№ 2-2086/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2024 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска
в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.,
при секретаре Тошевой М.Б.,
с участием:
пом.прокурора Октябрьского района г. Красноярска Михайловской О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А3 к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов о признании приказов незаконными, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, -
У С Т А Н О В И Л:
Камзалакова Л.В. обратилась в суд с иском к Енисейскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (далее «Енисейское БВУ») о признании приказов незаконными, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, мотивируя свои требования тем, что 10 октября 2002 года она была принята на работу в Енисейское БВУ, с 1 апреля 2021 года переведена на должность заместителя руководителя-главного бухгалтера. С 1 сентября 2021 года по 24 мая 2022 года она исполняла обязанности руководителя. В мае 2023 года была проведена плановая проверка Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю, по результатам которой был составлен акт от 15 июня 2023 года и представление № 19-24-11/3081 от 25 июля 2023 года. На основании приказа ответчика № 201 от 10 августа 2023 года была проведена служебная проверка, по итогам которой приказом № 213 от 30 августа 2023 года ей был объявлен выговор и приказом № 212 от 30 августа 2023 года она была уволена на основании п.6 ст. 37, п.5 ч.1 ст. 75 Закона о государственной гражданской службе РФ. С применением к ней дисциплинарных взысканий она не согласна. Приказ № 213 от 30 августа 2023 года считает незаконным, поскольку нарушений, за которые она привлечена к дисциплинарному взысканию в виде выговора, не допускала. Так, в качестве нарушения указано, что при расчете с поставщиками по пяти госконтрактам финансовые операции отражены несвоевременно, однако, полномочия по ведению бюджетного учета переданы в ОЦБ ЦФК по Красноярскому краю, поэтому отражение финансовых операций, их своевременность относится к обязанностях ОЦБ. Относительно нарушения об искажении сведений о движении нефинасовых активов так же не согласна, поскольку основное средство «Контейнер бытовой» был принят на баланс 12 августа 2009 года с кодом ОУОФ 162915501, в связи с изменением в 2016 году ОКОФ в 2017 году указанное основное средство было переведено на ОКОФ 330.29.20.21.110. В ходе проверки было принято решение о перемещении основного средства между счетами учета и смене кода ОКОФ со счета 10.36 на счет 101.32 с изменением ОКОФ на 210.00.13.11.111 без изменения амортизационной группы. Поскольку амортизационная группа не изменилась, не изменилась и начисленная амортизация. Данное нарушение устранено в ходе проверки. Ответственный за ведение данного участка работы - главный специалист- эксперт Назарова Е.С. Нарушение в части отражения по счетам бухучета дебиторской задолженности по госконтракту, обязательства по которому фактически исполнены в полном объеме, что привело к искажению баланса главного распорядителя, получателя бюджетных средств так же не допускала, поскольку срок списания неподтвержденной дебиторской задолженности 3 года, а выбытие этой задолженности произошло лишь в 2023 году, искажения не превышают 10 % к общей дебиторской задолженности. Кроме того, комиссия необоснованно вменила ей нарушение в части осуществления закупки услуг по составлению локального сметного расчета, когда необходимость в таком расчете уже отсутствовала, т.к. о своих действиях она уведомляла руководителя, заявка в Агрегатор «Березка» была подписана руководителем. С увольнением так же не согласна, т.к. она была уволена в период нетрудоспособности. Кроме того, нарушение, за которое применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения, т.е. неправомерное расходование бюджетных средств в виде выплат премий себе как заместителю руководителя – главному бухгалтеру, она не совершала. Премия была начислена, в связи с тем, что при возложении на нее обязанности руководителя она не была освобождена работодателем от обязанностей заместителя руководителя-главного бухгалтера и доплата за исполнение вновь возложенных на нее обязанностей не установлена. По вышеизложенным основаниям считает незаконным и Заключение по результатам служебной проверки от 29 августа 2023 года. Просит признать незаконными приказы № 213 и № 212 от 30 августа 2023 года, признать незаконным Заключение ответчика по результатам служебной проверки от 29 августа 2023 года, восстановить ее на работе в должности заместителя руководителя – главного бухгалтера Енисейского БВУ с 12 сентября 2023 года, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула.
