневский Я.Г. в судебном заседании пояснил, что 31.01.2021 находился в автобусе на проспекте Революции, 56 в группе доставления участников несанкционированного митинга, который проходил по указанному адресу. Сотрудники ОМОНа и Росгвардии неоднократно предлагали участникам митинга разойтись, тех кто не расходился доставляли в автобус для последующего доставления в отдел полиции. Бондаренко Д.В. был доставлен в автобус сотрудниками ОМОНа и Росгвардии. Далее Вишневским Я.Г. Бондаренко Д.В. был доставлен в ОП №2, о чем был составлен рапорт и протокол.
Старший инспектор Р“РРђР— РћРџв„–2 РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу капитан полиции Байбаков Рљ.Р. РІ судебном заседании РїРѕСЏСЃРЅРёР», что Бондаренко Р”.Р’. был доставлен РІ отдел полиции в„– 2 РЈРњР’ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу, РіРґРµ РЅР° основании рапорта начальника смены РћРџ в„–7 майора полиции Вишневского РЇ.Р“., протокола доставления лица, совершившего административное правонарушение, видеодиска СЃ видеозаписью, осуществленной сотрудниками полиции, находившимися РІ месте проведения митинга, был составлен протокол РѕР± административном правонарушении.
Рзучив материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ).
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность, и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Согласно пункту 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
РР· определения Конституционного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 07.07.2016 в„– 1428-Рћ следует, что гарантированное Конституцией Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации право граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации собираться РјРёСЂРЅРѕ, без оружия, проводить собрания, митинги Рё демонстрации, шествия Рё пикетирование РЅРµ является абсолютным Рё может быть ограничено федеральным законом РІ целях защиты конституционно значимых ценностей РїСЂРё обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности Рё соразмерности, СЃ тем чтобы вводимые РёРј ограничения РЅРµ посягали РЅР° само существо данного конституционного права Рё РЅРµ препятствовали открытому Рё СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРјСѓ выражению гражданами СЃРІРѕРёС… взглядов, мнений Рё требований посредством организации Рё проведения мирных публичных акций.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность полноценной реализации права на свободу мирных собраний и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии), в том числе путем введения разумных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления эффективной публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Федеральный закон № 54-ФЗ закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12-17). Данным положениям корреспондируют положения КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации), соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия, соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Статьей 8 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 № 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В соответствии с п. 1 Указа губернатора Воронежской области от 13.05.2020 N 184-у «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» определена территория, на которой предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе, в условиях введения режима повышенной готовности, территория в границах Воронежской области.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В соответствии с ч. 2 Указа Губернатора Воронежской области от 13.05.2020 N184-У "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлено временно приостановить на территории Воронежской области, в том числе, проведение публичных, мероприятий с очным присутствием граждан.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении 31.01.2021 в 14 час. 45 мин. Бондаренко Д.В. находился по адресу: г. Воронеж, пр. Революции, д. 56, в нарушение требований органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации участвовал в проведении публичного мероприятия, своими действиями подверг угрозе распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, проявляющейся в нарушении функции дыхательной системы вплоть до летального исхода.
При указанных обстоятельствах, действия Бондаренко Д.В. надлежит квалифицировать по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Деяний, предусмотренных ч. 6 ст. 20.2 КоАП РФ, в действиях Бондаренко Д.В. не установлено.
Р’РёРЅР° Бондаренко Р”.Р’. РІ совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом РѕР± административном правонарушении в„–295618 РѕС‚ 31.01.2021, рапортом РЈРЈРџ РћРџ в„–4 РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу начальника смены РћРџ в„–7 майора полиции Вишневского РЇ.Р“., протоколом РѕС‚ 31.01.2021 Рѕ доставлении лица, совершившего административное правонарушение, рапортом СЃС‚. инспектора Р“РРђР— РћРџ в„–2 РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу капитана полиции Байбакова Рљ.Р. Рё РґСЂСѓРіРёРјРё доказательствами, содержащимися РІ материалах дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется. Рапорт о выявленном административном правонарушении содержит необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности должностных лиц, составивших рапорты, материалы дела не содержат. Данные документы отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ.
При назначении наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в связи с чем, считает возможным назначение наказания за указанное административное правонарушение в виде штрафа, полагая, что такое наказание будет отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 20.2, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
РџРћРЎРўРђРќРћР’РР›:
признать Бондаренко Д.В. (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 12000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу на следующий счет:
Получатель платежа: УФК РїРѕ Воронежской области (РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу), номер счета получателя платежа 40101810500000010004 РІ отделение банка Воронеж, РРќРќ 3664099722, Р‘РРљ 042007001, РљРџРџ 366401001, КБК 18811601201019000140, РєРѕРґ РћРљРўРњРћ 20701000, идентификатор 18880336210122956185.
Постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
РЎСѓРґСЊСЏ Рў.Р. Будаковская
в„–5-659/2021
ПОСТАНОВЛЕНРР•
по делу об административном правонарушении
26 апреля 2021 года г. Воронеж
РЎСѓРґСЊСЏ Коминтерновского районного СЃСѓРґР° Рі. Воронежа Рў.Р. Будаковская,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении в отношении Бондаренко Д.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <адрес>, <адрес>, работающего администратором в АО «РТК», зарегистрированного по адресу: <адрес>А, проживающего по адресу: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
31.01.2021 в 14 час. 45 мин. Бондаренко Д.В. находился по адресу: г. Воронеж, пр. Революции, д. 56, где с группой граждан участвовал в проведении публичного несанкционированного мероприятия, а именно митинга с очным присутствием граждан, своими действиями подверг угрозе распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, проявляющейся в нарушении функций дыхательной системы вплоть до летального исхода, в нарушение, п. «а» ст. 10 ФЗ от 21. 12. 1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в нарушение п. «б» ч. 2 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в нарушение п. «г» ч. 2 Указа Губернатора Воронежской области от 13.05.2020 №184-у «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакции Указа Губернатора Воронежской области №464-у от 24.11.2020), в силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N54-ФЗ " О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие не может проводиться в местах, где имеется угроза безопасности его участников. Гражданин Бондаренко Д.В. во время проведения публичного мероприятия не выполнил законные требования органа исполнительной власти субъекта РФ, своими действиями нарушил п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебное заседание Бондаренко Д.В. не явился, извещен о судебном заседании надлежащим образом, ходатайство об отложении не заявил, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Начальник смены ОП №7 майор полиции Вишневский Я.Г. в судебном заседании пояснил, что 31.01.2021 находился в автобусе на проспекте Революции, 56 в группе доставления участников несанкционированного митинга, который проходил по указанному адресу. Сотрудники ОМОНа и Росгвардии неоднократно предлагали участникам митинга разойтись, тех кто не расходился доставляли в автобус для последующего доставления в отдел полиции. Бондаренко Д.В. был доставлен в автобус сотрудниками ОМОНа и Росгвардии. Далее Вишневским Я.Г. Бондаренко Д.В. был доставлен в ОП №2, о чем был составлен рапорт и протокол.
Старший инспектор Р“РРђР— РћРџв„–2 РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу капитан полиции Байбаков Рљ.Р. РІ судебном заседании РїРѕСЏСЃРЅРёР», что Бондаренко Р”.Р’. был доставлен РІ отдел полиции в„– 2 РЈРњР’ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу, РіРґРµ РЅР° основании рапорта начальника смены РћРџ в„–7 майора полиции Вишневского РЇ.Р“., протокола доставления лица, совершившего административное правонарушение, видеодиска СЃ видеозаписью, осуществленной сотрудниками полиции, находившимися РІ месте проведения митинга, был составлен протокол РѕР± административном правонарушении.
Рзучив материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ).
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность, и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Согласно пункту 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
РР· определения Конституционного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 07.07.2016 в„– 1428-Рћ следует, что гарантированное Конституцией Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации право граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации собираться РјРёСЂРЅРѕ, без оружия, проводить собрания, митинги Рё демонстрации, шествия Рё пикетирование РЅРµ является абсолютным Рё может быть ограничено федеральным законом РІ целях защиты конституционно значимых ценностей РїСЂРё обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности Рё соразмерности, СЃ тем чтобы вводимые РёРј ограничения РЅРµ посягали РЅР° само существо данного конституционного права Рё РЅРµ препятствовали открытому Рё СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРјСѓ выражению гражданами СЃРІРѕРёС… взглядов, мнений Рё требований посредством организации Рё проведения мирных публичных акций.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность полноценной реализации права на свободу мирных собраний и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии), в том числе путем введения разумных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления эффективной публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Федеральный закон № 54-ФЗ закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12-17). Данным положениям корреспондируют положения КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации), соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия, соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Статьей 8 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 № 417.
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции Указом Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В соответствии с п. 1 Указа губернатора Воронежской области от 13.05.2020 N 184-у «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» определена территория, на которой предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе, в условиях введения режима повышенной готовности, территория в границах Воронежской области.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В соответствии с ч. 2 Указа Губернатора Воронежской области от 13.05.2020 N184-У "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлено временно приостановить на территории Воронежской области, в том числе, проведение публичных, мероприятий с очным присутствием граждан.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.
К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении 31.01.2021 в 14 час. 45 мин. Бондаренко Д.В. находился по адресу: г. Воронеж, пр. Революции, д. 56, в нарушение требований органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации участвовал в проведении публичного мероприятия, своими действиями подверг угрозе распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, проявляющейся в нарушении функции дыхательной системы вплоть до летального исхода.
При указанных обстоятельствах, действия Бондаренко Д.В. надлежит квалифицировать по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. Деяний, предусмотренных ч. 6 ст. 20.2 КоАП РФ, в действиях Бондаренко Д.В. не установлено.
Р’РёРЅР° Бондаренко Р”.Р’. РІ совершении административного правонарушения подтверждается: протоколом РѕР± административном правонарушении в„–295618 РѕС‚ 31.01.2021, рапортом РЈРЈРџ РћРџ в„–4 РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу начальника смены РћРџ в„–7 майора полиции Вишневского РЇ.Р“., протоколом РѕС‚ 31.01.2021 Рѕ доставлении лица, совершившего административное правонарушение, рапортом СЃС‚. инспектора Р“РРђР— РћРџ в„–2 РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу капитана полиции Байбакова Рљ.Р. Рё РґСЂСѓРіРёРјРё доказательствами, содержащимися РІ материалах дела.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется. Рапорт о выявленном административном правонарушении содержит необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности должностных лиц, составивших рапорты, материалы дела не содержат. Данные документы отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ.
При назначении наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, в связи с чем, считает возможным назначение наказания за указанное административное правонарушение в виде штрафа, полагая, что такое наказание будет отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 5 ст. 20.2, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
РџРћРЎРўРђРќРћР’РР›:
признать Бондаренко Д.В. (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 12000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу на следующий счет:
Получатель платежа: УФК РїРѕ Воронежской области (РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рі. Воронежу), номер счета получателя платежа 40101810500000010004 РІ отделение банка Воронеж, РРќРќ 3664099722, Р‘РРљ 042007001, РљРџРџ 366401001, КБК 18811601201019000140, РєРѕРґ РћРљРўРњРћ 20701000, идентификатор 18880336210122956185.
Постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
РЎСѓРґСЊСЏ Рў.Р. Будаковская