В судебном заседании истец и ее представитель Черкашина П.В., действующая на основании устного заявления, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Смирнова Н.В.,, действующая на основании и доверенности от 29 июня 2023 года, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица Федерального агентства водных ресурсов Гунин В.В., действующий на основании доверенности от 12 сентября 2023 года, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Ранее в ходе рассмотрения дела пояснил, что исковые требования полагал необоснованными, просил в их удовлетворении отказать, о чем предоставил письменные возражения на иск.
Пом.прокурора Октябрьского района г. Красноярска Рогова А.В. исковые требования в части восстановления на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула полагала подлежащими удовлетворению, в остальной части иска просила отказать.
Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Как предусмотрено ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: трудовая функция, место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя).
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее «Закон о государственной службе»).
В силу ст. 13 Закона о государственной службе гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета, бюджета федеральной территории "Сириус" с учетом положений статьи 47 Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" или бюджета субъекта Российской Федерации.
Положениями ст. 21 Закона о государственной службе предусмотрено, что служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа.
Согласно ч. 2 ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать трудовую дисциплину.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Закона о государственной службе гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; поддерживать профессиональный уровень, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
Согласно ч.1 ст. 18 Закона о государственной службе гражданский служащий обязан: исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа; не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
Как следует из Положения о Енисейском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов, утв. Приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 года № 66, Енисейское БВУ является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории РФ; Территориальный орган возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром природных ресурсов и экологии РФ по представлению руководителя Федерального агентства водных ресурсов; руководитель территориального органа имеет заместителей, назначаемых на должность в установленном законом порядке по согласованию с руководителем Федерального агентства водных ресурсов (т.1 л.д. 108-119, 19-34).
В судебном заседании установлено, что 14 ноября 2006 года между истцом и Енисейским БВУ был заключен служебный контракт № 02-К/06, в соответствии с которым Камзалакова Л.В. принята на работу на должность государственной гражданской службы старшего специалиста 1 разряда планово-экономического отдела Енисейского бассейнового водного управления. В дальнейшем истец занимала различные должности в Енисейском БВУ. В соответствии с дополнительным соглашением № 12 от 01 апреля 2021 года к служебному контракту, на основании приказа по личному составу от 26 марта 2021 года № 59-к Камзалакова Л.В. переведена на должность заместителя руководителя - главного бухгалтера Енисейского БВУ, что так же подтверждается трудовой книжкой работника (т.1 л.д.52-76, 41-51).
В соответствии с Должностным регламентом Заместителя руководителя-главного бухгалтера, утв. 1 апреля 2021 года, заместитель руководителя-главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю Енисейского БВУ, назначается на должность и освобождается от должности руководителем Енисейского БВУ по согласованию с руководителем Федерального агентства водных ресурсов; заместитель руководителя-главный бухгалтер должен иметь высшее образование по укрупненным группам направления подготовки «Экономика и управление», должен обладать профессиональными знаниями в сфере законодательства, в том числе знать Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказы Минфина России и постановления Правительства РФ в части финансово-хозяйственной деятельности учреждения, ведения реестра расходных обязательства РФ, порядка применения бюджетной классификации, другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы, связанные с ведением бюджетной политики в сфере государственного управления, судебной системы, государственной гражданской службы; должен знать понятия устройства системы бюджетных платежей в РФ, бюджетную классификацию РФ, в обязанности заместителя руководителя - главного бухгалтера входит в том числе: организация и координация работы отдела экономики финансов и бюджетного учета, контрактной службы, курирование производственных вопросов отдела информационного и технического обеспечения, отдела правового обеспечения, госслужбы и кадров, организация финансовой деятельности управления, направленную на обеспечение финансовыми ресурсами, выполнение лимита бюджетных обязательств текущего года, выполнение обязательств перед государственными и внебюджетными фондами, руководство разработкой текущих и перспективных финансовых планов, осуществление оперативного и непрерывного управления денежными средствами, предотвращение срыва деятельности управления из-за их недостатка, содействие сохранности, своевременное и полное направление их на плановые цели, предусмотренные лимитами бюджетных обязательств текущего года, согласно бюджетной классификации; организует бюджетный учет финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ, обеспечивает предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствующие адреса в установленные сроки; организовывает и осуществляет контрольные мероприятия (т.1 л.д. 35-40).
В силу ст. 57 Закона о государственной службе за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона; за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Согласно ст. 58 Закона о государственной службе до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
В силу ст. 59 Закона о государственной службе служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего; при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка; вина гражданского служащего; причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки; в проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах.
На основании Представления Управления Федерального Казначейства по Красноярскому краю от 25 июля 2023 года, ответчиком приказом № 201 от 10 августа 2023 года была создана комиссия для проведения служебной проверки, Камзалаковой Л.В. предложено предоставить объяснения по фактам, изложенным в Представлении в срок до 28 августа 2023 года, проведение проверки предусмотрено до 31 августа 2023 года (т. 1 л.д. 128).
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
По правилам ч.1 ст. 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организациями бюджетной сферы являются государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами.
Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 256н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее «Стандарт»).
Как следует из п.2 Приказа Минфина России от 31 декабря 2016 года № 256н, Стандарт применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2018 года, составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2018 года.
Стандарт устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность); определяет основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета субъектами бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета, общие правила признания (прекращения признания) их в бухгалтерском учете, оценку (денежное измерение), а также методы оценки (денежного измерения) объектов бухгалтерского учета, общие требования к порядку формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и ее качественные характеристики, основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также требования к инвентаризации активов и обязательств.
Согласно п. 3 Стандарта под субъектами бухгалтерского учета (далее - субъекты учета) понимаются государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, иные организации бюджетной сферы, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации, осуществляющие согласно бюджетному законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета (далее - учреждения). Положения настоящего Стандарта, установленные в отношении учреждений, распространяются на иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета и (или) составлению и представлению бюджетной отчетности.
Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года № 157н утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применению (далее «Инструкция»).
Согласно п. 3.1 вышеуказанного приказа он распространяется на организации бюджетной сферы, а также на иные организации в части осуществляемых ими в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полномочий по ведению бюджетного учета.
Положениями п. 2 Инструкции предусмотрено, что бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, финансовыми органами, органами Федерального казначейства и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. « 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет. Положения настоящей Инструкции применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора".
Как следует из п. 6 Инструкции организация и ведение бухгалтерского учета осуществляется субъектом учета в соответствии с учетной политикой, сформированной в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и настоящей Инструкцией.
Положениями п. 10 и п. 11 Инструкции предусмотрено, что систематизация, обобщение и (или) группировка и накопление информации, содержащейся в принятых к учету первичных (сводных) учетных документах, в целях отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в регистрах бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета составляются по унифицированным формам, установленным в рамках бюджетного законодательства. Регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы, устанавливаются субъектом учета (централизованной бухгалтерией) в рамках формирования своей учетной политики и должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование регистра; наименование субъекта учета, составившего регистр; дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета; величина денежного и (или) натурального измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения; наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра; подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц; иные реквизиты, предусмотренные для формирования унифицированных форм документов. Регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (далее - электронный регистр), и (или) на бумажном носителе, в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов и (или) в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе. Данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухгалтерского учета.
Согласно Заключению по результатам служебной проверки от 29 августа 2023 года, в работе заместителя руководителя – главного бухгалтера Камзалаковой Л.В. (т.1 л.д. 129-135) выявлены нарушения:
(п.10 Представления) неисполнение п.11 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 года № 157н, в 2020-2021 годах в части своевременного отражения в документах учета финансовых операций при расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные ТМЦ, выполненные работы, оказанные услуги по пяти государственным контрактам; несвоевременной регистрации финансовых операций в регистрах бухгалтерского учета Управления при расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные ТМЦ, выполненные работы, оказанные услуги: ООО «Спектр», государственный контракт от 6 мая 2020 года, Акт от 25 июня 2020 года в регистре бухучета отражен 2 июля 2020 года; ИП Дашиев Э.Б. государственный контракт от 18 мая 2020 года, Акт от 24 ноября 2020 года в регистре бухучета отражен 14 декабря 2020 года; ООО «Центр экологических разработок и аудита», государственный контракт от 16 марта 2020 года, Акт от 09 ноября 2020 года в регистре бухучета отражен 17 ноября 2020 года; ООО «Центр экологических разработок и аудита», государственный контракт от 16 марта 2020 года, Акт от 09 ноября 2020 года в регистре бухучета отражен 17 ноября 2020 года; КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника № 4» государственный контракт от 8 ноября 2021 года, Акт от 30 ноября 2021 года, вх. от 17 декабря 2021 года, в регистре бухучета отражен 21 декабря 2021 года; несвоевременное отражение в документах учета финансовых операций при расчетах с поставщиками и подрядчиками за выполненные работы, оказанные услуги, что в ходе проведения служебной проверки подтверждено копиями журналов операций № 4 расчетов с поставщиками и подрядчиками за июль, ноябрь, декабрь 2020 года, декабрь 2021 года, актами приема-передачи от 25 июня 2020 года № 6, от 24 ноября года № 1, от 9 ноября 2020 года № 1, от 9 ноября 2020 года № 1, от 30 ноября 2021 года № 244;
(п. 11 Представления) в нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 18 Федерального стандарта бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года № 256н, п. 53 Инструкции № 157н, Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года № 2018-ст, п. 16 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н, отражение объекта основного средства на несоответствующем счете аналитического учета привело к искажению сведений о движении нефинансовых активов, т.е. основное средство «Контейнер бытовой» с инвентарным номером О000001509 поступил на баланс с кодом ОКОФ 16 2915501 «Контейнеры универсальные среднетоннажные» от 12 августа 2009 года, однако, с 1 января 2017 года введен новый Общероссийский классификатор основных фондов, утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 декабря 2014 года № 2018-ст, в соответствии с которым указанное основное средство было переведено в ОКОФ 330.29.20.21.110 «Контейнеры общего назначения (универсальные);
(п.12 Представления) в нарушение ч.1 ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ, п. 18 Федерального стандарта бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» отражение по счетам бухгалтерского учета дебиторской задолженности по государственному контракту, обязательства по которому фактически исполнены в полном объеме, привело к искажению баланса главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств, т.к. по состоянию на 1 января 2021 года, на 1 января 2022 года по счету 206.21 «Расчеты по авансам по услугам связи» по государственному контракту от 20 июня 2019 года числилась дебиторская задолженность в сумме 8843, 9 рубля, образовавшаяся в 2019 году в результате перечисления авансовых платежей по условиям государственного контракта и не погашенная в полном объеме в течении 2020 и 2021 годов; согласно Соглашению от 15 августа 2019 года о расторжении указанного государственного контракта от 20 июня 2019 года, контракт расторгнут с 1 июня 2019 года, при этом на момент его подписания стороны финансовых обязательств и претензий по исполнению контракта к друг другу не имеют; проверкой установлено, что согласно актам выполненных работ, услуги по этому контракту оказаны на сумму 20834, 36 рубля и оплачена управлением в полном объеме; в 2022 году указанная дебиторская задолженность отражена управлением по счету 209, 36 «Расчеты по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, что следует из оборотно-сальдовой ведомости по этому счету за 2022 год; по состоянию на 1 января 2021 года, на 1 января 2022 года, на 1 января 2023 года показатели завышены на сумму 8843, 9 рубля;
(п. 13 Представления) Енисейским БВУ 11 ноября 2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона «Текущий ремонт помещений» с приложением обоснования НМЦК – локального сметного расчета на ремонт кабинетов ТОВР по Республике Хакасия и Республике Тыва в г. Абакане, по результатам аукциона заключен государственный контракт от 5 декабря 2022 года. Однако, процедура закупки услуг по составлению сметы осуществлена после заключения контракта. Так, 8 декабря 2022 года в системе ЕАТ «Березка» размещена закупка услуг по составлению локально-сметного расчета на указанный текущий ремонт. По результатам оказания услуг составлен акт от 14 декабря 2022 года № 33, произведена оплата 23 декабря 2022 года. Начальником ТОВР по Республике Хакасия и Республике Тыва Кучеренко С.Н. несвоевременно была предоставлена заявка на осуществление закупки по составлению сметы, при этом данное лицо не включено в состав контрактной службы, обязанности по обоснованию НМЦК на нее не возлагались. Ненадлежащее исполнение Камзалаковой Л.В. своих должностных обязанностей, т.е. п. 3.2.4, 4.2 Должностного регламента, Заместителя руководителя-главного бухгалтера, утв. 1 апреля 2021 года,, привело к закупке услуг по составлению локального сметного расчета, когда необходимость в таковом уже отсутствовала.
С заключением по результатам служебной проверки от 29 августа 2023 года истец ознакомлена 30 августа 2023 года, о чем свидетельствует ее личная подпись в нем и собственноручное указание о том, что с заключением она не согласна.
Как следует из Объяснительной истца на имя руководителя Енисейского БВУ:
(п.10 Представления) полномочия по ведению бюджетного учета переданы ОЦБ УФК по Красноярскому краю, в связи с чем отражение финансовых операций, их своевременность относятся в обязанностям ОЦБ; отраженные в акте проверки факты несвоевременности никакого искажения отчетности не несут, поскольку все отражено в одном отчетном периоде;
(п.11 Представления) основное средство «Контейнер бытовой» принят на баланс Енисейского БВУ 12 августа 2009 года с кодом ОКОФ 16 2915501 «Контейнеры универсальные среднетоннажные»; в целях перехода от применения старого ОКОФ ОК 013-94 в 2016 году к новому ОК 013-2014 (СНС 2008) в 2017 году основное средство переведено на ОКОФ 330.29.20.21.110 «Контейнеры общего назначения (универсальные); в ходе проверки было принято решение о перемещении основного средства между счетами учета и смене кода ОКОФ со счета 101.36 «Инвентарь производственный и хозяйственный – иное движимое имущество учреждения» на счет 101.32 «Нежилые помещения (здания и сооружения) – иное движимое имущество учреждения» с изменением ОКОФ на 210.00.13.11.111 без изменения амортизационной группы;
(п.12 Представления) срок списания неподтвержденной дебиторской задолженности 3 года, в 2023 году произошло выбытие с учета;
(п.13 Представления) прилагаю пояснительную записку начальника территориального отдела по Республике Хакасия и Республике Тыва (т.2 л.д. 62-65).
В ходе рассмотрения спора установлено, что в связи с выявленными нарушениями, на основании приказа от 30 августа 2023 года № 213, заместителю руководителя – главному бухгалтеру Камзалаковой Л.В. объявлен выговор (т.1 л.д. 10).
Разрешая исковые требования о признании приказа от 30 августа 2023 года № 213 незаконным, суд учитывает, что факт допущения указанных нарушений истцом подтверждается Актом Управления Федерального казначейства по Красноярскому краю, органа осуществляющего контроль за соблюдением, в том числе Енисейским БВУ, бюджетного законодательства, (далее «УФК») от 15 июня 2023 года по результатам выездной проверки Енисейского БВУ, проведенной в период с 10 мая 2023 года по 15 июня 2023 года в соответствии с приказами УФК от 4 мая 2023 года № 181, от 8 июня 2023 года № 238 и на основании п. 13 Плана контрольных мероприятий на 2023 год, на основании которого работодателю было выдано Представление от 27 июля 2023 года об устранении выявленных нарушений, в связи с чем оценив вышеприведенные доказательства в совокупности с положениями Должностного регламента истца и нормативно-правовых актов, регламентирующих ведение бухучета в государственных учреждениях, учитывая, что нарушений сроков и процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности не установлено, не находит законных оснований для удовлетворения требований Камзалаковой Л.В. о признании приказа от 30 августа 2023 года № 213 незаконным (т. 1 л.д. 177-249).
В тоже время, исковое требование Камзалаковой Л.В. о признании незаконным приказа от 30 августа № 212 суд находит законным и обоснованным.
Так, в судебном заседании установлено, что Приказом Минприроды России от 31 августа 2021 года № 677-лс «Об исполнении обязанности руководителя Енисейского бассейнового водного управления» на Камзалакову Л.В. с ее согласия с 01 сентября 2021 года возложено исполнение обязанностей руководителя Енисейского БВУ до принятия решения о назначении руководителя Енисейского БВУ в установленном законодательством Российской Федерации порядке ( т. 1 л.д. 8).
При этом, согласно пояснениям участников процесса в судебном заседании, от Минприроды России и от Федерального агентства водных ресурсов каких-либо приказов или иных распоряжений об освобождении истца от обязанностей главного бухгалтера на период исполнения обязанностей руководителя и установлении оплаты на это время не издавалось.
В ходе рассмотрения спора установлено, что истец исполняла обязанности руководителя в период с 1 сентября 2021 года по 23 мая 2022 года, что следует из Приказов Минприроды России от 31 августа 2021 года № 677-лс и от 23 мая 2022 года № 304-лс ( т. 1 л.д. 8, 107).
В ходе проведенной работодателем вышеуказанной служебной проверки было установлено, что в нарушение ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» исполняющая обязанности руководителя Камзалакова Л.В. не передала обязанности главного бухгалтера иному должностному лицу, что привело к возникновению конфликта интересов, когда одно и тоже лицо принимает решения по распоряжению имуществом, совершению иных хозяйственных операций и оно же ответственно и полномочно фиксировать информацию о своей деятельности в документах бухгалтерского учета и отчетности. В тоже время, согласно п. 9.6 Положения о Енисейском БВУ, утв. приказом Росводресурсов от 11 марта 2014 года № 66, руководитель территориального органа назначает на должность и освобождает от должности работников. Камзалаковой Л.В. не был урегулирован конфликт интересов в период исполнения обязанностей руководителя. Так же в ходе проведения служебной проверки установлено, что с 1 сентября 2021 года по 23 мая 2022 года Камзалаковой Л.В., как исполняющей обязанности руководителя, выплачены квартальные премии и доплаты за классный чин на основании приказов Росводресурсов от 9 ноября 2021 года № 290, от 23 декабря 2021 года № 344, от 29 апреля 2022 года № 110, однако в этот же период Камзалаковой Л.В. изданы приказы о ежемесячных и квартальных премиях, в том числе себе, как заместителю руководителя Енисейского БВУ: от 27 сентября 2021 года № 317 и № 316, от 28 октября 2021 года № 346, от 29 ноября 2021 года № 410, от 20 декабря 2021 года № 431, от 24 декабря 2021 года № 464, от 28 января 2022 года № 24, от 24 февраля 2022 года № 60, от 24 марта 2022 года № 73, от 22 апреля 2022 года № 128 и № 129 (т.1.л.д. 129-135).
Данные обстоятельства подтверждаются вышеприведенными приказами, расчетными листками истца за указанный период, из которых следует, что истцу, как заместителю руководителя – главному бухгалтеру, было выплачено премий на сумму 637278, 92 рубля, Актом УФК от 15 июня 2023 года, Сведениями о стимулирующих выплатах (т.2 л.д. 15, 17-18, 24-49, 50-61).
В результате проведенной служебной проверки комиссия пришла к выводу о том, что Камзалаковой Л.В. допущено ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных п. 3.24. и п.4.2 Должностного регламента, что привело к неправомерному расходованию бюджетных средств в виде выплаты премии себе, как заместителю руководителя – главному бухгалтеру, в связи с чем предложила применить к ней дисциплинарное взыскание в виде увольнения с гражданской службы.
В силу п.6 ч.1 ст. 37 Закона о государственной службе служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, приказом работодателя от 30 августа 2023 года № 212, к заместителю руководителя-главному бухгалтеру Камзалаковой Л.В. было применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения с гражданской службы с 12 сентября 2023 года, при этом указано, что в результате проведенной проверки установлено, что исполняющей обязанности руководителя Камзалаковой Л.В. допущено нарушение ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 70 БК РФ, п. 9.5, 9.8 Положения о Енисейском БВУ, п.3.2.4, 4.2 Должностного регламента заместителя руководителя - главного бухгалтера (т.1 л.д. 10)
Приказом № 113-к от 30 августа 2023 года истец уволена с должности заместителя руководителя-главного бухгалтера 12 сентября 2023 года на основании п. 6 ч.1 ст. 37 Закона о государственной службе (т.1 л.д.137).
С приказом истец ознакомлена 31 августа 2023 года, о чем свидетельствует ее личная подпись в нем.
Разрешая настоящий спор, суд принимает во внимание, что выявленные нарушения, за которые истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, были допущены ею, как указано в самом приказе, в качестве исполняющего обязанности руководителя, в силу которых, в соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 9.6, 9.8 Положения о Енисейском БВУ, она должна была передать функции главного бухгалтера иному должностному лицу, в целях недопущения конфликта интересов, однако, уволена она была с должности заместителя руководителя-главного бухгалтера, не предусматривающей выполнение обязанностей, предусмотренных данными нормами, соответственно, приказ от 30 августа 2023 года № 212 нельзя признать законным.
Более того, согласно ч.6 ст. 81 ТК РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
Согласно ч.3 ст. 37 Закона о гражданской службе гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания гражданского служащего в отпуске и в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что на день увольнения истец была нетрудоспособна, что подтверждается листком нетрудоспособности № 910191197780, в соответствии с которым период нетрудоспособности был с 7 сентября 20923 года по 21 сентября 2023 года, ответом ОСФР по Красноярскому краю на судебный запрос «О направлении информации в отношении Камзалаковой Л.В.» (т.3 л.д. 37-38).
При таких обстоятельствах, учитывая, что служебный контракт был расторгнут с истцом в период ее нетрудоспособности, увольнение является незаконным.
Доводы представителя ответчика о том, что истец была уведомлена об увольнении до наступления нетрудоспособности, при отсутствии доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении правом со стороны работника, суд не принимает во внимание, поскольку они не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Требование истца о признании Заключения ответчика по результатам служебной проверки от 29 августа 2023 года незаконным не подлежат рассмотрению в качестве самостоятельного предмета спора, поскольку Заключение отражает результат служебной проверки, которая в свою очередь является одной из стадий привлечения к дисциплинарной ответственности государственного служащего.
В силу ч.1, ч. 6 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Исходя из того, что увольнение истца признано судом незаконным, требование Камзалаковой Л.В. о восстановлении ее на работе у ответчика в должности заместителя руководителя – главного бухгалтера подлежит удовлетворению.
В силу ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает в случае незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
В соответствии с ч.2 и ч. 8 ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
По правилам ч. 2 и ч. 3 ст. 139 ТК РФ и п. 2, п. 6 Положения «Об особенностях порядка исчисления заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 922 (далее «Положение о среднем заработке») для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся: выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате). При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. В случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному.
Положениями п. 3 и п. 5 Положения о среднем заработке при исчислении среднего заработка предусмотрено, что для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие); из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением перерывов для кормления ребенка, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации; работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам; работник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника; работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу; работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства; работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ; при определении размера оплаты времени вынужденного прогула средний заработок, взыскиваемый в пользу работника за это время, не подлежит уменьшению на суммы заработной платы, полученной у другого работодателя, независимо от того, работал у него работник на день увольнения или нет, пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные истцу в пределах срока оплачиваемого прогула, а также пособия по безработице, которое он получал в период вынужденного прогула, поскольку указанные выплаты действующим законодательством не отнесены к числу выплат, подлежащих зачету при определении размера оплаты времени вынужденного прогула.
Расчетным периодом при исчислении среднего заработка за время вынужденного прогула с 13 сентября 2023 года по 22 марта 2024 года, т.е. за 129 рабочих дней, являются 12 месяцев, предшествующих месяцу увольнения, т.е. с сентября 2022 года по август 2023 года.
Согласно табелям учета рабочего времени за 2022 год и за 2023 год, расчетным листкам с сентября 2022 года по август 2023 года, учитывая периоды нахождения в командировках с 7 сентября 2022 года по 12 сентября 2022 года, с 16 января 2023 года по 19 января 2023 года, с 26 января 2023 года по 29 января 2023 года, 29 мая 2023 года по 31 мая 2023 года, в отпуске с 17 апреля 2023 года по 28 апреля 2023 года, с 13 июня 2023 года по 30 июня 2023 года, с 3 июля 2023 года по 10 июля 2023 года, с 17 июля 2023 года по 4 августа 2023 года, доход истца и количество рабочих дней составляет (т.2 л.д. 79-160):
сентябрь 2022 года – 151632, 44 рубля за 19 отраб.дн.;
октябрь 2022 года – 89759, 25 рубля за 21 отраб. день.;
ноябрь 2022 года - 89759, 25 рубля за 21 отраб. день.;
декабрь 2022 года - 168111, 21 рубля за 22 отр. дн.;
январь 2023 года – 102429, 29 рубля за 13 дней;
февраль 2023 года - 185690, 35 рубля за 18 отр.дн.;
март 2023 года - 137763 рубля за 22 отр.дн.;
апрель 2023 года – 86725 рублей за 10 отр. дн.;
май 2023 года –122362, 85 рубля за 17 отр.дн.;
июнь 2023 года – 88779, 3 рубля за 14 отр.дн.;
июль 2023 года – 42246, 95 рубля за 1 отр.день;
август 2023 года – 84812, 28 рубля за 19 отр.дн.
всего 1350071, 17 рубля за 197 отр. дней
средний заработок за расчетный период составляет:
1350071, 17 рубля/197 отр.дн. = 6853, 15 рубля х 129 раб.дн. = 884056, 35 рубля, которые и подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлину в размере 12340, 56 рубля.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным приказ № 212 от 30 августа 2023 года о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения А3.
Восстановить А2 в должности заместителя руководителя – главного бухгалтера Енисейского бассейнового водного управления с 13 сентября 2023 года.
Взыскать с Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в пользу А3 средний заработок за время вынужденного прогула в размере 884056, 35 рубля.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в доход местного бюджета в размере 12340, 56 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Подписано председательствующим 5 апреля 2024 года
Копия верна
Судья